Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий. Обучение детей дошкольного возраста информатике в играх и с применением компьютера Информатика для дошкольников интерактивное пособие полная версия

Ирина Самойленко
Программа кружка «Юный информатик» для детей подготовительной к школе группы

Программа «Юный информатик » разработана для детей подготовительной группы в МДОУ д/с «Лучик» .

Актуальность программы состоит в том , что интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии.

Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома . Научно-техническая революция расширила понятие грамотности : теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

В процессе НОД дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, интеллект, моторику рук. Общение с компьютером вызывает живой интерес сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Именно он (интерес) лежит в основе формирования важных структур : познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, и именно они обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе .

Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно – развивающей среды ребенка. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями позволяет обеспечить более плавным переход к учебной деятельности.

Ведущими целями программы являются :

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей;

Расширение знаний об окружающем мире ;

Пропедевтика основных понятий информатики .

Данные цели достигаются в процессе разнообразных видов деятельности : игровой, учебной, двигательной, художественной.

Для достижения целей программы значение имеют :

Создание условий развития ребенка в процессе обучения;

Творческая организация процесса обучения и воспитания;

Максимальное сочетание разнообразных видов деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Уважительное отношение к результатам детского творчества;

Разнообразное использование образовательного материала позволяет развивать творческий потенциал ребенка в соответствии с индивидуальными наклонностями.

Основными задачами являются :

Ознакомление с функциональной структурой компьютера, его основными устройствами и приемами работы в среде «Windows» ;

Формирование навыков работы в графическом редакторе «Paint» и текстовом редакторе «Word» ; языковых компетенций; учебной деятельности и элементарных математических представлений;

Развитие логики, комбинативного мышления, речи, творческих способностей, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.

В результате изучения курса дети должны

знать :

Название и функции основных частей компьютера;

Правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе;

уметь :

Использовать в работе клавиатуру и «мышь» ;

Воспринимать и анализировать информацию с экрана ;

Осуществлять необходимые операции в «Word» и графическом операторе «Paint»;

Находить закономерности в изображаемых предметах, обобщать категории;

Ориентироваться во времени и пространстве;

Составлять целое из предложенных частей;

Осознавать цели и выбирать систему действий для достижения и оценивания результата своей работы.

Данная программа предполагает проведение 2 НОД в неделю, продолжительностью 30 минут, всего 65 НОД в год.

Календарно-тематический план работы кружка

«Юный информатик »

1. Тема

Программное содержание :Знакомство с правилами поведения и техникой безопасности, адаптация к компьютерному классу.

областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Познание;

Социализация;

2. Тема : Здравствуй, класс компьютерный.

Программное содержание :Закрепление полученных знаний о правилах поведения в компьютерном классе и техники безопасности при работе с компьютером.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация;

3. Тема :Наш компьютер верный друг. Устройство компьютера.

Программное содержание :Знакомство с функциональной структурой и основными устройствами компьютера; способствование формированию навыков диалогической речи, расширению кругозора, развитию интеллектуальных способностей логического мышления.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация;

Познание;

Коммуникация.

4. Тема : Наш компьютер – верный друг.

Программное содержание :Закрепление знаний о функциональной структуре компьютера.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

5. Тема : Устройство «Монитор» . Дни недели.

Программное содержание :Знакомство с устройством «монитор» . Развитие временных представлений и пространственных ориентировок. Развитие памяти, внимания.

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Познание;

6. Тема : Устройство «Монитор»

Программное содержание :Закрепление полученных знаний об устройстве «Монитор» .

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

7. Тема : Манипулятор «мышь» . Введение в понятие «алгоритм»

Программное содержание :Знакомство с манипулятором «мышь» , понятием «алгоритм» . Развитие навыка работы с «мышью» , внимания, быстроты реакции.

Интегрирование образовательных областей :-здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

8. Тема : Манипулятор «мышь» .

Программное содержание :Закрепление полученных знаний о манипуляторе «мышь» и о понятии «алгоритм» .

Интегрирование образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация.

9. Тема : Манипулятор «мышь» .

Программное содержание :Совершенствование работы с «мышью» .

Интегрирование образовательных областей :-здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация

10. Тема : Времена года. Рабочий стол.

Программное содержание :Знакомство с содержанием «Рабочего стола» . Развитие временных представлений и пространственных ориентиров.

Интегрирование образовательных областей :-здоровье;

Познание;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура

11. Тема : Рабочий стол.

Программное содержание : Закрепление полученных знаний о «Рабочем столе» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

12. Тема : В гости к сказке.

Программное содержание : Знакомство с разновидностью компьютерных игр. Развитие языковых компетенций, умения полно отвечать на вопросы.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Чтение художественной литературы.

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

13. В гости к сказке.

Программное содержание : Закрепление изученного материала о разновидности компьютерных игр.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

14. Тема : «Word»

Программное содержание : Знакомство с названием и функцией основных клавиш.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура.

15. Тема : «Word» , или Лягушонок на клавиатуре.

Программное содержание : Закрепление знаний об основных клавишах компьютера.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Социализация

Безопасность;

Физическая культура;

16. Тема : Путешествие по клавиатуре : буквенный ряд.

Программное содержание : Знакомство с клавишей «Shift» . Развитие зрительного восприятия, навыка набора текста.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Чтение художественной литературы.

Безопасность;

Физическая культура;

17. Тема : Строчные и заглавные буквы. Школа волшебников .

Программное содержание : Закрепить знания основных клавиш, познакомить с понятиями : «заголовок» , «основная мысль» ; способствовать формированию навыка набора отдельных слов и предложений; развивать самостоятельность, внимание, речь, пространственные ориентировки.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Коммуникация.

18. Тема : Школа волшебников .

Программное содержание

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

19. Тема : Маленькие наборщики. Лингвистические игры.

Программное содержание : Закрепление знаний о клавиатуре. Формирование языковых компетенций.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Коммуникация

20. Тема

Программное содержание : Решение простейших арифметических задач и примеров. Развитие зрительного и слухового восприятия.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Чтение художественной литературы;

21. Тема : Цифровой ряд клавиатуры. Простейшие арифметические действия.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

22. Практическая работа «Создание и редактирование текста» Беседа о профессиях.

Программное содержание : Обобщение темы «Текстовый редактор «Word» ». Развитие обобщающих категорий и знаний о различных профессиях.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

23. Практическая работа «Арифметика»

Программное содержание : Обобщение темы «Цифровой ряд клавиатуры» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

24. Тема : Мы с компьютером – друзья.

Программное содержание : Обобщение знаний по теме «Устройство компьютера» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

25. Тема «рисовалка» .

Программное содержание : Знакомство с панелью инструментов. Развитие навыка работы с инструментами «Карандаш» , «Кисть» , эстетического вкуса, творческого воображения.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Чтение художественной литературы;

Художественное творчество.

26. Тема : В гостях у Пэйнтика, или Веселая «рисовалка» .

Программное содержание

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

27. Тема : Выполнение действий по алгоритму. Случай в зоопарке. Безопасность поведения в общественных местах.

Программное содержание : Безопасность поведения в общественных местах. Выполнение линейного алгоритма. Развитие навыка работы с инструментом «Ластик» , с панелью команд : «Файл» - «Создать» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Чтение художественной литературы;

28. Тема : Случай в зоопарке.

Программное содержание : Закрепление полученных знаний.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

29. Тема

Программное содержание : Знакомство с палитрой, инструментом «Заливка» . Развитие обобщающих категорий и знаний о растительном и животном мире.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Социализация;

Художественное творчество.

30. Тема : Палитра. Растения и насекомые.

Программное содержание : Закрепление полученных знаний.

Интеграция образовательных областей :

здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

31. Тема : Практическая работа «Создание рисунка»

Программное содержание

Интеграция образовательных областей :

здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

32. Тема : Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

33. Тема : Раскрашивание замкнутого контура. Лес и его обитатели

Программное содержание : Закрепление полученных знаний.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

34. Тема

Программное содержание : Совершенствование работы с инструментами «Кисть» , «Заливка» . Развитие обобщающих категорий, расширение знаний о диких и культурных растениях.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

35. Тема : Раскрашивание замкнутого контура. Фрукты и овощи.

Программное содержание : Закрепление полученной информации .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

36. Тема «Плывут по небу облака»

Программное содержание : Развитие знаний об окружающем мире . Совершенствование навыков работы в среде графического редактора. Знакомство с основным цветом кисти и цветом фона.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

37. Тема : Основной цвет кисти и цвет фона. «Плывут по небу облака»

Программное содержание : Закрепление материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

38. Практическая работа. Основной цвет кисти и цвет фона. «Путешествие в зимний лес»

Программное содержание : Закрепление навыков работы с инструментом «Кисть» , палитрой. Знакомство с инструментом «Распылитель» . Расширение представлений о временах года.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

39. Тема : Создание компьютерного рисунка «Снеговик» . Зимние подвижные игры и забавы.

Программное содержание : Знакомство с зимними играми и забавами. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора, умения выполнять действия по алгоритму.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

40. Тема : Зимние подвижные игры и забавы.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

41. Тема

Программное содержание : Знакомство с панелью команд, с инструментом «Пипетка» , формирование умения сохранять компьютерный рисунок. Расширение знаний о домашних и диких животных.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

42. Тема : Сохранение компьютерного рисунка. Дикие и домашние животные.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

43. Тема

Программное содержание : Развитие обобщающих категорий, знаний о диких и домашних птицах, творческого воображения.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

44. Тема : Редактирование компьютерного рисунка. Птицы.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

45. Практическая работа. Геометрические фигуры. Рисунок «Коврик для мышки»

Программное содержание : Классификация геометрических фигур по заданному признаку. Знакомство с понятием «орнамент» . Формирование умения пользоваться «выбором»

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

46. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Овал» .

Программное содержание : Работа со встроенными инструментами и примитивами графического редактора. Закрепление умения пользоваться «выбором» при создании виртуального рисунка.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

47. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Овал» .

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

48. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Прямоугольник» . Символика России.

Программное содержание : Формирование представлений о символике России. Знакомство с инструментами «Линия» , «Прямоугольник» . Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

49. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Прямоугольник» . Символика России.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

50. Тема : Построение линий и фигур. Логическая задача «Найди домик круга» .

Программное содержание : Развитие логического и комбинаторного мышления, творческого воображения. Закрепление умения использовать инструменты графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

51. Практическая работа. Построение линий и фигур : инструмент «Кривая линия» . Море и его обитатели.

Программное содержание : Знакомство с инструментом «Кривая линия» и принципами работы. Развитие знаний об обитателях морей и океанов. Формирование геометрического мышления и пространственного восприятия.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

52. Тема : Построение линий и фигур : инструмент «Кривая линия» . День и ночь – сутки прочь.

Программное содержание : Совершенствование навыка работы с инструментом «Кривая линия» . Формирование геометрического мышления, графических навыков, временных представлений.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

53. Практическая работа «Геометрические фигуры»

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

54. Тема

Программное содержание : Развитие знаний о космосе, навыков ориентации на плоскости, глазомера. Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

55. Тема : Выделение прямоугольной области. Планеты солнечной системы.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

56. Тема

Программное содержание : Развитие навыков геометрического конструирования и моделирования, работы с инструментом «Выделение прямоугольной области» .

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

57. Тема : Моделирование в среде графического редактора. Что нам стоит дом построить.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

58. Тема

Программное содержание : Развитие навыков моделирования в среде графического редактора, обобщающих категорий, знаний о транспортных средствах.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

59. Тема : Моделирование в среде графического редактора. Транспорт.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

60. Практическая работа «Создание рисунка. Транспорт»

Программное содержание : Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

61. Тема

Программное содержание : Формирование ответственного отношения к личной безопасности. Совершенствование навыков моделирования в среде графического редактора, составления целого из частей.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

Чтение художественной литературы

62. Тема : Моделирование в среде графического редактора. Путешествие в Страну Безопасных Дорог.

Программное содержание : Закрепление изученного материала.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество

63. Практическая работа «Создание рисунка на свободную тему»

Программное содержание : Совершенствование навыков работы в среде графического редактора.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество

64. Тема : Устройство «Принтер» и его назначение.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Познание;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество.

65. Тема : В творческой мастерской. На память от меня любимому воспитателю.

Программное содержание : Обобщение знаний по программе «Paint». Развитие самостоятельности, фантазии.

Интеграция образовательных областей :

Здоровье;

Безопасность;

Физическая культура;

Художественное творчество

Ляшенко Татьяна, студентка 3 «а» д/о.

Руководитель: Катмашова Александровна

Проект «Развивающая игра по информатике для дошкольников с применением информационных технологий»

Предмет: Методика обучения дошкольников деятельности с компьютером.

Тип проекта: практико-ориентированный

Оборудование: персональный компьютер

Цель проекта: создать развивающую игру по информатике средствами программы Microsoft Power Point.

В рамках дошкольной подготовки по Образовательной программе «Школа 2100» разработан курс для дошкольников по обучению информатике авторами А. В. Горячевым и Н. В. Ключом «Все по полочкам. Пособие по информатике для детей 5-6 лет». Из объяснительной записки: «Современное представление о работе за компьютером как о творческой созидательной деятельности, требующей наряду с развитым логическим и системным мышлением способности мыслить изобретательно и продуктивно, ориентирует подготовительное дошкольное изучение информатики на развитие умения рассуждать строго и логически и одновременно на развитие фантазии и творческого воображения». В результате изучения информатики дети должны приобрести ряд умений. Одним из необходимых умений является выделение свойств предметов, нахождение предметов, обладающих заданным свойством. Изучив разработанные автором, занятий для дошкольников мы решили создать развивающую компьютерную игру по этой теме. Для решения этой проблемы был разработан план для разработки проекта:

Этапы разработки мультимедийного проекта:

    Постановка проблемы.

    Определение цели создания конкретной учебной презентации, учет возраста учащихся, на которых ориентирована данная презентация.

    Составление плана работы над созданием проекта.

    Планирование содержания и структуры презентации.

    Сбор информации по теме, предоставляемой сетью Интернет и другими источниками.

    Создание презентации в режиме слайдов с помощью программы Microsoft Power Point. Настройка презентации: анимации, переход слайдов.

    Итоги проекта.

    Проведение защиты проекта перед аудиторией.

Проект создавался с помощью программы Microsoft Power Point. При разработке проекта были использованы дополнительные возможности программы: применение гиперссылок, которые позволяют сделать переходы к нужному объекту на любом слайде. Перед созданием презентации был подобран материал из Интернета: иллюстрации для каждого слайда, анимационные картинки. Каждый слайд содержит объекты: картинки, анимации. Все картинки относятся к одному множеству, за исключением одного. При выборе правильного объекта на картинке должен следовать слайд с весёлым изображением и сопровождаться звуком, в противном случае с грустным. Множества, расположенные на слайдах выбраны в соответствии с программой старшей группы. Это классификация геометрических фигур по форме, цвету и размеру, классификация множеств: фрукты, овощи, времена года и т.д.

В результате проекта была разработана развивающая игра по информатике для дошкольников.

Игра «Угадай-ка»

Ход игры:

Дидактическая задача: закреплять умение детей классифицировать предметы, учить детей мыслить, делать правильные умозаключения, приучать их быстро думать и отвечать.

Игровые правила. Поиск предмета и картинки с изображением, не относящейся к данной группе.

Игровое действие. Угадывание лишнего предмета.

Ход игры. Дети рассматривают слайд с изображениями. На слайде выбирают лишний объект.

Слайд 26 Слайд 32

В результате работы над проектом мы выяснили, что на сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

    предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

    несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

    движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

    проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

    ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

    компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Используемая литература:

    Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.

    Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., №5 - с. 92-95.

    А. в. Горячев, Н. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Москва: Баласс. 2000г.

    Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009г.

    Фомичева О. С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: "Гелиос АРВ", 2000г.

Список литературы

А. В. Горячев, Н. В. Ключ. Всё по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. Баласс. М. 2000 г.

Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35

Королева И.Н. Ярочкина Г.А. Защита экзаменационного компьютерного проекта – одна из форм итоговой аттестации учащихся // Вопросы Интернет Образования, 2006, №38

Э. С. Ларина. Проектная деятельность учащихся. Издательство «Учитель», 2007 г.

При подготовке ребенка к школе родители обучают его писать, считать и читать. Некоторые занимаются изучением иностранных языков. Однако, никто из них не прививает основы информатики.

Это связано с разными причинами. Некоторые думают, что этот предмет не предназначен для дошкольников. Однако, это полностью неправильно, поскольку при правильном подходе, ребенок может усваивать информацию комплексно. При этом будут изучаться основы счета, развиваться пространственное мышление, логика и другое.

Некоторые родители, вообще, не понимают, что есть такая наука, как информатика. Очень часто получается так, что дети таких родителей намного лучше работают за компьютером, чем они сами.

Программа «Информатика для школьников» является эффективным обучающим средством, которое поможет ребенку быстро постигать азы информатики на основе набора игр. Данную программу выпустила компания Marco Polo Group, которая специализируется на создании игровых программ, интерактивных пособий репетиторов и прочего.

Учебный курс в данной программе состоит из нескольких разделов, которые содержат в себе описание определенного изучаемого материала, несколько мини-игр и заданий, которые помогут маленьким ученикам проверить собственные знания.

Интерфейс программы разделен на части. В левой части расположено схематическое изображение курса, где можно быстро переходить от одного раздела к другому и перемещаться между элементами. В правой части расположена основная рабочая область, где и проходит обучение.

Курс разделен на несколько больших разделов, которые относятся к определенному понятию. Уроки можно запускать в произвольном порядке. Однако, лучше проходить весь курс целиком, поскольку в каждом следующем разделе развиваются знания, которые получены в предыдущем.

Изначально ребенок будет знакомиться с цифрами и счетом, поэтому начало курса никак не выбивается из школьной программы, так как дети еще до школы изучают основы счета. В программе используются игры для обучения, которые на первых этапах очень просты, однако, с каждым шагом становятся труднее, поскольку увеличивается объем изучаемого материала.

К примеру, в первом разделе, ребенок должен просто нажимать на цифры, которые произносит программа. Цифры пропадают, а под ними появляется картинка. В дальнейшем задания усложняются. Здесь ребенку нужно сосчитать предметы, указать последовательность чисел и изучить знаки равенства. Для кого-то это может показаться сложным, однако, на самом деле ничего сложного в этом нет.

К примеру, ребенок может указывать последовательность цифр, указывая цветы с номерами, что помогает пчеле собирать мед. Также можно решать легкие примеры для запуска космического корабля. Игр довольно большое количество, все они очень красивые и привлекательные.
На следующем этапе обучения ребенок будет знакомиться с понятием свойств предметов. Здесь ребенок может научиться выбирать группы предметов по каким-то признакам. Также он сможет научиться анализировать информацию при поиске сходств и различий у предметов.

Подбор игр происходил таким образом, чтобы вместе с навыками анализа изучались и другие качества. К примеру, игра «Они разные!» может познакомить ребенка с омонимами. Ребенок может познакомиться со словами «Ключ», «Кисть» и многими другими, которые могут означать разные проблемы.

Во вкладке «Описание предметов» развивается предыдущая тема и при этом изучается понятие симметрии. Игры в этом разделе соответствуют. Ребенок должен будет дорисовать картинку и указать симметричные рисунки из общей массы.

Еще один этап предназначается для сравнения предметов. Необходимо отсортировать аналогичные предметы по разным признакам. К примеру, необходимо расставить деревья по высоте. Также могут пригодиться задания для отбора одинаковых предметов из общей массы, которые будут отличаться некоторыми деталями.

Тема «Объекты» предназначается для свойств различных предметов и знакомства ребенка с понятием подгрупп. К примеру, животных можно разделить на диких и домашних. А их можно поделить на травоядных и хищников. В заданиях имеются такие, где ребенок выбирает предметы и их названия по какому-то признаку.

Также можно встретить задания, где ребенок должен выбрать предмет, по определенному признаку, которого нет у остальных. Но здесь не все так наглядно. В заданиях подобного типа можно найти такие, где может существовать несколько вариантов правильных ответов, однако, приложение может принять только один.

Для каждого из представленных на картинке овощей может быть признак, который отличает один от других. К примеру, свекла является единственным корнеплодом, а перец – овощем не круглой формы. Тыква, к примеру, не красного цвета. Однако, при этом правильным ответом может быть, к примеру, арбуз, поскольку из всех картинок он является ягодой.

Здесь может быть немного сложно объяснить ребенку, какой вариант правильный. Но таких заданий в программе небольшое количество. Тут же ребенок может познакомиться с координатной сеткой и научиться по ней ориентироваться.

В разделе «Последовательность событий» ребенок может узнать о таких понятиях, как необратимые и обратные действия. К примеру, если пуговицу можно пришить на место, то вернуть яичницу в яйцо уже не получится. К тому же большое внимание уделяется последовательности, как явлению. В игре сеется зерно, из него появляется росток пшеницы, которую потом убирают, перемалывают в муку и выпекают хлеб. Постепенно ребенок приступает к изучению алгоритмов, которые также имеются в рассматриваемой программе.

В разделе «Множества» все задания предусматривают выбор групп идентичных рисунков и отбор их по различным критериям. К примеру, необходимо выделить все автомобили на рисунках и указать, что они транспорт. Или выбрать нужное название для группы предметов.

Вкладка «Элементы логики» позволяет изучить такие понятия, как «Правда» и «Ложь». Помимо этого, в ней можно изучить отрицания. К примеру, «чистый-грязный», «веселый-грустный». Также здесь можно объяснить ребенку, что представляют собой антонимы.

Еще одним шагом в обучении являются аналогии и закономерности, поэтому он содержит в себе задания, где необходимо проложить ряд, указав необходимую функцию или предмет. Тут же можно найти игры, которые предлагают ребенку расставить похожие элементы по ячейкам так, чтобы они не пересекались в строках и столбиках.

После этого можно приниматься за алгоритмы. Здесь большая часть внимания уделяется на последовательности. В завершении учебного курса идет раздел «Элементы комбинаторики». Он предназначен для развития закономерностей и знакомства детей со схемами.

Вот, в принципе, и все. Как видно, программа содержит довольно много различных функций для обучения детей. Но описанные возможности – не полный набор функций. При подробном изучении программы можно понять, что программа всесторонне развивает ребенка.

Стоит отметить, что игры очень красиво оформлены и располагают интерактивными элементами. К примеру, при правильной сборке вертолета, он может улететь, а если добавить снежинку на картинку, то начнет идти снег. Очень хорошая задумка.

Ангелина Анисимова
Программа развивающего обучения старших дошкольников с использованием компьютера «Этот удивительный компьютер».

Пояснительная записка. 3

Цели программы : 4

Задачи программы : 4

Принципы : 5

Формы работы 7

Методы и приемы 9

Структура занятий 10

программы : 14

Список литературы : 27

Пояснительная записка.

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. «Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество. Психологическая готовность к жизни в нем сейчас необходимы каждому человеку.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении .

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей . В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление , умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером .

Актуальность программы :

Введение компьютера в педагогический процесс детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным , разнообразным и интенсивным. Компьютер не заменяет традиционное занятие, а только дополняет его.

Данная программа построена для детей старшей и подготовительной групп на основе Программы подготовки дошкольников по информатике (авторы : А. В. Горячев, Н. В. Ключ, и является начальным звеном непрерывного курса информатики 0-11, разработанного в рамках Образовательной программы "Школа 2100" под руководством А. В. Горячева.

Использовались пособия к данной программе : “Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников” , “Все по полочкам” (рабочая тетрадь) .

Цели программы :

обучающие : пропедевтика понятий и способов информационной деятельности;

развивающие : развитие логического мышления, развитие образного мышления , раскрытие творческих способностей и наклонностей детей, создание мотивации к использованию собственных талантов, интереса к решению учебных и жизненных задач, создание высоких стартовых возможностей для обучения в начальной и средней школе;

воспитывающие : развитие умения работать в группе, самостоятельно оценивать и анализировать свою деятельность и уважительно оценивать и анализировать деятельность других ребят в совместном освоении курса, воспитание положительно окрашенного отношения к сверстникам и взрослым;

Задачи программы :

1. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.

1. Познакомить детей с компьютером , как современным инструментом информационной деятельности.

Познакомить с назначением ЭВМ;

Познакомить с историей ЭВМ;

Познакомить с основными устройствами управления ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами поведения в компьютерном классе и правилами безопасной работы на компьютере .

3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером .

4. Сформировать начальные навыки работы на компьютере :

Познакомить с клавиатурой;

Познакомить с манипулятором "Мышь".

2. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.

1. Формировать навыки учебной деятельности :

Учить осознавать цели;

Выбирать системы действий для достижения цели;

Учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления :

Совершенствовать навыки счета;

Изучать и закреплять цифры;

Проводить работу с геометрическими фигурами;

Решать простейшие арифметические задачи;

- развивать умение ориентироваться на плоскости;

Закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь :

Расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

Формировать звуковую культуру речи;

Формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка :

Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость;

Приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

3. Группа задач творческого цикла.

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение .

4. Развивать творческое , понятийно-образное, логическое, абстрактное мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

Принципы :

1. Принцип развивающего обучения .

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка , определять зону ближайшего развития , использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

2. Принцип воспитывающего обучения .

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения.

3. Принцип новизны дает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника .

4. Принцип систематичности и последовательности обучения .

Устанавливать взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.

5. Принцип доступности.

6. Принцип индивидуализации.

На каждом учебном занятии педагог должен стремиться подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка , должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

7. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.

Ведущую роль в обучении играет педагог , он ставит проблему, определяет задачи занятия, темп, в роли советчика, сотоварища, ученика может выступать и компьютер . Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию ученика, учителя.

8. Принцип связи с жизнью.

Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

Занятия по информатике проводятся 1 раз в неделю, с использованием тетради А . В. Горячева и компьютерной поддержки , в форме групповых бесед, групповых ролевых игр, заочных путешествий и экскурсий. Продолжительность занятий – 25-30 минут. Время работы детей за компьютерами – 10 минут .

В результате обучения ребята будут

уметь :

Находить лишний предмет в группе однородных;

Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;

Выделять группы однородных предметов и давать названия этим группам;

Находить предметы с одинаковым значением признаков (цвет, форма, размер, число элементов) ;

Разбивать предложенное множество предметов на два подмножества с разными признаками;

Находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;

Называть последовательность простых знакомых действий;

Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;

Находить пропущенное действие в знакомой последовательности;

Точно выполняют действия под диктовку;

Отличать заведомо ложные фразы;

Называть противоположные по смыслу слова;

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания;

Работать с простыми программными средствами самостоятельно.

знать :

технику безопасности и правила поведения в компьютерном классе ;

название и функциональное назначение основных устройств компьютера , иметь представление о сущности информационных процессов, об основных носителях информации, процессе передачи информации;

сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства;

правила работы с исполнителями алгоритмов

понятие истинного и ложного высказывания;

понятие симметрии;

элементы кодирования;

логическую операцию «И» ;

понятие «алгоритм» ;

о вложенности множеств, характеризуемых свойствами.

Формы работы

Предпочтение при выборе форм организации данного процесса отдано тем, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию детей познавательной активности и ее самореализации, интересны самим детям, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс.

Педагогический процесс строится в виде :

Интерактивных занятий.

По форме проведения занятия представляют собой «игры-путешествия» или «игры-открытия» . Ведущим принципом построения занятия является принцип развивающего обучения .

Все занятия – интерактивны. Дети выполняют задания в тетрадях, решая занимательные задачи, а так же выполняют задания на компьютерах , закрепляя полученные знания и навыки работы на компьютере : собирают пазлы, рисуют, играют. В такой атмосфере гораздо легче запоминаются термины и понятия информатики.

Задача таких занятий не только в том, чтобы передавать информацию, возбудить любопытство и интерес к обсуждаемому предмету (что тоже не маловажно, но и вызвать дальнейшую работу мысли, потребность узнавать новое посредством компьютера . В конечном итоге интерактивные занятия призваны развивать наблюдательность , зрительную память, воображение, ассоциативное мышление, чувственно-эмоциональную сферу, познавательную и творческую активность детей.

В ходе занятий дети “проживают” определенную тематическую ситуацию. В этих играх “разговаривают” друг с другом ребенок, педагог и компьютер

Познавательных бесед – развивающих мышление ребенка , осмысленное восприятие получаемой информации. Беседы организуются как итоговые по окончании определенной темы, так и исторические - в которых дети узнают о истории возникновения компьютера и компьютерной техники , о видах компьютеров .

Олимпиады и конкурсы – организуются два раза в год. Это, своего рода, итоговые занятия в которых дети демонстрируют свои знания и умения.

Оформления выставок компьютерных рисунков выполненных самими детьми

Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности . Выставки бывают тематическими и сезонными. Местом оформления выставки бывает групповая комната, изостудия, холл. Темы выставляемых рисунков определяются содержание занятий по информатике. Создавая собственные маленькие произведения, дети выражают свое отношение к информационным технологиям, приобретают умения работы на компьютере .

Компьютерные игры – самое сильное средство для обучения , развития ребенка . Компьютерные игры подбираются в соответствии с требованиями :

Работы с родителями

При изучении курса информатики важно эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.

Методы и приемы

Метод обучения - это система последовательных, взаимосвязанных способов работы педагогов и детей, которые направлены на достижение дидактических задач.

Прием обучения , в отличие от метода, направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения .

Метод интерактивной игры. Понятие интерактивный к нам пришло из английского языка (interactive: inter - между, меж; active от act - действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Роль воспитателя в интерактивной игре практически сводится к направлению деятельнос-ти детей на достижение поставленных целей и к разработке плана занятия. Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками - создание условий для обретения значимого для них опыта со-циального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.

Познавательная и практическая деятельность детей на занятиях организована с помощью наглядных методов. Наглядность дает возможность ребенку всматриваться в явления окружающего мира, предметов, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Без демонстрации наглядности невозможно провести ни одного занятия.

Словесные методы и приемы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.

Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Он направлен на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребенок познает свойства, качества, признаки, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

Практическая деятельность направлена на подготовку детей к восприятию нового материала; на усвоение ими новых знаний и на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний, на умения и навыки ребёнка.

Ведущими практическими методами являются упражнение, экспериментирование, проектирование. В систему познавательного развития детей входят проекты и экспериментирование. В ходе проектов и экспериментов ребенок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т. п.

В работе используются технологии :

1. Информационно-коммуникационные технологии.

Используя информационно-коммуникационные технологии дети учатся использовать компьютер не только для игры , но и для получения новых знаний.

2. Проектирование. Оно позволяет развивать творческие способности дошкольников и педагога . В его основе лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его напряжение мысли, фантазии, творчества в условиях неопределенности. Направленность обучения посредством методом проекта формирует познавательные мотивы.

Структура занятий

Каждое занятие комплексное . Оно включает в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к работе на компьютере (компьютерной игре ) через развивающие игры , логические задачи, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером .

Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для снятия усталости зрительного, моторного аппарата во время работы.

Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу :

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером , познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой .

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой . На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся 1 раза в неделю.

Продолжительность каждого этапа занятия :

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

Критерии педагогической диагностики на развитие познавательных процессов :

развитие логического мышления

Тренировка и объем памяти

Тренировка внимания

развитие творческих способностей

развитие воображения

Критерии технологической диагностики по выявлению технических навыков и умений работы на компьютере :

Умение ориентироваться на экране монитора

Умение пользоваться клавиатурой, управлять курсором с помощью клавиш «вверх» , «вниз» , «вправо» , «влево» , ENTER, пробел.

Умение управлять манипулятором «Мышь» различать правую и левую кнопку мыши, выполнять двойной щелчок, передвигать элементы с помощью удерживания их курсором

Технику безопасности работы на компьютере .

В основу программы «Этот удивительный компьютер » положен курс изучения информатики «Все по полочкам» А. В. Горячева и авторская программа .

Учебный план предполагает 34 занятий (по одному в неделю и использованием компьютеров ) .

Несколько занятий приурочено знакомству с компьютером ; элементам логики и развитию творческого воображения.

Дети дошкольного возраста получают уникальную возможность получать знания с помощью компьютера и компьютерных технологий .

Два раза в год проводиться диагностика с детьми дошкольного возраста на развитие познавательных процессов и технических навыков и умений работы на компьютере .

Программа «Этот удивительный мир компьютеров » состоит из 5 разделов со следующими под темами :

РАЗДЕЛ I. Компьютер

Тема 1. Знакомство с компьютером .

Тема 2. Техника безопасности в компьютерном классе .

Тема 3. Устройства компьютера .

Тема 4. Правила работы за компьютером .

РАЗДЕЛ II. Предметы. Свойства предметов.

Тема 1. Сравнение предметов по свойству.

Тема 2. Выделение главных свойств (признаков) предметов.

Тема 3. Группировка предметов с одинаковыми свойствами.

Тема 4. Функции (назначения) предметов.

Тема 5. Часть и целое.

Тема 6. Выделений свойства, лежащего в основе закономерности.

Тема 7. Поиск закономерностей в расположении фигур и предметов.

Тема 8. Упорядочение серии предметов по разным признакам; расстановка и перестановка.

Тема 9. Отображение множеств

Тема 10. Выделение множеств.

Тема 11. Соотнесение элементов двух множеств по некоторому принципу.

Тема 12. Разбиение множества на подмножества.

РАЗДЕЛ III. Действия с предметами

Тема 1. Описание последовательности действий.

Тема 2. Последовательность действий и состояний в природе и в литературном произведении.

Тема 3. Порядок действий ведущих к заданной цели.

Тема 4. Последовательность событий.

Тема 5. Целое действие и его части.

РАЗДЕЛ IV. Элементы логики.

Тема 1. Подготовка к введению понятий «истина» , «ложь» .

Тема 2. Знакомство с отрицанием по аналогии

Тема 3. Логическая операция «И» .

Тема 4. Действия при наличии разрешающих и запрещающих знаков.

Тема 5. Подготовка к введению понятия «алгоритм» ,

Тема 6. Простейшие алгоритмы расстановки

Тема 7. Элементы кодирования

РАЗДЕЛ V. Развитие творческого воображения

Тема 1. Задачи – шутки (на внимание и логическое рассуждение) .

Тема 2. Симметрия по образцу.

Мониторинг освоения образовательной программы :

Проводится по окончанию учебного года. Баллы выставляются по шкале от 0 до 5.

ребёнка умение ориентироваться на экране монитора

умение пользоваться клавиатурой и мышью. Знание техники безопасности работы за компьютером . Определение свойств предметов Восстановление нарушенной закономерности Определение множеств и подмножеств Описывание последовательных действий Умение употреблять понятие «истина» и «ложь» Умение выполнять алгоритм действия Общий средний бал

Раздел Месяц Занятие № Неделя Тема занятия Программное содержание Раздаточный материал Тетрадь Развивающие игры Требования к знаниям

Раздел I 2 часа учебной нагрузки Знакомство с ПК. Сентябрь 1 1 Знакомство с компьютером Цели , задачи занятий по информатике в доступной для детей форме. История возникновения компьютера . Беседа о значении компьютера , о его роли в жизни людей. Картинки с историей компьютера , какие были, какие стали, где их применяют. Знать о назначении компьютера , о его роли в жизни человека

2 2 Техника безопасности Правила техники безопасности при работе за компьютером . Инсценировка различных ситуаций по технике безопасности Картинки по технике безопасности, что может произойти. Знать правила работы за компьютером

3 3 Устройство компьютер Устройство компьютер и его составные части : системный блок, монитор, мышь, клавиатура, колонки. Названия и их функции, назначение. Картинки с названием состовляющих компьютера , пазл, собери из частей ПК, подбери ему функцию. Знать и уметь называть состовные части компьютера и их назначение , устройства ввода и вывода информации.

4 4 Правила работы за компьютером . Правила работы за ПК. Знакомство с рабочим столом, манипулятором "мышь".Работа с клавиатурой. Разновидности щелчков мышью. Правильная посадка за ПК. Гимнастика для глаз. Картинки с деталями "мышки" (кнопки, шнур, корпус, лампочка, картинки правильной посадки за ПК Раскраски с помощью "мышки" на ПК

Раздел II 7 часов учебной нагрузки Предметы и их свойства. Октябрь 5 1 Сравнение предметов по свойству Название предметов. Знакомство со свойствами предметов. Поиск предметов совпадающих по свойствам. Карточки с предметами для сравнения свойств ("мягкое", "сладкое", "тихий") Занятие №1 зад. 1-4, стр. 1-2, "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", . Игры 5-6 лет часть I, занятие №3-3, №4-3, (№6-№9) -1, №12-3, №15-3, часть занятие №22-3, №23-3, №26-3, что по форме напоминает предмет, найти по образцу, найти отличия. Уметь находить в своём окружении предметы обладающие свойствами, называть их

6 2 Выделение главных свойств (признаков) предметов Поиск предметов, обладающих одним свойством. Занятие №6 зад. 1,3 стр. 11-12 "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет, часть I занятие №3-1,№9-3, №10-1,№11-1,№14-3 что какого цвета,какой вкус, таблица по главным свойствам геометрических фигур. Уметь выделять главные свойства предмета.

7 3 Функции (назначение) предметов и их сравнение Определение назначения предметов, сравнение предметов по свойству, отличия предметов Занятие №4 зад. 1, занятие №7 зад. 2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет, часть I занятие №1-1,№2-1,№4-1 Уметь определять функции предметов, сравнивать их по свойствам

8 4 Группировка предметов с одинаковыми свойствами Группировка по признакам и свойствам предметов Занятие №9 зад. 1,2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет, часть I занятие №5-3,№8-2,№12-2,№13-2,№15-2, часть II №17-1, №18-2,№21-2, №23-1,№25-2,№26-2, подбери недостающий предмет. Уметь определять свойства предметов и группировать их по заданным свойствам

Ноябрь 9 1 Часть и целое Часть как элемент целого. Состав целого из нескольких частей. Занятие №20 зад. ,3 стр., занятие №23 зад. 2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого

10 2 Выделение свойства, лежащего в основе закономерности Предмет, его свойства. Выделение свойств предмета, нахождение закономерностей по признаку Занятие №4 зад. 2 стр., занятие №15 зад. 1 стр., занятие №27 зад. 2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие№1-2,№2-2,№3-2,№4-2,№6-2(№9-№11) -2, (№12-№15) -1 ,исключение лишнего предмета из 4-х предоставленных. Уметь выделять свойство, лежащее в основе закономерности.

11 3 Поиск закономерностей Поиск и восстановление нарушенной закономерности в расположении фигур и предметов Картинки с различными рядами закономерностей, определение лишнего предмета в лтнейке. Занятие №5 зад. 3 стр. ,занятие №15 зад. 1-2, стр. 30, занятие №12 зад. 3 стр. 23, занятие №28 зад. 1,3 стр. 54 "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I, занятие №13-3, часть II занятие №19-2, №28-3, №29-3, №30-3, часть IV занятие №46-3, №51-3, №55-2, №60-2, последовательность их 2-х элементов, вычислить закономерность и восстановить её. Уметь востанавливать нарушенную закономерность

12 4 Упорядочение серии предметов по разным признакам Построение закономерности объектов. Расстановка и перестановка Занятие №11 зад. 1 стр., занятие №16 зад. 1 стр., занятие 17 зад. 1,2,3 стр., занятие №21 зад. 3 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть III занятие №31-3, №33-3, №35-3, №43-3(№44-№45) -1, Определить по какой закономерности расположены предметы восстановить нарушенную закономерностью Умение построения закономерностей по заданным признакам

Декабрь 13 1 Отображение множеств Знакомство с объединением множеств и их отображением. Объекты и их свойства. Занятие №7 зад. 1,3 стр., занятие №21 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть II занятие №20-2, №22-2, №28-2, Подбери пару. Уметь объединять множества по определённому признаку и задаваемых свойством.

14 2 Выделение множеств Выделение множеств Занятие №22 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть II занятие №17-2, часть III занятие №23-2, №29-2, №30-2,Исключение лишних предметов из множества. Уметь выделять элементы множества

15 3 Соотношение элементов 2-х множеств по некоторому принципу Соотношение элементов множеств по заданным признакам (свойствам) . Дать понятие предметы по "роду"(посуда, мебель,животные) и по "виду" (стекло, железо, дерево) .Формирование умения соотносить элементы двух множеств по различным признакам (цвет, количество, форма) Занятие №8 зад. 1,3 стр., занятие №13 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть II занятие№11-2, №16-2, часть III занятие №34-2, №35-1, часть IV занятие №46-2, №47-2, №57-2, Подбери пару 2-м мноджествам. Уметь соотносить элементы 2-х множеств по признаку

16 4 Разбиение множества на подмножества Разбиение множества на подмножества. Подмножества с общим свойством. Вложенность множеств предметов с общими свойствами. Раздаточный материал поиск предметов по тени. Занятие №12 зад. 1,2 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выделять элементы вложенного подмножества.

Январь 17 3 Повторение и закрепление тем свойство предметов, закономерности и множества Понятия свойств предметов, закономерность выстроенная по определённому признаку, множество и подмножество, отображение множеств. Раздаточный материал поиск одинаковых картинок. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики №52-3, №53-2,3, №54-2-3, №55-3 Выявить свойства и признаки закономерности, заполнить таблицу. Умение построения закономерностей по заданным признакам

18 4 Повторение и закрепление тем свойство предметов, закономерности и множества Понятия свойств предметов, закономерность выстроенная по определённому признаку, множество и подмножество, отображение множеств. Раздаточный материал поиск одинаковых картинок. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть IV занятие (№56-№59) -1,2,3, №60-3, Выявить свойства и признаки закономерности, заполнить таблицу.

Раздел III 3 часа учебной назрузки Действия с предметами Февраль 19 1 Описание последовательности действий Самостоятельное описание своих действий Карточки по действиям (утренний подъём,завтрак, раздаточный материал лабиринты Занятие №6 зад. 2,4 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь описывать свои действия в определённом порядке

20 2 Последовательность действий и состояний в природе и в литературном произведении Выставлять последовательно действия во временной линейки. Занятие №20 зад. 2, стр., занятие №25 зад. 1 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выставить действия по временной линейки.

21 3 Порядок действий ведущих к заданной цели Выставлять порядок действий для выполнения заданой цели и правилу. Занятие №9 зад. 3 стр., занятие №18 зад. 2,3 стр. ,Занятие №23 зад. 3,4 стр "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть IV занятие (№47-№55) -1, что сначало было, а что потом. Уметь выполнять действия, ведущие к заданной цели.

22 4 Одно действие применяемое к разным предметам Применять действие к разным предметам, выявлять результат и сравнивать его. Занятие №21 зад. 2,стр., занятие №22 зад. 2 стр. ,занятие 23 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выполнять действие одно к разным предметам.

Март 23 1 Целое действие и его части Разобрать действия, разделять действия на части, последовательно. Занятие №22 зад. 3 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие №10-3, часть II занятие №16-3, №24-3, что сначало было, а что потом, действие как части. Уметь делить действие на части.

24 2 Закрепление темы действия с предметами Выставлять действия во временной линейки, делить действие на части,выполнять одно действие к разным предметам. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет Уметь выполнять различные действия с предметами восстанавливать хронологию событий.

Раздел IV 4 часа учебной нагрузки Элементы логики 25 3 Подготовка к введению понятий "истина" и "ложь" Знакомство с "истинными" и "ложными" высказываниями Занятие №2 зад. 3 стр., занятие №26 зад. 3 стр. ,занятие №27 зад. 1 стр., занятие №28 зад. 2,4 стр., занятие №29 зад. 1 стр., занятие №32 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь различать и понимать употребление понятий "истина", "ложь".

26 4 Знакомство с отрицанием по аналогии Формулировка понятий отрицания по аналогии Занятие №8 зад. 2, стр., занятие №29 зад. 2,3 стр. ,занятие №32 зад. 2,3 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь формулировать отрицание по аналогии

Апрель 27 1 Логическая операция "и" Как можно больше перечислять действий, свойств, отличий предметов. Раздаточный материал поиск отличий. Занятие №16 зад. 2, стр., занятие №30 зад. 2,3,4, стр., занятие №31 зад. 1 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие №10-3, часть II занятие №16-3, №24-3, что сначало было, а что потом, действие как части. Уметь перечислить как можно больше действий и отличий у предметов.

28 2 Разрешающие и запрещающие знаки Дать понятия разрешающий, запрещающих знаков, что такое правило. Занятие №11 зад. 2, стр., занятие №13 зад. 2 стр. ,занятие №24 зад. 1 стр. ,занятие №30 зад. 1 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики (№1-№15) -1, фабрика цветов и геометрических фигур, по определённому правилу и знакам перекрасить фигуры. Уметь пользоваться правилами, выполняя задание.

29 3 Подготовкак введению понятий "алгоритм" Понятие алгоритма, выполнение последовательных действий. Занятие №18 зад. 1, стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выполнять алгоритм заданного действия.

30 4 Простейшие алгоритмы расстановки Расставляем предметы в определённом порядке, развиваем воображение . Занятие №27 зад. 3, стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь описывать свои действия, расставлять предметы в алгоритме

Май 31 1 Элементы кодирования Элементы кодирования лежащие на основе запрещающих, разрешающих знаков. Занятие №26 зад. 1,2, стр., занятие №2 зад. 1,2 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 6-7 лет часть I занятие (№1-№15) -2, игра с двумя обручами, по правилу и знакам выставить нужную фигуру. Уметь определять, что закодированно.

32 2 Закрепление материала логические операции Повторение материала логическая операция "и", понятия "ложь", "истина", разрешающие, запрещающие знаки и элементы кодирования Игра "Маша и медведь" Уметь определять истинность и ложность высказываний

Раздел V 1 час учебной нагрузки Развитие творческого воображения 33 3 Загадки-шутки Выделяем главные свойства замаскированные в виде задач - шуток, загадок. Заняите 19 зад. 3 стр. "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Игра "Маша и медведь" Уметь выделять главные свойства замаскированные в загадках

34 4 Симметрия по образцу Дать понятие о симметрии. Занятие №3 зад. 2, стр., занятие №24 зад. 2 стр., "Всё по полочкам" Горячев А. В., Ключ Н. В. Психологический центр "Адалин", развивающие компьютерные методики . Игры 5-6 лет часть I занятие (№1-№2) -3, №7-3 ,раскрасить симметрично. Уметь восстанавливать симметрию,

Список литературы :

1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина// Информатика. – 2006. - №19.

2. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам : пособие для дошкольников 5-6 дет /А . В. Горячев, Н. В. Ключ. – 2-е изд., испр. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

3. Горячев, А. В., Ключ, Н. В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников /А . В. Горячев, Н. В. Ключ. – М.: Баласс, 2004. – 64 с.

4. Кравцов, С. С., Ягодина, Л. А. Компьютерные игровые программы как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников/ С . С. Кравцов, Л. А. Ягодина//Информатика. – 2006. - №12.

Публикации по теме