Тесты "отношение и пропорции". П.3

в упражнениях, задачах и тестах

г. Железногорск

санаторно-лесная школа

§ 1 Обыкновенные дроби (повторение).

п. 1. сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

п. 2. Совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями.

§ 2 Отношения и пропорции

п. 3. отношения.

п. 4. Пропорции. Основное свойство пропорции.

п. 6. Обратная пропорциональность величин.

§ 3 Положительные и отрицательные числа

п. 7. Координатная прямая.

п. 8. Положительные числа. Модуль числа.

п. 9. Сравнение чисел.

п. 10. Сложение рациональных чисел.

п. 11. Сложение чисел с разными знаками.

п. 12. Законы сложения рациональных чисел.

п. 13. Вычитание.

п. 14. Расстояние между точками.

п. 15. Умножение рациональных чисел.

п. 16. Деление.

п. 17. Свойства действий с рациональными числами.

§ 4 Решений уравнений

п. 18. Раскрытие скобок.

п. 19. Приведение подобных слагаемых.

п. 20. Решение уравнений.

§ 5 Решение задач

п. 21. Задачи.

п. 22. Повторение.

Глава I . Обыкновенные дроби (повторение).

§ 1 сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Конспект

1. Сравнение дробей.

а) если одинаковые знаменатели: та дробь > у которой больше числитель?

https://pandia.ru/text/78/170/images/image003_13.png" align="left" width="43" height="41 src=">

в) если разные числители и знаменатели: приводи к общему знаменателю.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image005_9.png" align="left" width="41" height="41 src=">.png" align="left" width="47" height="41 src=">.png" align="left" width="40" height="41 src=">.png" align="left" width="47" height="41 src=">.png" align="left" width="57" height="41 src=">.png" align="left" width="67" height="41 src=">.png" align="left" width="33" height="41 src=">.png" align="left" width="36" height="41 src=">г)

3. Вычисли:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image021_0.png" align="left" width="79" height="41 src=">.png" align="left" width="65" height="41 src=">а)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image025_0.png" align="left" width="89" height="41 src=">.png" align="left" width="65" height="41 src=">.png" align="left" width="65" height="41 src=">.png" align="left" width="75" height="41 src=">.png" align="left" width="73" height="41 src=">

с амостоятельная работа

4. Выбери правильный ответ.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image035_0.png" align="left" width="100" height="45 src=">а) б)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image037_0.png" align="left" width="92" height="45 src=">в) г)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image039.png" align="left" width="15" height="41 src=">.png" align="left" width="16" height="41 src=">.png" align="left" width="143" height="48 src=">Ответ вырази в минутах.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image045.png" align="left" width="49" height="23 src=">в) Утренний надой молока составил 81/2 л, вечерний – 63/10 л, а в обед надой молока был на 3/5 л меньше, чем утром. Каков надой молока за день?

6. Сравни дроби и сделай вывод.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image047.png" align="left" width="52" height="41 src=">.png" align="left" width="39" height="41 src=">.png" align="left" width="51" height="41 src=">б)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image053.png" align="left" width="45" height="41 src=">.png" align="left" width="21" height="41 src=">.png" align="left" width="21" height="41 src=">

8. Расположи в порядке убывания.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image059.png" align="left" width="16" height="41 src=">.png" align="left" width="91" height="41 src=">.png" align="left" width="73" height="41 src=">а)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image065.png" align="left" width="67" height="41 src=">.png" align="left" width="100" height="45 src=">.png" align="left" width="115" height="41 src=">в г)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image071.png" align="left" width="25" height="41 src=">.png" align="left" width="33" height="41 src=">.png" align="left" width="107" height="41 src=">

Png" align="left" height="17 src=">.png" align="left" width="16" height="41 src=">.png" align="left" height="17 src=">.png" align="left" height="17 src=">.png" align="left" width="15" height="41 src=">.png" align="left" width="21" height="41 src=">.png" align="left" width="15" height="41 src=">а) б)

Png" align="left" width="16" height="41 src=">.png" align="left" height="17 src=">

Png" align="left" height="17 src=">2). Сумма дробей равна:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image081.png" align="left" width="68" height="41 src=">

3). Значение выражения равна:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image082.png" align="left" width="57" height="41 src=">

4). Сложи дроби:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image084.png" align="left" width="57" height="41 src=">

5). Вычисли:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image085.png" align="left" width="99" height="45 src=">6). Выполни действия:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image086.png" align="left" width="72" height="41 src=">.png" align="left" width="44" height="41 src=">.png" align="left" width="85" height="41 src=">.png" align="left" width="140" height="41 src=">.png" align="left" width="81" height="41 src=">Примеры: а) б) в)

(сократима на 2) (дробь не сократима) (сократима на 25)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image096.png" align="left" width="59" height="41 src=">.png" align="left" width="51" height="41 src=">а)

, т. к. у знаменателя делитель 5 и, 2: 5 = 0,4

https://pandia.ru/text/78/170/images/image100.png" align="left" width="31" height="41 src=">в)

- нельзя перевести в десятичную, т. к. знаменатель не имеет делителей 2 и 5

13. Найди дроби, которые можно записать в виде десятичных и расшифруй слово.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image102.png" align="left" width="29" height="69 src=">.png" align="left" width="27" height="69 src=">.png" align="left" width="28" height="69 src=">.png" align="left" width="28" height="69 src=">.png" align="left" width="24" height="69 src=">

14. Обрати обыкновенную дробь в десятичную.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image112.png" align="left" width="32" height="41 src=">.png" align="left" width="20" height="41 src=">.png" align="left" width="21" height="41 src=">.png" align="left" width="55" height="41 src=">.png" align="left" width="55" height="41 src=">.png" align="left" width="49" height="41 src=">.png" align="left" width="61" height="41 src=">.png" align="left" width="147" height="45 src=">.png" align="left" width="100" height="41 src=">а) б) в)

19. Самостоятельная работа.

1). Вычисли:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image130.png" align="left" width="55" height="41 src=">.png" align="left" width="55" height="41 src=">а) б) в) г)

2). Найди значение выражения:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image134.png" align="left" width="81" height="41 src=">а) б)

20. Найди значение дробей.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image136.png" align="left" width="35" height="44 src=">.png" align="left" width="28" height="44 src=">а) б) в) г)

21. Самостоятельная работа (проверь себя).

Найди значение:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image143.png" align="left" width="33" height="44 src=">.png" align="left" width="21" height="41 src=">.png" align="left" width="83" height="41 src=">.png" align="left" width="21" height="41 src=">.png" align="left" width="25" height="41 src=">

1). а) б) в) г)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image153.png" align="left" width="32" height="41 src=">.png" align="left" width="32" height="41 src=">.png" align="left" width="31" height="41 src=">.png" align="left" width="21" height="41 src=">.png" align="left" width="32" height="41 src=">

4). а) б) в) г)

23. Выполни действия.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image163.png" align="left" width="199" height="45 src=">

https://pandia.ru/text/78/170/images/image165.png" align="left" width="135" height="83 src=">

з адачи на нахождение дроби от числа.

Чтобы найти дробь от числа, надо число умножить на эту дробь.

24. Найди дробь от числа.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image167.png" align="left" width="83" height="45 src=">.png" align="left" width="73" height="45 src=">.png" align="left" width="80" height="45 src=">

https://pandia.ru/text/78/170/images/image173.png" align="left" width="97" height="45 src=">

https://pandia.ru/text/78/170/images/image175.png" align="left" width="92" height="45 src=">.png" align="left" width="100" height="45 src=">.png" align="left" width="181" height="45 src=">.png" align="left" width="177" height="45 src=">

https://pandia.ru/text/78/170/images/image183.png" align="left" width="185" height="45 src=">.png" align="left" width="193" height="45 src=">.png" align="left" width="183" height="45 src=">

33. Скосили 3/7 луга. Найди площадь луга, если скосили 21 га.

34. В первый час машина прошла 5/7 всего пути. Каков весь путь, если в первый час машина прошла 70 км.

35. Было отремонтировано 2/7 всех станков цеха. Сколько станков в цехе, если отремонтировали 28 станков?

36. Отремонтировали 5/6 дороги, что составляет 30 км. Какова длина всей дороги?

37. В первый час машина прошла 27% намеченного пути, после чего ей осталось пройти еще 146 км. Сколько километров составляет длина намеченного пути?

38. Продали 32% овощей, после чего осталось продать еще 136 т. Сколько тонн овощей было в магазине?

39. Было прочитано 29% всей книги, после чего осталось прочитать еще 142 страницы. Сколько страниц в книге?

40. Контрольная работа № 1.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image189.png" align="left" width="209" height="45 src=">

2). Сравни

41. Поле площадью 120 га было засажено картофелем, капустой и морковью. 3/4 это поле было засажено картофелем, 80% остатка засажено капустой, а остальное поле – морковью. Сколько га было сажено морковью?

42. Контрольная работа № 2.

1). Найди значение выражения:

https://pandia.ru/text/78/170/images/image191.png" align="left" width="39" height="44 src=">.png" align="left" width="205" height="45 src=">.png" align="left" width="64" height="41 src=">.png" align="left" width="63" height="41 src=">.png" align="left" width="16" height="41 src=">2).

а) если а > b , то показывает, во сколько раз а > b

Png" align="left" width="16" height="41 src=">

б) если а < b , то показывает, какую часть составляет а от b

https://pandia.ru/text/78/170/images/image202.png" align="left" width="391" height="45 src=">

https://pandia.ru/text/78/170/images/image204.png" align="left" width="191" height="45 src=">.png" align="left" width="193" height="45 src=">

43. Что показывают отношения.

https://pandia.ru/text/78/170/images/image208.png" align="left" width="351" height="45 src=">

44. На клумбе 6 белых и 12 красных роз. Что показывают отношения:

а) 6: 12; б) 12: 6; в) 6: 18; г) 18: 12 ?

45. Упрости отношения (т. е. сократи дроби).

https://pandia.ru/text/78/170/images/image210.png" align="left" width="60" height="44 src=">.png" align="left" width="29" height="41 src=">

а) 4: 5; б) в) г) 77: 28; д)

https://pandia.ru/text/78/170/images/image214.png" align="left" width="53" height="41 src=">

47. Сад занимает 5,6 а, а огород 3,2 а. Во сколько раз площадь сада больше площади огорода? Какую часть всего участка занимает огород?

48. Сержа 5,6 км прошел пешком и 12,6 км проехал на автобусе. Во сколько раз путь, проделанный пешком, меньше пути на автобусе? Какую часть всего пути Сережа проехал на автобусе?

49. В бригаде 25 человек, из них 20 мужчин. Сколько процентов всех людей в бригаде составляют мужчины?

50. из 32 учащихся класса по болезни отсутствовали 4 ученика. Сколько процентов учащихся присутствовали?

51. Вместо плановых 75 деталей рабочий изготовил 80 деталей. На сколько процентов выполнен план?

52. Для определения всхожести семян посадили 300 семян. Из них проросло 273. каков процент всхожести семян?

53. Самостоятельная работа.

а) Купили овощей на 2,6 рублей и фруктов на 9,1 рублей. Во сколько раз больше заплатили за фрукты, чем за овощи? Какую часть всей покупки составили овощи?

б) Длина всей дороги 360 км. Заасфальтировали 240 км. этой дороги. Какая часть дороги заасфальтирована? Во сколько раз вся дорога длиннее ее заасфальтированной части?

в) Из 250 семян взошло 200. найди процент всхожести.

§ 4 П ропорции. Основное свойство пропорции.

Конспект

1. Отношение = отношению

https://pandia.ru/text/78/170/images/image216.png" align="left" width="27" height="34 src=">.png" align="left" width="46" height="3 src="> пропорция

a : b = c : d или

https://pandia.ru/text/78/170/images/image219.png" align="left" width="139" height="41 src="> 3.

Цель урока: Совершенствование навыков решения текстовых задач с помощью пропорции, закрепление основного свойства пропорции на примерах решения уравнений, имеющих вид пропорции, развитие познавательного интереса, воспитание здорового образа жизни.

Оборудование: Индивидуальные задания, компьютерные тесты.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Индивидуальная работа с отдельными учащимися.

4. Физиологическая пауза.

5. Решение задач.

6. Компьютерное тестирование.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока

I Организационный момент

Актуализация знаний учащихся.

  • Что называется пропорцией?
  • Как называются a и d, b и c в пропорции a: b = c: d?
  • Назовите основное свойство пропорции.

Прочитайте пропорции и назовите их крайние и средние члены:

3,5: 0,2 = 4: 17,5;

Решите уравнение.

Соедините стрелками прямоугольники, в которых записаны равные отношения.

В пустой прямоугольник впишите отношение, равное тому, которое не соединено стрелкой.

В верных пропорциях замените звёздочки (*) числами.

16: * = 3,2: 0,4;

* : 3 = 2,5: 0,5.

Проверка выполнения индивидуальных заданий.

Физиологическая пауза (гимнастика для глаз).

II. Основная часть

Ребята, сегодня мы с вами будем решать задачи с помощью пропорции.

Задание № 1. По схеме составить задачу и решить её.

а)

б)

Задание № 2. Решите задачи с помощью пропорции (работа в парах).

Задача № 1. При засолке на 10 кг рыбы кладут 3,5 кг соли. Сколько потребуется соли для засолки 2 ц рыбы?

Задача № 2. Человек может произнести членораздельно около 300 слов в минуту. Сколько слов произнесут 2 болтушки-пятиклассницы за первые 5 минут урока?

Задача № 3. Ученик в процессе игры в футбол получает синяк на ноге. Сколько болевых точек ноют у него одновременно, если на 1 см 2 находится 250 болевых точек, а площадь синяка 16 см 2 ?

Задача № 4 . В России ежегодно умирают 500 000 мужчин в среднем возрасте. 42 % из них умирают из-за болезней, связанных с курением. Сколько человек могли бы продолжать жить, если бросили курить?

Задача № 5. Мама заплатила 10 руб. за 2 кг сахара, а бабушка 15 руб. за 3 кг сахара. Выясните, по одинаковой ли цене был куплен сахар.

Задача № 6. Из 1 кг крупы получается 2,1 кг рассыпчатой гречневой каши. Мы хотим получить 1600 г каши. Сколько нужно взять крупы?

Задача № 7. Некоторое расстояние ласточка пролетела за 0,5 часа со скоростью 50 км/ч. За сколько минут пролетит то же расстояние стриж, если его скорость 100 км/ч?

Взаимопроверка решённых задач.

Задание № 3. Выполнение теста на компьютере по теме “Отношения и пропорции”.

Домашнее задание: п. 21 (повторить правило); № 762; № 747.

Подведение итога урока.

Харцызская общеобразовательная школа № 25 «Интеллект» с углубленным изучением отдельных предметов

Наконечная Лариса Петровна

учитель математики

Тестовая проверочная работа

Математика, 6 класс

Тема. Отношения и пропорции

Учебник: Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.И. Решетников, А.В. Шевкин. -М.: Просвещение, 2016.

В соответствии с Базисным учебным планом на 2017 - 2018 учебный год на изучение математики в 6 - м классе отводится 4 часа в неделю. На изучение темы «Отношения и пропорции» предусмотрено 12 часов.

Планируемые результаты изучения данной темы:

Обучающиеся научатся использовать понятия отношение, масштаб, пропорция при решении задач. Приводить примеры использования этих понятий на практике. Решать задачи на пропорциональное деление (в том числе задачи из реальной практики).

Использовать знания о зависимостях (прямой и обратной пропорциональностях), между величинами (скорость, время, расстояние; работа, производительность, время и т.д.), при решении текстовых задач: осмысливать текст задачи, извлекать необходимую информацию, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, выполнять несложные практические расчёты.

Результаты освоения содержания темы:

Личностные

Формирование коммуникативной компетентности в образовании и сотрудничестве со сверстниками;

Умение точно и грамотно излагать свои мысли при решении задач, понимание смысла поставленной задачи, умение выстраивать аргументацию;

Креативность мышления, инициативность, находчивость, активность при решении арифметических задач;

Формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные

Способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные

Владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление об отношениях, пропорции, прямой и обратной пропорциональности, масштабе, формирование представлений о закономерностях в реальном мире;

Умение применять изученные понятия для решения задач на прямую и обратную пропорциональность, деление числа в заданном отношении.

Предлагаемая проверочная работа охватывает материал всей изученной темы «Отношения и пропорции» и состоит из 12 заданий отличающихся уровнем сложности и формой представления, содержание которых соответствует действующей программе по математике для 6 класса общеобразовательных организаций.

Цель работы проверить уровень усвоения шестиклассниками учебного материала по данной теме с последующей коррекцией знаний и умений.

Первые 9 заданий - это задания на выбор одного правильного ответа. К каждому заданию приведено четыре возможных варианта ответов, из которых только один является правильным. Задание считается выполненным правильно, если в таблице ответа обучающийся укажет только одну букву, которой обозначен правильный ответ. При этом не надо приводить никаких объяснений. За каждый верный ответ ученик получает 1 балл. Максимальное количество баллов - 9

Следующие 3 задания (10 - 12) предусматривают установление соответствия между заданиями (1 - 4) и их ответами (А - Д). К каждому из четырех рядков, обозначенных цифрами, необходимо подобрать один ответ, обозначенный буквой. За каждый правильный ответ обучающийся получает по 1 баллу. Максимальное количество набранных баллов за 10 - 12 задания - 12. Всего 21 балл

Таблица перевода баллов в отметку

баллы

отметка

1 - 5

«1»

6 - 10

«2»

11 - 15

«3»

16 - 19

«4»

20 - 21

«5»

На выполнение работы предусмотрено 45 минут

Тестовая контрольная работа

1. Отношение 23 и 70 равно:

А) Б) В) 47; Г) 93.

2. Какие из предложенных отношений равны?

А) 4:7 и 8:28; Б) 30:5 и 65:13; В) 2:1 и 6:3; Г) 3:9 и 13:39.

3. Какие из данных равенств являются пропорцией?

А) 40: 8 = 4: 2; Б) 6: 13 = 7: 12; В) 7: 2 = 21: 4; Г) 36: 9 = 16: 4;

4. Найдите отношение 40 минут к 2 часам

А) 1: 3; Б) 20: 1; В) 1: 20; Г) 3: 1.

5.Какие из величин являются прямо пропорциональными?

А) Площадь квадрата и его сторона;

Б) Количество рабочих и время, за которое они выполнят работу;

В) Путь пройденный пешеходом, и время, которое он находился в пути;

Г) Количество труб наполняющих бассейн и время заполнения бассейна.

6. В какой из русских пословиц речь идет об обратно пропорциональных величинах?

Б) Мал золотник, да дорог;

В) Чем выше пень, тем выше тень;

Г) Каков привет, таков ответ.

7. Какие выражения подходят для вычисления неизвестного члена пропорции у : 24 = 3: 7

А) .

8. Дана пропорция 13: х = 17: у . Какое из следующих равенств пропорцией не является?

А) х: у = 13:17; Б) х: 13 = у: 17; В) у: х = 17: 13; Г) х: у = 17: 13.

9. Чему равно отношение ?

А) 8; Б) ; В) ; Г) .

10. Установите соответствие между отношениями (1 - 4) и величинами (А - Г), которыми эти отношения являются.

1. ; А) число;

2. ; Б) цена;

3. ; В) концентрация;

4. ; Г) скорость;

11. Установите соответствие между заданными уравнениями (1 - 4) и корнями каждого из них (А - Д)

1. 7: 8 = х : 96; А) 2 ;

2. ; Б) 6

3. т В) 1 ;

4. к : Г) 50;

Д) 84.

12. Установите соответствие между задачами (1 - 4) и числами (А - Д), которые являются ответами этих задач.

1.В книге Елены Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» имеется

рецепт пирога с черносливом. Для пирога на 10 человек следует взять фунта чернослива. Сколько граммов чернослива следует взять для пирога, рассчитанного на 3 человека? Считайте, что 1 фунт = 400 г.

2.На трёх мандариновых деревьях вместе уродило 240 плодов, причём количество плодов на них относилось как 1:3:4. Сколько плодов выросло на том дереве, где количество плодов было не наибольшим и не наименьшим?

3. Для перевоза груза машиной с грузоподъёмностью в 6 т необходимо выполнить 10 рейсов. Сколько надо сделать рейсов, чтобы перевезти этот груз машиной, грузоподъёмность которой на 2 т меньше?

4. Расстояние между двумя городами на карте равно 7см. Найдите расстояние в километрах между городами на местности, если масштаб карты 1: 200 000.

А) 90;

Б) 15;

В) 12;

Г) 120;

Д) 14.

ОТВЕТЫ к заданиям 1 - 9.

ОТВЕТЫ к заданиям 10 - 12

Задание 10

Задание 11

Задание 12

Для коррекции знаний можно использовать следующую таблицу в которой указан характер возможных ошибок

п/п

Характер

ошибки

С.М.Никольский

Математика, 5 класс

М.: 2016

С.М.Никольский

Математика, 6 класс

М.: 2016

теория

практика

теория

практика

Не знаете определения отношения.

п. 1.1

4, №5

Не знаете свойства отношений.

п. 1.1

6, №7, №9

Не умеете находить отношение однородных величин с разными единицами измерения.

п. 1.1

10, №11

Не умеете находить отношения величин различных наименований.

п. 1.1

№12 - №16

№18, №19

Не знаете определения масштаба

п. 1.2

21

Не умеете находить расстояние на местности, зная масштаб и расстояние на карте.

п. 1.2

24, №28, №29

Не умеете делить число в заданном отношении.

п. 1.3

36, №37, №39, №40

Не знаете определение пропорции.

п. 1.4

46 - №48,

50

Не знаете основного свойства пропорции.

п. 1.4

51, №52

Не умеете находить неизвестный член пропорции.

п. 1.4

53 - №55, №57, №58, №60, №61

11.

Не знаете определение прямо пропорциональных величин.

п. 1.5

72 - №75

12.

Не знаете определение обратно пропорциональных величин.

п. 1.5

76, №77, №79

13.

Не умеете умножать обыкновенные дроби.

п.4.9

892 - №900

14.

Не умеете делить обыкновенные дроби.

п.4.11

925, №926, №927

Не умеете находить дробь от числа

п.4.12

941, №943, №945

Список использованной литературы

1. Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.И. Решетников, А.В. Шевкин. -М.: Просвещение, 2016.

2. Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.И. Решетников, А.В. Шевкин

3.Математика. 6 класс: Сборник задач и заданий для тематического оценивания/ А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С.Якир. - Харьков «Гимназия», 2008

4.Дидактические материалы по математике для 5 класса: самостоятельные и контрольные работы /А.С.Чесноков, К.И.Нешков. -М.: Просвещение, 1981.

5. Математика 6 класс: самостоятельные и контрольные работы / А.П.Ершова, В.В.Голобородько. . - Харьков «Гимназия», 2007

Публикации по теме