Главная мысль рассказа гуттаперчевый мальчик. Гуттаперчевый мальчик

Название произведения: Гуттаперчевый мальчик

Год написания: 1883

Жанр: рассказ

Главные герои: Петя - семилетний артист цирка, Карл Богданович - старый акробат, воспитатель мальчика.

Сюжет

Оставшись сиротой, Петя попадает в ученики к бывшему акробату, грубому и жестокому человеку. Он безжалостно заставлял малыша вновь и вновь выполнять трудные и опасные трюки высоко на шесте. Мальчик часто падал и расшибался, но никто его не жалел, кроме старого клоуна- пропойцы, который украдкой жалел и ласкал мальчугана. Вскоре на афишах цирка появилась надпись про «гуттаперчевого мальчика», который выполняет свои номера высоко на шесте без всякой страховки.

И вот однажды случилась трагедия: бедный малыш сорвался с шеста и разбился, его побыстрей унесли с арены, чтобы не пугать видом крови почтеннейшую публику и уложили на грязный тюфяк за кулисами. К утру мальчик умер без всякой помощи, и только бедный клоун вспоминал о нем, но и его уволили из цирка за беспробудное пьянство.

Вывод (мое мнение)

Тяжелым было положение детей, и не только сирот, в конце ХIХ века. Их отдавали в ученики и подмастерья, они были бесправными, не могли получить образование и выбиться в люди. В рассказе говорится и о детях, которые пришли посмотреть веселое представление, но случайно оказались свидетелями трагедии. Только они и пожалели маленького акробата, а больше его судьба никого не интересовала.

Введение

Дмитрий Васильевич Григорович - русский писатель, видный представитель дворянской литературы 40-х годов девятнадцатого столетия. Его творчество высоко ценили В.Г. Белинский и Л.Н. Толстой. С таким искренним участием и с такой скорбью Григорович описывал горькую судьбу крестьянства и городской бедноты, что современники плакали над его повестями «Антон-Горемыка» и «Гуттаперчевый мальчик». Подробно и с любовью Григорович показывает крестьянский быт, немалый интерес в творчестве писателя представляет богатый этнографический материал: народные обряды, обычаи и суеверия.

Целью данной контрольной работы является анализ произведения Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Задачи контрольной работы:

  1. Определить жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»;
  2. Выявить проблему повести и специфику композиции, написания;
  3. Охарактеризовать героев произведения и способ повествования;
  4. Выявить основную идею произведения и способ написания повести.

1. Жанр произведения «Гуттаперчивый мальчик»

В 1860-е годы Григорович, уже получивший широкую известность как писатель, внезапно почти оставляет литературное поприще и возвращается к своему юношескому увлечению – занятиям живописью. Лишь через двадцать лет он вновь с необычайной силой привлечет к себе внимание читающей публики: Григорович напишет и опубликует своего «Гуттаперчевого мальчика». Сразу же после издания повесть на многие годы станет одной из самых читаемых в России. Более того, она вскоре войдет во все подростковые хрестоматии и книги для чтения. Но читали ее, безусловно, не только школьники.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем - плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу.

Что же означает гуттаперчевый? Ответ можно найти в самом тексте, когда разговаривают Соня и Вера: «…Вероятно, его так назвали потому, что он очень гибкий...».

Это произведение относится к лироэпическому произведению, повести. Произведение большое по объему и имеет две сюжетные линии: жизнь детей в семье графа Листомирова и бедная жизнь сироты Пети. Эти две сюжетные линии тесно переплетаются в произведении. Жанр, в котором написана повесть, наполнена глубоким психологизмом и трагическим колоритом, именно это делает его интересным, близким читателю, заставляя искренне переживать за героя, нравится читателю. Благодаря этому читатель окунается с головой в произведение.

2. Проблематика повести и специфика композиции

Проблематика повести - социокультурная, т. к. в ней рассматриваются устойчивые общественные отношения, раскрываются слои общества богатых и бедных, условия и образы их жизни. Через образ Пети мы видим состояние определенного слоя общества, в определенную историческую эпоху. Это произведение о человеческом и бесчеловечности, о жалости и безжалостности, о главных насущных проблемах общества того времени, которая актуальна и сегодня.

Равнодушие, безжалостность, сопереживание способно погубить, втоптать в грязь, унизить человека. Это очень захватывающая и интересная повесть, основанная на реальной жизненной основе. Несчастные случаи, вследствие которых гибли артисты цирка, особенно дети и молодежь, были чрезвычайно часты в то время. Дмитрий Васильевич использовал в своей повести реальные случаи и наполнил их содержанием.

За кулисами цирка толпятся артисты, народ весёлый и беспечный. Среди них выделяется уже не слишком молодой лысый человек, чьё лицо густо раскрашено белым и красным. Это клоун Эдвардс, вступивший в «период тоски», за которым последует период тяжкого запоя. Эдвардс - главное украшение цирка, его приманка, но поведение клоуна ненадёжно, в любой день он может сорваться и запить.

Режиссёр просит Эдвардса продержаться хотя бы ещё два дня, до конца масленицы, а там уже и цирк закроется на время поста.

Клоун отделывается ничего не значащими словами и заглядывает в уборную акробата Беккера, грубого мускулистого великана.

Интересует Эдвардса не Беккер, а его питомец, «гуттаперчевый мальчик», подручный акробата. Клоун просит разрешения погулять с ним, доказывая Беккеру, что после отдыха и развлечения маленький артист станет лучше работать. Всегда чем-то раздражённый Беккер и слышать об этом не хочет. И без того тихому и безгласному мальчику он грозит хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» была проста и печальна. Он лишился матери, взбалмошной и излишне любвеобильной кухарки, на пятом году жизни. И при матери порой приходилось ему и голодать и мёрзнуть, но он все же не чувствовал себя одиноким.

После смерти матери её землячка, прачка Варвара, устроила судьбу сироты, определив его в ученье к Беккеру. При первой встрече с Петей Карл Богданович грубо и больно ощупал раздетого догола мальчика, замершего от боли и ужаса. Как он ни плакал, как ни цеплялся за подол прачки, Варвара отдала его в полное владение акробату.

Первые впечатления от цирка с его пестротой и шумом у Пети были так сильны, что всю ночь он вскрикивал и несколько раз просыпался.

Учение акробатическим трюкам давалось нелегко тщедушному мальчику. Он падал, расшибался, и ни разу суровый великан не ободрил Петю, не приласкал его, а ведь ребёнку шёл всего лишь восьмой год. Один только Эдвардc показывал ему, как выполнить то или иное упражнение, и Петя тянулся к нему всей душой.

Однажды клоун подарил Пете щенка, однако счастье мальчика было недолгим. Беккер хватил собачонку о стену, и она тут же испустила дух. Заодно и Петя заработал пощёчину. Одним словом, Петя был «не столько гуттаперчевым, сколько несчастным мальчиком».

А в детских комнатах графа Листомирова царит совсем другая атмосфера. Здесь все приспособлено для удобства и веселья детей, за здоровьем и настроением которых тщательно следит гувернантка.

В один из последних дней масленицы графские дети были особенно оживлены. Ещё бы! Тётя Соня, сестра их матери, обещала повести их в пятницу в цирк.

Восьмилетняя Верочка, шестилетняя Зина и пятилетний пухлый бутуз по прозвищу Паф изо всех сил стараются примерным поведением заслужить обещанное развлечение, но не могут думать о чем-либо, кроме цирка. Грамотейка Верочка читает сестре и брату цирковую афишу, в которой их особенно заинтриговывает гуттаперчевый мальчик. Время для детей тянется очень медленно.

Наконец наступает долгожданная пятница. И вот уже все волнения и страхи позади. Дети усаживаются на свои места задолго до начала представления. Им все интересно. С неподдельным восторгом смотрят дети на наездницу, жонглёра и клоунов, предвкушая встречу с гуттаперчевым мальчиком.

Второе отделение программы начинается с выхода Беккера и Пети. Акробат прикрепляет к поясу тяжёлый золочёный шест с небольшой перекладиной наверху. Конец шеста устремляется под самый купол. Шест колеблется, публика видит, с каким трудом великан Беккер удерживает его.

Петя карабкается вверх по шесту, вот он уже почти не виден. Публика аплодирует и начинает кричать, что следует прекратить опасный номер. Но мальчик должен ещё зацепиться ногами за перекладину и повиснуть вниз головой.

Он выполняет и эту часть трюка, как вдруг «что-то сверкнуло и завертелось в ту же секунду послышался глухой звук чего-то упавшего на арену».

Служители и артисты подхватывают маленькое тельце и быстро уносят. Оркестр играет весёлый мотив, выбегают, кувыркаясь, клоуны...

Расстроенная публика начинает тесниться к выходам. Верочка истерически кричит и рыдает: «Ай, мальчик! мальчик!»

Дома детей с трудом удаётся успокоить и уложить в постель. Ночью тётя Соня заглядывает к Верочке и видит, что сон её неспокоен, а на щеке засохла слезинка.

А в тёмном безлюдном цирке на тюфяке лежит обвязанный тряпками ребёнок с переломанными рёбрами и разбитой грудью.

Время от времени из мрака появляется Эдвардc и наклоняется над маленьким акробатом. Чувствуется, что клоун уже вступил в полосу запоя, недаром на столе виднеется почти опорожнённый графин.

Все вокруг погружается во мрак и тишину. На следующее утро в афише не указывался номер «гуттаперчевого мальчика» - его уже не было на свете.

Пересказал

Среди разнообразия детских книг есть одно из самых трагичных произведений - «Гуттаперчевый мальчик», которое следует прочитать и детям, и их родителям. Печальная история маленького сироты никого не оставит равнодушным и неприятно удивит отношением взрослых людей к маленькому ребенку, который в восемь лет вынужден участвовать в опасном цирковом номере.

Структура произведения

Повесть Дмитрия Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» условно можно разделить на три части:

  1. Настоящий день, в котором происходит действие повести. С него начинается и им заканчивается книга.
  2. История жизни гуттаперчевого мальчика.
  3. Рассказ о семье графа Листомирова.

Произведение состоит из семи глав. Первая и шестая главы рассказывают о том, что происходит в цирке за кулисами и на арене во время представления. Из второй и третьей главы можно узнать историю гуттаперчевого мальчика. Четвертая и пятая главы посвящены жизни детей графа Листомирова. Седьмую главу можно сравнить с эпилогом.

Действующие лица повести

Для лучшего понимания краткого содержания «Гуттаперчевого мальчика» Д. Григоровича необходимо познакомиться с основными действующими лицами повествования:

  • Петя - гуттаперчевый (обладающий очень гибким телом) мальчик.
  • Беккер Карл Богданович, немец - артист цирка (атлет, акробат), воспитатель и хозяин Пети.
  • Эдвардс - клоун в цирке.
  • Анна - мать Пети.
  • Варвара - подруга Анны.
  • Бабушка - соседка, у которой жил Петя после смерти матери.
  • Семья Листомировых: Вера, Зина (Зизи), Павел (Паф) - дети. Граф и графиня Листомировы - родители. Тетя Соня - сестра графини. Мисс Бликс (англичанка) - няня. Молодая швейцарка - учительница музыки. Кормилица новорожденного младенца.
  • Режиссер цирка.
  • Фрау Браун и ее дочь Амалия (пятнадцатилетняя девушка - гимнастка в номере с лошадьми).

Сюжет произведения

Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...

С этого эпиграфа начинается печальная, полная трагизма повесть Д. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Она была написана в 1883 году. В рассказе о гуттаперчевом мальчике писатель прекрасно описывает жизнь бедных и богатых слоев населения. События повествования происходят в цирке Санкт-Петербурга.

Действие повести начинается с описания испортившейся погоды и переживаний режиссера по поводу вечернего выступления артистов цирка. Он боится, что метель отпугнет зрителей и выручка от программы будет маленькая. Его волнения вполне обоснованы, ведь действие происходит в пятницу Масленицы, последней недели перед постом, а в пост выступлений в цирке не будет. Люди, покидающие цирк после утренней программы, также не довольны испортившейся погодой, которая еще с утра была чудесной и солнечной.

После того как все зрители утреннего представления разошлись по домам, режиссер идет по мрачным помещениям цирка, чтобы обсудить свое мнение о выступлении с артистами. Григорович очень детально описывает темные помещения цирка, которые в дальнейшем выступают контрастом с описанием дома графа Листопадова. Выразив свое недовольство фрау Браун по поводу неудачного выступления ее дочери Амалии, которая несколько раз за свой номер упала с лошади, и выслушав, но не приняв ее оправданий, он направляется к клоуну Эдвардсу.

Цирковой клоун

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Акробат Беккер

Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.

История Пети

Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.

Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.

Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное - не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.

Семья Листомировых

Рассказ о жизни семьи графа Листомирова начинается с описания комнат, в которых живут дети. Эти яркие, насыщенные солнцем уютные комнатки, украшенные красивой мебелью, занавесками и коврами, невольно заставляют читателя вспомнить о мрачных помещениях цирка в начале повести. Дети, обладатели этих чудесных комнат, стараются всю масленичную неделю вести себя как можно лучше. За хорошее поведение им обещана поездка в цирк. Верочка, старшая дочь восьми лет, - милая и добрая девочка с большими глазами и густыми пепельного цвета волосами. Она внимательно следит за поведением младшей сестры Зины и брата Пафа, боясь, что они могут своими играми сорвать обещанное развлечение.

Паф, хотя по-настоящему его зовут Павел, - единственный сын и продолжатель фамилии графа Листомирова. Описание внешности и характера пятилетнего Пафа создает контраст с гуттаперчевым мальчиком. У него рыхлое, тяжелое тело и апатичный характер. Хотя при предложении поехать в цирк он оживляется и пытается изображать клоуна.

Кроме рассказа о детях, Григорович дает описание другим членам семьи.

  • Тетка, одинокая тридцатипятилетняя Соня, посвятила свою жизнь воспитанию детей своей сестры, которая совершенно истощена частыми родами.
  • Отец семейства - задумчивый и довольно скучный человек. С женой общается мало, свое мнение предпочитает оставлять при себе. Чрезмерно аккуратный человек и требует, чтобы все вещи лежали на своих местах.
  • Мать детей - это заморенная родами женщина, которая боится огорчить своего мужа, поэтому все время находится в нервном напряжении.

Трагическое представление в цирке

В последних главах повести писатель возвращает читателя в цирк. Артисты готовятся к выступлению, зрители разноцветной толпой наполняют зрительный зал. На арене праздничное настроение, один номер сменяет другой, но все ждут выступления гуттаперчевого мальчика. В цирке звучит веселый вальс, и на арену выходят акробат с худеньким мальчиком. Служители выносят длинный шест с перекладиной на конце, который уходит под самый потолок. Беккер закрепляет шест на поясе, и Петя поднимается по нему для выполнения опасного номера под куполом цирка. Выполняя упражнения, мальчик неожиданно срывается с перекладины и падает на арену.

Служители цирка стараются быстрее и незаметнее вынести Петю за занавес, но зрители все равно покидают цирк. Более всех расстроена Верочка, она плачет и все время повторяет: «Ай, мальчик, мальчик!» Даже дома она остается расстроенной, чем приводит в возмущение отца, который считает, что какой-то «негодяй» сорвался и упал, тем самым испортив настроение его детям. Он не испытывает никакого сострадания к бедному, чужому ребенку.

Финал повести печален и мрачен. Петя умирает на тюфяке для акробатов, который лежит на полу у конюшни, в полном одиночестве. Даже добрый клоун оставляет его, уйдя в состояние запоя. А на следующий день номер с погибшим мальчиком просто снят с афишки.

Повесть «Гуттаперчевый мальчик», содержание которой оставляет след в душе человека, необходимо знать каждому. Таких бедных детей в то время было много. И часто их конец был таким же трагическим.

Сравнительно-сопоставительный анализ рассказов А.П. Чехова «Спать хочется» и Д.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»

В 1889 году вышел в свет сборник рассказов о детях, включивший произведения «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Отец семейства», «Степь».

Самый пронзительный рассказ, самый безысходный образ ребёнка - «Спать хочется» - восходит, несомненно, к традиции социальной литературы о детях, начатой еще Д.В.Григоровичем в рассказе «Гуттаперчевый мальчик».

Рассказ «Спать хочется» написан А.П.Чеховым в 1888 году. Сюжет несложен. Автор повествует о том, как Варька, девочка лет тринадцати, была отдана в прислуги. Качает колыбель с ребёнком и чуть слышно поёт. Малыш не засыпает, плачет. Варька хочет спать, но знает, что если уснёт, хозяйка прибьёт её. Девочка дремлет и видит, как по дороге идут люди, падают и засыпают. Приснился покойный отец. Он мучается от того, что разыгралась грыжа, корчится на полу от боли. К утру отец умер. Варька плачет, идёт в лес. Но от удара по голове просыпается. Это хозяин ударил: дитя плачет, а Варька спит. Качает колыбель, опять засыпает, и теперь уже видит, как с матерью идут в город наниматься и просят милостыню. Хозяйка требует ребёнка, кормит и опять отдаёт Варьке, которая продолжая качать колыбель, опять засыпает, но ей велят затопить печь. За работой сон проходит. Нужно ставить самовар, чистить хозяину галоши, над которыми она опять засыпает. Идти в магазин, чистить картошку, прислуживать за обедом, стирать, шить. Спать хочется. Бежать в магазин за пивом, водкой, чистить селёдку, качать ребёнка. Спать хочется. Что-то сковывает по рукам

и ногам - ребёнок. Улыбаясь, подходит к колыбели, душит ребёнка, ложится на пол, смеётся и через минуту спит, как мёртвая.

Вот и всё действие. Чехов убеждает читателя в том, что ребёнок, не защищённый от произвола взрослых, может совершить чудовищный поступок, но его нужно понять, представить пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька. «Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Ребенок, лишенный детства, - что может быть трагичнее! Чехову тема эта была близка. «В детстве у меня не было детства», - говорил он, имея в виду и груз непосильных обязанностей, лежавший на детях, и отсутствие близости с отцом, который умел только муштровать своих сыновей.

У Варьки нет даже светлых воспоминаний о деревенской жизни. Во сне лишь умирающий в страшных муках отец. Протест Варьки принял ужасающую форму уже в детстве, настолько сильна ее физическая мука при полном отсутствии сочувствия с чьей-либо стороны. К сочувствию и призывал Чехов, выступив адвокатом ребенка-убийцы. Некоторым литераторам того времени рассказ показался неправдоподобным, а сюжет его - «искусственным». Другие же возражали, что подобные истории встречаются и в жизни. Сам Чехов, будучи по профессии врачом, показал в рассказе «Спать хочется», как опасно обременять ребенка непосильным трудом. Детская психика - явление тонкое и сложное, требующее самого бережного отношения.

Л.Н.Толстой, высоко оценив рассказ, относил его к произведениям «первого сорта», назвал «истинным перлом». Толстой и сам много размышлял о деспотизме и безразличии взрослых, калечащих психику детей. Л.Н. Толстой, называя Чехова «Пушкиным в прозе», «несравненным художником», «художником жизни». Писателю удалось в столь сжатой художественной форме раскрыть психологическую драму малолетней служанки, доведенной вынужденной бессонницей до изнеможения и отчаяния.

Произведение "Гуттаперчевый мальчик" было написано известным русским писателем Дмитрием Григоровичем в 1883 году.

В «Гуттаперчевом мальчике» рассказана история маленького сироты Пети, взятого на обучение к циркачу. Акробат Беккер плохо говорит по-русски и не знает иного стимула в тренировках, кроме телесного наказания. Но страх перед учителем -- плохой помощник, «он внушает робость, а робость первый враг гимнаста». Петя просто обречен на гибель. Но смысл повести этим не исчерпывается. Сопереживание, умение понять нужду и горе другого человека - вот чему учит читателя повесть "Гуттаперчевый мальчик". Краткое содержание произведения даёт вполне достаточное представление о нелёгкой жизни бедного восьмилетнего ребёнка, оставшегося в раннем детстве без отца и матери. В противовес Пете Григорович выводит образы детей из богатой семьи (Веры, Зины и Павла). На фоне их роскошной жизни жалкое существование Пети выглядит ещё более несчастным. Особое внимание первым годам жизни Пети уделил в своей повести Григорович. Гуттаперчевый мальчик был сыном кухарки Анны и некоего солдата. При жизни матери ему не раз приходилось голодать и терпеть от неё побои. Петя остался круглым сиротой, когда ему шёл пятый год. Для того чтобы мальчик не умер с голоду, прачка Варвара (землячка Анны) отдала его на воспитание акробату Беккеру. Циркач относился к ребёнку очень жестоко. Он заставлял его выполнять сложнейшие акробатические трюки, которые не всегда были ему под силу. Даже если мальчик падал во время тренировок с шеста и сильно ударялся, наставник его не жалел, а временами даже бил. Единственным, кто хорошо относился к Пете, был Эдвардс. Однако он не мог защитить ребёнка от произвола Беккера.

Она будит в читателе множество переживаний и мыслей. Здесь и размышления о непостижимом Промысле Божием, так по-разному устраивающем человеческие судьбы, и раздумья о родительском грехе, влекущем за собой безмерные страдания детей, и тревожные помыслы о самовлюбленной гордости, умерщвляющей душу. Её чтение вызывает у читателей сострадание и жалость к несчастному ребёнку, которому за свою крошечную жизнь пришлось видеть только лишения и жестокость.

Читая повесть, мы удивляемся тому, как порой необдуманно и безответственно человек распоряжается бесценным даром жизни, или сокрушаемся от того, как сильны в человеке страсти и как мало он знает об Истинном Помощнике в преодолении их. Но вместе с тем, мы не можем не радоваться милосердию, которое по-прежнему близко сердцам многих людей. Конечно, повесть «Гуттаперчевый мальчик» -- болезненное чтение даже для взрослого человека. От некоторых сцен, вторгающихся в наше сознание и чувства, хочется скорее бежать в привычный душевный комфорт.

Повесть о маленьком акробате Пете знакома многим детям среднего школьного возраста. Очень интересно узнать о том, что думают читатели о произведении «Гуттаперчевый мальчик». Отзывы о повести у детей и взрослых очень печальные: все искренне жалеют Петю, переживают из-за того, что судьба оказалась к нему столь неблагосклонной. Изредка можно услышать мысли о том, что эту книгу не стоит читать в детском возрасте, так как она нагоняет на ребёнка тоску и депрессию. У каждого читателя складывается своё мнение о произведении, однако нельзя не согласиться с тем, что знакомство с подобными книгами позволяет воспитать в человеке такое важное качество, как сострадание к ближнему.

Публикации по теме

  • Последствия атомной войны Последствия атомной войны

    Массовый голод станет главным последствием любого локального ядерного конфликта на Земле. К такому выводу пришли исследователи из...

  • Краткий пересказ романа Ф Краткий пересказ романа Ф

    «Преступление и наказание» Пересказ Часть первая В 1865 г. бывший студент юридического факультета Родион Раскольников окончательно...