Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний по физике как средства повышения качества образования Бутенко Ольга Геннадьевна, учитель физики первой. Методы, формы и виды контроля на уроке Поэтапный контроль на уроке физики

Методы контроля обучения

В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах (рисунок 2).

Цель устного индивидуального контроля - выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся. Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в последующем разбивается на ряд более конкретных, уточняющих. Обычно для ответа учащиеся вызываются к доске. Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле задаются при неполном ответе, если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний или же если у учителя возникают колебания при выставлении отметки.

Рисунок 2. Формы устного контроля

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала (рисунок 3). При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Рисунок 3. Формы письменного контроля

Физический диктант - форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов физического диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью физических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся:

буквенные обозначения физических величин, названия их единиц;

определения физических явлений, формулировки физических законов, связь между физическими величинами, формулировки научных фактов;

определения физических величин, их единиц, соотношения между единицами.

Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Физический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения физического диктанта является одновременно как его достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.

Физические диктанты как форма письменной проверки знаний позволяет контролировать одновременно большое число учащихся. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике: диагностирование знаний учащихся, предупреждение возникновения пробелов, корректирование процесса обучения, проверка достижения конечного результата обучения. Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ.

Пример. «Физический диктант: Архимедова сила.

Сила Архимеда направлена в сторону противоположную силе тяжести

Чем больше объем погруженного тела, тем сила Архимеда, действующая на тело, больше.

Тело тонет в жидкости, если сила тяжести, действующая на тело больше силы Архимеда

Тело плавает на поверхности жидкости плотностью с, если плотность тела меньше плотности жидкости

Свинец в ртути будет плавать на поверхности (плотность свинца равна 13600 кг/м3 плотность ртути равна 13600 кг/м3)

Воздушный шарик, наполненный кислородом, будет опускаться вниз. (плотность кислорода равна 1,43 кг/м3 плотность воздуха равна 1,29 кг/м3)

Практический контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физвоспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках - с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

С развитием информационных технологий обучения все шире используется машинный контроль. Наибольшее распространение получили различные виды программированного контроля, когда учащиеся должны из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный. Преимущества машинного контроля в том, что машина беспристрастна. Вместе с тем этот метод не выявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и других нюансов, которые не проходят мимо внимания педагога при устном и письменном контроле.

Возможности применения контролирующих устройств в школе велики. Однако они используются не всегда эффективно, в частности из-за того, что учащимся не доверяют работать самостоятельно. Этим ограничиваются возможности самоконтроля.

Самоконтроль с применением машин сходен с безмашинным контролем по окончательному результату, который должен сочетаться с самоконтролем по ходу выполнения задания. Учащихся специально надо учить самостоятельно находит ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательной задачи и устранять обнаруженные пробелы в знаниях.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе.

Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся.

В настоящее время сложилось представление о традиционных и инновационных формах и методах контроля знаний. Традиционные – это формы и методы контроля знаний, используемые в процессе обучения на протяжении нескольких десятилетий. К инновационным относится, в основном, метод тестирования, получивший широкое распространение в последние годы.

Традиционные методы проверки знаний и умений учащихся при обучении физике делятся на три основных класса: устная проверка, письменная проверка и проверка практических умений. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Устная проверка осуществляется в двух формах – фронтальный опрос и индивидуальный опрос. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. При фронтальном опросе учитель может проверить знание основных понятий, законов, формул у достаточно большого числа учащихся, задавая вопросы, требующие кратких ответов. Однако такая форма проверки не дает представления о мыслительной деятельности учащихся и глубине их знаний, не выявляет умения применять знания на практике.

Индивидуальный опрос позволяет выявить знания нескольких учащихся - то есть определить на сколько качественно и глубоко усвоен учебный материал, одновременно обучая их вести связный рассказ, анализировать, классифицировать процессы и явления.

Письменный метод проверки знаний и умений осуществляется с помощью контрольных, самостоятельных работ разной продолжительности от 10 – 15 минут до целого урока, физических диктантов, физических сочинений и рефератов. Письменные работы дают возможность проверить знания учащихся всего класса; особенно ценны они для выяснения умения решать задачи, оперировать наименованиями единиц, выводить формулы, строить и читать графики и др. Однако объем материала, проверяемого в процессе письменной контрольной работы, ограничен. Кроме того, проверка письменных работ требует много времени. Физические диктанты не требуют больших временных затрат. Однако с их помощью целесообразно осуществлять лишь проверку способности учащихся репродуцировать небольшие единицы учебного материала.

Проверка практических умений учащихся при обучении физике проводится в виде экспериментальных работ. К ним относятся

    кратковременные опыты на уроке;

    фронтальные лабораторные работы;

    работы физического практикума;

    самостоятельное домашнее экспериментирование.

Все перечисленные методы практической работы отличаются друг от друга количеством затраченного времени и степенью самостоятельности учащихся.

Кратковременные опыты , как правило, используются на начальных этапах обучения физике и проводятся под непосредственным контролем учителя. Часто они могут проводиться по принципу «делай как я». Этот вид учебной деятельности закрепляет ранее полученные знания, развивает практические умения учащихся, позволяет проверить способность учащихся осуществлять физический эксперимент.

Во время фронтальных лабораторных работ весь класс выполняет одну и ту же практическую работу по ранее изученной теме. На этом этапе осуществляется проверка умения применять полученные знания на практике, анализировать сложившуюся ситуацию и делать выводы по результатов проведенного эксперимента. Учитель на этом этапе осуществляет контроль за соблюдением техники безопасности и правил выполнения эксперимента.

Работы физического практикума проводятся, как правило, в конце учебного года в 9 – 11 классах. Их цель проверить знания учащихся, полученные ими в течение года, и умения применять их на практике. В физический практикум входят несколько лабораторных работ (5 или 10), который наиболее качественно и объективно позволяют проверить практические умения по изученному курсу.

Самостоятельное экспериментирование предполагает выполнение физических опытов самостоятельно, вне урока, чаще всего дома. Этот вид деятельности учащихся позволяет оценить их способность самостоятельно составлять план экспериментального исследования, организовывать его, проводить опыт, анализировать полученные результаты и делать выводы.

Формы контроля знаний, умений и навыков по физике

Ягавкин С.Г., учитель физики ГБОУ ООШ с Старая Кармала

Поскольку одно и то же содержание образования может быть выражено словесно, образно, в действии, то и информация о качестве усвоения учебного материала и развитии учащихся должна быть разной по форме. Основные формы контроля учебных достижений учащихся по физике - устная (индивидуальная и фронтальная), письменная, практическая и их сочетание. Выбор формы контроля зависит от содержания и специфики учебного материала, этапа обучения, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и др.

В зависимости от дидактических условий (цели обучения, виды контроля, этапа обучения и др.) определяются методы, с помощью которых та, или иная форма контроля позволяет получить наиболее объективную информацию о качестве образовательного процесса и результатах учебной деятельности учащихся. Основные методы проверки и оценки знаний и умений по физике: беседа (фронтальный опрос), индивидуальный опрос, самостоятельные и контрольные работы, метод тестирования, лабораторные и практические работы, физические диктанты, зачеты, рефераты и др.

Определим дидактические требования и кратко охарактеризуем основные формы и методы проверки и оценки знаний и умений учащихся по физике.

Устная проверка , которая проводится в начале урока, как правило, является введением к изучению нового материала, служит целям актуализации опорных знаний (а не только их контролю). Опора на знания, полученные ранее, позволяет создавать проблемные ситуации, что имеет большое значение для сознательного и прочного их усвоения. Например, приступая к изучению закона Ома для полной цепи, необходимо актуализировать знания учащихся о сторонних силах и их значении в создании стационарного тока, о роли источника тока в цепи, об ЭДС и др.

Вопросы для устного ответа ученика должны формулироваться по узловым проблемам и требовать не только изложения учебного материала, но и анализа физических явлений в разнообразных ситуациях. В таком случае от учеников требуются не только знания фактического материала, умения изложить его своими словами, но и создаются условия для развития логического мышления, умений сравнивать, выявлять черты подобия и отличия в объектах и явлениях.

Устный ответ ученика нельзя прерывать без крайней необходимости. Это можно сделать только в случае наличия в нем грубых ошибок. Если ученик испытывает трудности при ответе, ему предлагаются наводящие вопросы, которые помогают ему преодолеть частные затруднения. Вспомогательные вопросы предлагаются после ответа для уточнения действительного состояния знаний учащегося.

Устные ответы должны сопровождаться рисунками, графиками, демонстрацией посильных для выполнения опытов. Ученику, отвечающему у доски, следует предоставлять время для обдумывания ответа, а с классом провести, например, фронтальный опрос, проверить выполнение домашнего задания или решить устную вычислительную задачу.

Индивидуальная устная проверка знаний по физике содействует развитию логического мышления и устной речи учеников, позволяет следить за ходом мыслей отвечающего, изучить его индивидуальные качества и личностные свойства, выявлять уровень умственного развития.

Недостатки индивидуальной устной проверки знаний по физике:

    Она не пригодна для выявления большинства умений и навыков, которые формируются при изучении физики;

    Тяжело уравнять меру выявления знаний учащихся, поскольку это устные вопросы, а их тяжело сделать равнозначимыми для всех отвечающих;

    Сложно добиться устойчивого внимания всего класса при ответе ученика. В связи с этим целесообразно предлагать учащимся рецензировать ответы товарищей, исправлять и дополнять их.

    Существенные и правильные дополнения следует учитывать при оценке знаний.

Фронтальная устная проверка знаний обычно проводится в форме беседы на всех этапах урока: для актуализации опорных знаний, при повторении, в процессе изучения нового материала, при самостоятельной работе. Предлагаемые вопросы требуют краткого ответа, и весь класс должен участвовать в беседе. При этом возрастает активность учащихся, их заинтересованность, развивается внимание.

Однако такую проверку знаний необходимо сочетать с индивидуальной, так как учащиеся привыкают отвечать на мелкие вопросы и потом им тяжело давать логически последовательные развернутые ответы. При фронтальной устной проверке оценка ученику может быть поставлена после ее окончания и в конце занятий с учетом работы на всех этапах урока. Фронтальная проверка позволяет оценить большое количество учащихся за один урок; содействует выработке умений точно выражать свои мысли; функции проверки хорошо сочетаются с функциями обобщающего повторения и систематизации знаний. Однако при такой проверке тяжело объективно оценить знаний учащихся, так как каждый из них имеет возможность отвечать то, что он хорошо знает.

В практике работы учителя физики используют уплотненную проверку знаний; в то время, когда одни ученики отвечают устно, другие - делают письменные, графические, экспериментальные задания и др.

Письменная проверка по физике осуществляется при выполнении контрольных и самостоятельных работ, учебных проектов, написании докладов и рефератов. Контрольные работы проводятся после изучения крупных тем или разделов курса физики. В их содержание входят теоретические вопросы, количественные и качественные задачи. При этом учитывается необходимость выявления всех уровней усвоения учебного материала учащимися (фактические знания; умение применять знания в знакомой ситуации; творческое применение знаний в видоизмененных и незнакомых условиях). Контрольные работы, как правило, включают 10 заданий, соответствующих принятым пяти уровням усвоения учебного материала по физике (по 2 задания каждого уровня). Задания (в виде тестов и текстовых задач) могут предполагать формулировку законов, запись формул, чтение графиков, объяснение явлений, решение 2-3 шаговых задач, а также комбинированных и творческих задач и др.

Текущие контрольные и самостоятельные работы (рассчитанные на часть урока) по содержанию и структуре составляются аналогичным образом, но включают меньшее количество заданий (обычно 5).

Отдельным ученикам предлагается написание рефератов . Некоторые рефераты зачитываются на занятиях, обсуждаются и оцениваются. Письменная проверка знаний более объективная, чем устная. Она требует от учащихся большей точности в выражении мыслей и полной самостоятельности. При этом проще осуществить равенство меры выявления знаний учеников. Такая проверка знаний по физике содействует развитию навыков письменной речи и дает экономию учебного времени (проверяются все учащиеся класса, увеличивается количество оценок).

В тех случаях, когда необходимо проверить усвоение учащимися физических определений, формул, графиков, терминов и т.д., эффективен физический диктант . Для его проведения учитель должен подобрать контрольный текст в виде вопросов или логически незаконченных выражений, которые ученики должны дописать. Например, текст диктанта для проверки усвоения графического изображения равнопеременного движения может иметь следующее содержание: тело, график скорости движения которого дан на рисунке, имеет начальную скорость…

Ускорение этого тела равно…

Уравнение скорости движения тела имеет вид...

Проведение физического диктанта позволяет дозировать время выполнения каждого задания, содействует развитию внимания учащихся, дисциплинирует их

Тексты физических диктантов. 7 класс

Тема: Строение вещества. Молекула.

1 вариант

1 Вещество состоит из мельчайших частиц, различимых невооруженным глазом.

2 Объем газа при нагревании увеличивается, т.к. молекулы становятся больше в размере.

3 Молекула – мельчайшая частица вещества.

4 Молекулы воды точно такие, как молекулы льда.

5 Атомы состоят из молекул.

2 вариант

1 Объем тела при нагревании уменьшается.

2 Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т.к. промежутки между молекулами становится меньше.

3 При сжатии газа уменьшается размер молекулы.

4 Молекулы водяного пара отличаются друг от друга.

5 Газом 2-х литровой банки можно заполнить 4-х литровую банку.

Тема: Строение вещества. Диффузия.

1 вариант

1 Молекулы вещества находятся в постоянно беспорядочном …….

2 Взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества в результате беспорядочного движения называется……..

3 Диффузия протекает быстрее при ……….температуре.

4 Беспорядочное движение молекул – это значит что молекулы двигаются в ……. Направлениях.

5 Чем ниже температура тела, тем ………… движение молекул.

2 вариант

1 Чем выше температура тела, тем скорость движения молекул будет …….

2 В твердых телах диффузия протекает очень …….

3 Взаимное проникновение молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества в результате беспорядочного движения называется……..

4 При помешивании жидкости мы ……скорость движения молекул.

5 Движение молекул, которое связано с температурой тела называется ……

Тема: Механическое движение

1 вариант

1 Изменение положения тела с течением времени относительно других тел называется ……

2 Линия, вдоль которой движется тело, называется …….

3. Как обозначается пройденный путь?

4 Если за равные промежутки времени тело проходит одинаковый путь, то движение называется ……

5 Запишите формулу средней скорости.

2 вариант

1 Надо ли указывать говоря о движении тела предмет, относительно которого движется тело?

2 Длина траектории движения тела называется ……

3 Запишите формулу пройденного пути.

4 Если за равные промежутки времени тело проходит неодинаковый путь, то движение называется ……

5 В каких единица с системе СИ измеряется скорость?

Тема: График механического движения

1 вариант

1 Изобразите график скорости от времени, если тело движется равномерно.

2 Изобразите график пути от времени, если тело движется неравномерно.

3 Изобразите график скорости от времени, если тело стоит.

4 Изобразите график скорости от времени, если тело движется неравномерно.

5 Изобразите график пути от времени, если тело стоит

2 вариант

1 Изобразите график пути от времени, если тело стоит.

2 Изобразите график скорости от времени, если тело движется равномерно.

3 Изобразите график пути от времени, если тело движется равномерно.

4 Изобразите график скорости от времени, если тело стоит.

5 Изобразите график скорости от времени, если тело движется неравномерно.

Тема: Атмосферное давление

1 вариант

1 Давление воздушной оболочки Земли на тела называется ……

2 Чей опыт лежит в основе изучения атмосферного давления?

3 Длина трубки в опыте Торричелли равна ……

4 Прибор для измерения атмосферного давления называется барометр - ……

5 На 1 мм рт ст изменяется атмосферное давление с каждыми ….. метрами.

2 вариант

1 С увеличение высоты плотность воздуха ……

2 1 мм РТ ст = …..Па

3 Прибор Торричелли для измерения атмосферного давления называется ртутный ……

4 Главная часть барометра-анероида - ……

5 U-образная трубка – основное устройство ……

Фразу «урок - основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.

В работе приведен план-конспект модели урока по физике для 10 класса по теме «Электрический ток в различных средах».

Мои творческие поиски нестандартных форм и методов преподавания физики продолжаются уже 35 лет работы в школе. Еще в самом начале своей педагогической деятельности я понял, что невозможно добиться высокого КПД на уроке физики, если его проводить по обычной стандартной схеме. Фразу «урок - основная форма обучения в школе» нельзя понимать упрощенно и однобоко, фиксируя внимание только на слове «урок» и упуская из виду, что типов уроков может быть много и каждый урок должен быть неповторим, к его построению надо подходить творчески.

Причины применения нестандартного подхода в построении урока физики в настоящее время таковы:

1. В стране наблюдается падение престижа образования и науки, в том числе и физики, среди молодежи. Это связано с коренными социальными и экономическими преобразованиями.

2. Введение в стране всеобщего образования, обучение всех и всему одинаково в одном классе привели к тому, что за последние годы был снижен уровень преподавания для средних и сильных учеников, в результате чего потерялся их интерес к учебе. В настоящее время созданы и создаются для выхода из этого положения школы различного типа со специализацией.

3. В настоящее время в школе занимаются много слабо подготовленных учащихся, это как правило дети из малообеспеченных, неблагополучных и неполных семей.

4. Недостаточная материальная база школ, так как снабжение перешло на коммерческую основу, и многие школы из-за материальных затруднений не могут приобрести приборы и оборудование, учебники и пособия.

Вот эти и другие причины побуждают искать особые формы и приемы работы с учащимися, иначе в противном случае деятельность учителя будет малоэффективной.

Моя методика поиска, а затем и применения эффективных методов и форм обучения физики основана на следующих принципах:

1. Они должны вызывать у учащихся интерес к обучению, к теме урока, так как он является наиболее действенным мотивом учения. Как говорил А. Эйнштейн: «Умеет учить тот, кто учит интересно!»

2. Они должны способствовать повышению эмоциональности обучения физике. Как известно, приподнятое эмоциональное состояние помогает лучше усваивать научные знания. Не случайно А. Эйнштейн говорил: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием».

3. Они служат созданию «обратной связи» с учащимися учитывают их мнение. Учебный процесс надо строить в соответствии с природой человека, все это повышает результаты обучения, его КПД. Исследования ученых показали следующее: «Человека нельзя научить, развить, воспитать; он может только научить себя сам, т.е. научиться, развиться, воспитаться». В начале учащегося надо научить учиться, а затем на этой основе получать знания.

Особое внимание в своей работе уделяю эффективным формам контроля знаний учащихся по физике. Любому учителю ясно, что объем знаний (информации) данный им не равен объему знаний, полученному учеником. Нужна объективность, которая позволяет учителю или проверяющим оценить урок, здесь особую роль играет контроль знаний, в котором главную роль играют ученики. Ученики, опираясь на знание нормативов оценок, могут под руководством учителя провести самооценивание, что исключает возникновение конфликта между учениками и учителем из-за оценок. Эффективные формы контроля позволяют проверить учителю с помощью учеников всех или большинство учащихся. Это заставляет учеников повторять учебный материал, готовиться к каждому уроку, что позволяет им приобретать хорошие знания. Из личного опыта, опыта учителей-практиков, исследований ученых известно, что учащийся пассивно находящийся на уроке усваивает 5-10 % знаний, активно мыслящий на уроке усваивает 50-60 % знаний, а тот, который активно повторяет дома 90-100 %.

При самооценивании учащихся они должны знать систему норм и критериев постановки оценок, с ней я знакомлю новых учеников в начале учебного года. Эта система оценок была разработана и апробирована мною в течение педагогической деятельности. Для определения оценки нужно точно знать, какие ошибки и недочеты допущены отвечающими, их шкалу цен.

Цена грубой ошибки - 2 балла.

Ошибки - 1,2 балла.

Грубого недочета - 0,5 балла.

Недочета - 0,3 балла.

Маленького недочета (оговорки) - 0,2 балла.

Например: ученик при ответе допустил негрубую ошибку и недочет. Какую ставить ему оценку? Согласно нормативам имеем - ученик потерял 1,2 + 0,3 = 1,5 балла. Так как за полный ответ оценка - 5 баллов, то окончательная оценка ученика 5 - 1,5 = 3,5 балов. В данном случае в журнал ставиться оценка - 4, предупредив учащегося о её «слабости».

В своей практике я наиболее часто применяю такие эффективные формы контроля знаний - «самоконтроль», «кольцо», «экспедиция», «интеллектуальный бой» и другие. Некоторые из них я излагаю в плане-конспекте модели урока по физике для 10 класса.

План-конспект модели урока по физике для 10 класса по теме "Электрический ток в различных средах"

Тема : Повторительно-обучающий урок по теме «Электрический ток в различных средах».

Задачи и цели урока: систематизировать знания об электрическом токе в различных средах; рассмотреть значения изученных явлений для развития техники. Продолжить формирование умений объяснять явления на основе электронных представлений, выделять главное, обобщать изученный материал, выражать свои мысли в речи, решать задачи на электрический ток в различных средах. Применить методические приемы и методы оперативной проверки знаний учащихся, основанные на обратной связи учащихся с учителем.

Оборудование урока: методические разработки учителя.

Ход урока.

I. Организационный момент урока. (1-2 мин.)

Учитель делает сообщение учащимся, как будет проходить урок, назначает своих ассистентов, напоминает о нормативах оценок, о корректности вопросов и ответов. Ассистенты - это обычно двое учащихся, отличники или учащиеся, имеющие твердые знания на «4» и «5».

Норма оценок:

1) Грубая ошибка - 2 балла.

2) Ошибка - 1,2 балла.

3) Крупный недочет - 0,5 балла.

4) Недочет - 0,3 балла.

5) Оговорка - 0,2 балла.

Начальная оценка - 5 баллов. За допущенные ошибки, недочеты и оговорки отнимается указанное количество баллов. Ответы и вопросы должны даваться четко, кратко и понятно.

II. Повторение ранее изученного материала (10-12 мин.)

Применяется оперативный письменный контроль знаний учащихся по вопросам темы «Электрический ток в различных средах». Используется методический прием «Самоконтроль». Прием основан на сотрудничестве учителя и ученика, в чем и проявляется эффективность обучения. Как известно, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, характером деятельности ученика, это не только умение учителя доступно и понятно преподносить учебный материал, но и готовность учащихся воспринимать, усваивать и воспроизводить его. Ежеурочно должна неукоснительно быть и действовать обратная связь “учитель - ученик“ . Прием состоит в том, что учащиеся отвечают на поставленные по вариантам вопросы в течение строго определенного времени. Форма ответа краткая, применяются условные обозначения и сокращения. План ответа учащиеся записывают и запоминают на первых ознакомительных уроках.

План ответа:

1) Определение закона, явления, понятия. Поясните их.

2) Формулы и их вывод(если есть).

3) Новые физические величины и их единицы(если есть).

4) Рисунки, схемы, графики.

5) Практическое применение.

Листочки передаются и собираются по цепочке с минимальной затратой времени. При письменной форме ответа учащиеся, как правило, психологически более раскованны и дают ответы лучше, чем у доски. Второй важный момент - в работу включаются все учащиеся класса. Третий важный момент - учащиеся проводят самоконтроль своих знаний, при проверке подглядывать и поворачиваться категорически запрещено. И последнее, очень важное, основано на закономерности повторения Эббингаусса (рассредоточенное во времени повторение эффективнее, чем концентрированное) - по этим же вопросам самоконтроль повториться через некоторое время (через 1-3 урока).

Вопросы самоконтроля:

1 вариант - Электрический ток в металлах.

2 вариант- Зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость.

3 вариант - Электрический ток в вакууме. Применение тока в вакууме.

4 вариант - Электрический ток в газах.

5 вариант - Плазма. Практическое использование плазмы.

6 вариант - Электрический ток в расплавах и растворах электролитов.

7 вариант - Закон электролиза Фарадея.

8 вариант - Электрический ток в полупроводниках.

9 вариант - Электронно-дырочный переход. Полупроводниковый диод. Транзистор.

Проверка ответов занимает мало времени, если позволяет ход урока их можно объявить сразу, если нет, то обязательно в начале следующего урока.

III. Совершенствование знаний и умений. Контроль знаний, основанный на инициативе учащихся. (15-20 мин)

На данном моменте урока использовать метод «Кольцо», который является эффективной формой обратной связи «учитель-ученик» и используется при проверке усвоения материала пройденных тем или группы вопросов, служит для совершенствования знаний и умений учащихся. Важным в нем является то, что основная роль при проверке знаний лежит на самих учащихся (под контролем учителя), которые анализируют и оценивают ответы своих товарищей. Второй, ценный аспект в нем - это развитие активной разговорной речи учащихся. Исследования ученых показали, что активная разговорная речь ученика в среднем за целый учебный день - 2 минуты, что очень мало. Увеличение этого времени - важнейшая проблема педагогической науки. Учащиеся знают норму оценок, которая им доводится до сведения на вводных уроках в начале учебного года. Таким образом, каждый ученик, если он хорошо знает урок, точно знает какую оценку надо поставить отвечающему. При таком подходе к постановке оценок исчезает почва для возникновения конфликта между учениками и учителем из-за оценок. При использовании метода «Кольцо» учителем назначаются 2-3 ученика ассистентами-учителями, которые будут выслушивать, анализировать и оценивать ответы своих товарищей, это как правило наиболее сильные ученики. К доске вызывается группа учащихся - 3,4,5 и более, в зависимости от объема проверяемой темы. Методика такова: первый ученик ставит вопрос второму, второй отвечает и ставит вопрос третьему, третий отвечает и ставит вопрос четвертому и т. д., последний отвечает и ставит вопрос первому - «кольцо» замкнулось. Далее, все это повторяется, количество вопросов и ответов зависит от объема проверяемой темы, «кольцо» останавливает учитель. Класс при этом также участвует в работе, все учебники, тетради и другие пособия закрыты. Если какой учащийся из «кольца» не может поставить вопрос или дать ответ, ассистент-учитель спрашивает класс. В случае, если никто с этим не справляется, отвечают сами ассистенты-учителя. Главное при постановке и ответе на вопрос - корректность, четкость, краткость, идет развитие речи, проверяются знания и умения. После остановки «кольца» ассистенты-учителя, делая анализ ответов и вопросов конкретно каждого проверяемого , ставят оценки. Класс также принимает в этом участие, в случае чего производится корректировка оценки. За участие в работе «кольца», учащимся класса, если они давали не менее трех вопросов-ответов, ставится также оценка. Оценки ассистентам-учителям ставит учитель, с учетом мнения класса. При таком методе обычно выставляется не менее 10 оценок с анализом, нет конфликтных ситуаций, активна мыслительная деятельность учащихся, что способствует глубоким и крепким знаниям учащихся.

IV. Решение расчетных и качественных задач. (10-12 мин)

Эта часть урока посвящена решению задач на повторение. Используется задачник, дидактический материал. Работу можно проводить как индивидуально, так и со всем классом, она проводится у доски и на месте. Можно использовать следующие задачи:

1. Определить среднюю скорость упорядоченного движения электронов под действием электрического поля в медном проводе площадью поперечного сечения 1 мм 2 при силе тока, равной 10 А.

2. Определить скорость электронов, с которой они достигают анода двухэлектродной электронной лампы, если напряжение между катодом и анодом 100 В.

3. Объясните, почему разряжается электрометр, если к его катоду поднести горящую спичку.(Можно провести опыт)

4. Почему провода линии высокого напряжения не покрыты изолирующей оболочкой?

5. Определить напряженность электрического поля, при которой может произойти ионизация молекул воздуха. Энергия ионизации молекул воздуха W=15эВ, длина равна 5 ·10 -4 см.

6. Вычислите электрохимический эквивалент серебра.

7. Какую валентность должна иметь примесь к германиевому полупроводнику, чтобы он обладал электронной проводимостью?

8. Будет ли протекать ток в цепи?

9. Чем диссоциация электролитов отличается от ионизации газов? Почему электролиз не требует высокого напряжения?

10. Что происходит с электрической дугой, если сильно охладить отрицательный электрод; положительный электрод?

При подготовке задач к данному этапу урока используется следующая литература:

1) Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Физика - 10, Москва, ”Просвещение”, 1990г.

2) А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.

3) И.М. Мартынов, Э.Н. Хозяинова, Дидактический материал по физике 9 класс. Москва, ”Просвещение”, 1978г.

4) М.Е. Тульчинский. Качественные задачи по физике. Москва, ”Просвещение”, 1972г.

5) Г.И. Рябоволов Сборник тематических работ по физике. Издательство “Высшая школа”, Минск, 1973г.

V. Домашнее задание. (1-2 мин)

а) Краткие итоги главы X - стр.200

Физика - 10 Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев

Москва, ”Просвещение”, 1988г.

б) №845, №861

А.П. Рымкевич, Сборник задач по физике для 8-10 классов средней школы. Москва, ”Просвещение”, 1988г.

в) упр. 12 (1,5,9), учебник, стр.200.

Чтобы скачать материал или !

Публикации по теме