Воскресения словущего. История праздника

История храма восходит ко временам Иоанна Грозного. Тогда церковь была деревянной. Ее имя - Воскресения Словущего - указывает, что она посвящена празднику обновления (освящения) главной святыни христианского мира - храма Гроба Господня и Воскресения Христова в Иерусалиме. Успенским вражком в древности назывался глубокий овраг с пролегавшим на дне ручьем между Никитской и Тверской улицами, на краю которого издавна стоял храм в честь Успения Богородицы (ныне - Газетный переулок, дом 15). По преданиям, еще в XVI веке ручей в пору паводков и больших дождей так разливался, что с Тверской на Никитскую добирались на лодках и плотах. Позднее овраг сравнялся, а образовавшийся переулок именовался сначала Вражским, потом - Воскресенским (по имени нашего храма), впоследствии же получил имя потомков сподвижника Петра I, талантливого учёного и генерал-фельдмаршала Якова Вилимовича Брюса. В 30-е годы XVIII века его племянник граф Александр Брюс приобрел здесь усадьбу (ныне здесь дом № 2/14 по Брюсову переулку). Во владении Брюсов, потомков шотландских королей, с середины XVII века живших в России, усадьба находилась почти сто лет, и за переулком закрепилось название Брюсова. Кстати, Яков Александрович Брюс служил московским генерал-губернатором с 1784 по 1786 год.

За свою долгую историю храм пережил немало значимых для города событий, таких как возвращение патриарха Филарета из девятилетнего польского плена, пожары, смуты... Так, в 1629 году, во время большого московского пожара, Успенский вражек со всеми домами и храмами выгорел дотла. После этого наш храм был выстроен заново, уже каменным - к 1634 году.

Когда в ходе Отечественной войны 1812 года Москва была захвачена Наполеоном, храм был разорен, а затем окончательно опустошен, как и все ближайшие к нему постройки, охватившим наш город пожаром. В 1818-1822 годах разобрали обгоревшую трапезную и шатровую колокольню. На их месте возвели новые колокольню и трапезную в классическом стиле. С 1820 года был учрежден южный (правый) придел храма, посвященный пророку Елисею - в память о существовавшей до пожара Елисеевской церкви, по имени которой и доныне называется Елисеевский переулок. Северный (левый) придел еще с XVII века посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В 1826 году храм после наконец завершившегося ремонта заново освятили. В 1897 году трехъярусная колокольня была перестроена по проекту архитектора А.Ф. Мейснера: два верхних яруса заменили новыми, верх завершили фигурной главкой.

После революции 1917 года уже не внешним неприятелем и не пожаром, а представителями большевистской власти, насаждавшей безбожие, были опустошены и разрушены многие окрестные церкви, но храм Воскресения по воле Божией остался действующим и приобрел значение одного из главных центров духовной жизни московской интеллигенции. В нашем церковном хоре не раз пел Иван Семенович Козловский, живший в стоящем рядом доме Большого театра (Брюсов переулок, 7). В храме бывали видные музыканты, художники и артисты, множество знатных имен, составивших славу отечественного искусства. В том же доме № 7 жили дирижеры Н.С. Голованов (писавший «для души» и церковную музыку) и А.Ш. Мелик-Пашаев, певцы АС. Пирогов, Н.С. Ханаев, певицы А.В. Нежданова (по ее имени с 1962 по 1994 год Брюсов переулок именовался улицей Неждано-вой), М.П. Максакова, Н.А. Обухова, балерина О.В. Лепешинская. В доме МХАТа (Брюсов переулок, 17) обитали артисты Московского художественного театра В.И. Качалов, JI.M. Леонидов, И.М. Москвин, а в «консерваторском» доме № 8/10 - композиторы Д.Д. Шостакович, Д.А. Кабалевский, виолончелист М.Л. Ростропович (памятник которому в 2012 году украсил площадь перед храмом) и его супруга Г.П. Вишневская, пианист С.Т. Рихтер, скрипач Л.Б. Коган. В нашем храме провожали в последний путь выдающихся деятелей русской культуры: Екатерину Гельцер, Георгия Леонидова, Марию Максакову, Веру Борисенко, Ивана Козловского, Доримидонта Михайлова, Александра Пирогова, Клавдия Птицу, Ольгу Андровскую, Софию Пилявскую, Анатолия Кторова, Святослава Рихтера, Нину Дорлиак, Иулиана Рукавшиникова, Андрея Гончарова, Никиту Богословского, Наталию Бессмертнову, Елену Лавровскую-Чиквандзе, Татьяну Шмыгу, Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.

Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, он сохранил традиции богослужения, церковного пения и многовековую духовную связь поколений. А во времена массового закрытия окрестных храмов Воскресенская церковь стала новым домом для многих древних икон из разоренных приходов. Так, в храм был передан чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», а также почитаемые иконы: святителя Спиридона Тримифунтского с частью его святых мощей, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Божией Матери «Утоли моя печали», «Страстная», Казанский образ Божией Матери и многие другие.

Один из былых настоятелей храма, протоиерей Николай Поспелов, подвергся аресту при изъятии церковных ценностей в 1922 году, когда из храма вывезли свыше 7 пудов серебра и 1 фунт жемчуга, и приговорен к расстрелу, который в последний момент был заменен ссылкой. Отбыв наказание, отец Николай вновь вернулся в храм Воскресения Словущего, где прослужил в общей сложности 33 года.

Широко известны имена и других пастырей прихода. Среди них заслуженные московские протоиереи Михаил Голунов (1940-1944), Иоанн Соболев (1945-1949), Николай Бажанов (1945-1951), Григорий Разумовский (1945-1950), Борис Писарев (1950-1951), Владимир Елховский (1951-1977), Михаил Орлов (1954-1957), Николай Рафальский (1958-1959), Николай Соловьев (1952-1957), Сергий Вишневский (1977-1980), Леонид Ролдугин (1965-1982); видный богослов и проповедник, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протопресвитер Виталий Боровой (1984-2008); протоиерей Владимир Романов (1996-2012).

В начале двадцатых годов в храме служил епископ Иоанн Соколов (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, экзарх Украины; 1968). С 1968 года храм стал постоянным местом служения митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, председателя Издательского отдела Московской Патриархии. Владыка Питирим, служивший здесь более тридцати лет до своей кончины в 2003 году, составил целую эпоху в жизни прихода. В трудные советские годы Владыка находил возможности привлекать к служению Церкви многих одаренных молодых людей, для которых храм Воскресения Словущего становился началом их церковного пути. Так, с 1981 года здесь трудился чтецом, а с 1983 года - иподиаконом Григорий Алфеев, ныне митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата - постоянный член Священного Синода.

Старостой храма долгие годы был Николай Петрович Кириллов (1979), один из первых русских авиаторов, человек, тонко понимавший и ценивший церковное искусство. Многие иконы при нем реставрировали опытные мастера, его трудами был собран иконостас Никольского придела, иконы в нем подобраны в стиле XV1-XVII веков.

В 1981 году в храме вновь случился пожар, от которого пострадала северная часть главного придела. В процессе реставрации в центральной части открылась роспись 1830 года, которая была закрыта слоем позднейших росписей. Композиция представляет изображение интерьера храма Воскресения подмосковного Новоиерусалимского монастыря. Реставрация продолжилась до 1983 года. Тогда же был построен двухэтажный корпус, где разместили крестильню, трапезную и прочие вспомогательные службы.

С марта 2012 года настоятелем храма Воскресения Словущего назначен митрофорный протоиерей Николай Балашов, магистр богословия Московской Духовной академии (2006), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (рукоположен в сан священника в 1989 году).

Штатные священники храма - иерей Алексей Харламов, выпускник Московской Духовной академии (рукоположен в священнический сан в июне 2007 года, зачислен в клир храма Воскресения Славущего в 2012 году) и недавний выпускник Московской Духовной академии - священник Павел Карев (рукоположен в священнический сан в январе 2012 года, а в июне назначен в храм Воскресения Славущего).

В храме служит протодиакон Николай Пянзин (с 1997 года; рукоположен в 1985 году). Знаменитым в Москве хором храма Воскресения Словущего с августа 1971 года руководит заслуженный деятель искусств России Ариадна Владимировна Рыбакова.

Святыни храма

Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.

В настоящее время особо почитаемыми святынями нашего храма являются: пребывающая у левого клироса чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ с мощами преподобного Саввы Сторожевского и мн. другие.

«Взыскание погибших»

Святитель Спиридон

К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского, пребывающая в главной части храма, справа, рядом с образом Спаса Нерукотворного. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но тех, которые стараются вести свои дела честно. Святитель прославился также, как покровитель жилищ, особенно в тех случаях, когда возникает опасность потери имущества. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. На нашем сайте мы публикуем свидетельства наших прихожан о благодатной помощи святителя в разделе .

Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но .

Святитель Николай

Древнейшая икона нашего храма – образ Николы Можайского (конец XVI века), расположенный в левом приделе святителя Николая Чудотворца, в киоте слева от амвона. Он также содержит частицу святых мощей милостивого угодника Божия Николая, архиепископа Мир Ликийских. Акафистное пение ему совершается в нашем храме обычно после вечерни по четвергам.

Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.

Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.

В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.

Московский храм в честь Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), на Успенском вражке (Центральное благочиние Московской епархии)

Некогда между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы.

С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета , возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г.

Трапезная и колокольня перестроены в - гг., еще раз колокольня перестраивалась в г.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Архитектура и убранство храма

Здание храма - типичной "уличанской" церкви - представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же.

Святыни

  • список иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах храма Рождества Христова в Палашах)
  • список иконы Божией Матери "Страстная"
  • образ свт. Спиридона, еп. Тримифунтского
  • образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова ,
  • образ преподобного

26 сентября - Обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Престольный праздник сегодня отмечается в храмах нескольких сел Нижегородской области: Воскресенское, Водоватово (Арзамасский район), Юрьево (Гагинский район) - и кафедральном соборе города Арзамаса.

В этот день вспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова в Иерусалиме, сооруженного равноапостольным Константином Великим и его матерью равноапостольной царицей Еленой.

Этот праздник в народе называется Воскресением Словущим и означает, что он, в отличие от самого праздника Светлого Христова Воскресения (Пасхи), слывет (т. е. считается) Воскресением и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.

Интересна история сооружения этого храма. После крестной смерти Спасителя священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив камня на камне, как это предсказал еще Господь Иисус Христос в беседе с учениками (). Позднее ревностный язычник император Адриан (117-138) построил на месте разоренного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем - Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.

Святой Гроб Господень он приказал засыпать землей и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году возвел храм, посвященный Венере. Перед ее статуей приносились жертвы и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием.

В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес во славе.

Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306-337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя и вновь все их освятить.

Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313-323), в котором просил его содействовать святому делу обновления христианских святынь.

Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места.

Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди.

Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты по очереди на усопшего, которого несли мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его стоявшему народу.

Святая царица приказала немедленно начать строить большой храм, который включал бы в свои стены место распятия Спасителя - Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: "На том месте, где Он был распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко" ().

Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году.

За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.

Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного "Мартирион" в память крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I Тирского собора и 30-летием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В нем участвовали иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.

На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцы Церкви установили 26 (13) сентября.

Московский храм в честь Воскресения Словущего (обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме), на Успенском вражке (Центральное благочиние Московской епархии)

Некогда между улицами Никитской и Тверской проходил глубокий длинный овраг, рядом с которым издавна существовал деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, "урочище") получило наименование "Успенского вражка" (оврага). Данное урочище было древнейшим в так называемом "Белом городе" Москвы.

С 1620 г. рядом находился храм прор. Елисея, построенный в память встречи царем Михаилом Феодоровичем своего отца патриарха Филарета , возвращавшегося из польского плена. Храм сгорел в 1812 г. и был возобновлен как придел к храму Воскресения в 1820 г.

Трапезная и колокольня перестроены в - гг., еще раз колокольня перестраивалась в г.

В 1930-е гг. храм не закрывался, но колокола были сняты.

В 1963-1964 гг., 1979 г., 1982-1986 гг. в храме были проведены реставрационные работы.

Архитектура и убранство храма

Здание храма - типичной "уличанской" церкви - представляет собой характерный образец небольшого бесстолпного посадского храма XVII в. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы - вот и все архитектурные детали его убранства. Только хорошо найденные общие пропорции и довольно изящный, хотя и простой, рисунок оконных обрамлений говорит о том, что строил храм незаурядный и опытный московский зодчий.

Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX в. Скорее всего и большая часть икон для главного иконостаса была написана тогда же.

Святыни

  • список иконы Божией Матери "Взыскание погибших" (написана в 1802 году, перенесена из снесенного в 1930 годах храма Рождества Христова в Палашах)
  • список иконы Божией Матери "Страстная"
  • образ свт. Спиридона, еп. Тримифунтского
  • образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова ,
  • образ преподобного

Публикации по теме