Новаторство: черты импрессионизма в лирике. Сочинения · Очень скоро сложился так называемый «импрессионистический стиль», стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах, которые располагались в видимом беспорядке и

    В своих стихах А.Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота,...

    Образ ночи в лирике А.А. Фета является зыбким, колеблющимся. Он легкой дымкой окутывает читателя и тут же куда-то исчезает. Для лирического героя А.А. Фета ночь - это прекрасное время суток, когда человек остается наедине с самим собой и своими мыслями....

    Дом Григорьевых стал местом сборища талантливой университетской молодежи. Здесь бывали студенты словесного и юридического факультетов Я. П. Полонский, С. М. Соловьев, сын декабриста Н. М. Орлов, П. М. Боклевский, Н. К. Калайдович. Вокруг А. Григорьева...

    Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел. Ф. И. Тютчев Афанасий Афанасьевич Фет был...

    Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого - природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный...

    Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть, И о том, что я молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть. А. А. Фет Творчество великого поэта Афанасия Афанасьевича Фета вошло в историю русской литературы не только как великолепное поэтическое...

Выстраивая это учебное занятие, мы ставили задачу углубить представление учащихся о диалоге поэзии, живописи и музыки в контексте художественного метода. Движение занятия осуществляется на основе знаний учащихся о творчестве Афанасия Фета и представлений о возможностях диалога разных искусств - к освоению представлений о специфических свойствах импрессионизма как художественного явления. Основной вопрос нашего занятия: “Что связывает творчество А.А. Фета с импрессионизмом?”

Фет-импрессионист

Cпонсор статьи – компания «Авто IronHorse». Перейдя по ссылке http://auto.ironhorse.ru/nissan-qashqai-ii_3413.html, Вы узнаете все о популярном кроссовере ТойотаВенза : технические характеристики, доступные комплектации и цены, отзывы пользователей. Также на сайте Вы найдете тест-драйвы и обзоры на российские, японские, американские и европейские автомобили; полезную информацию об автостраховании и покупке в кредит

В начале занятия читаются эпиграфы - отрывок из стихотворения А.А. Фета и высказывание исследователя Б.Я. Бухштаба, которые используются в ходе развития темы.

1. А.Фет (1887):

“Как беден наш язык! Хочу и не могу -
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною...”

2. Б.Я. Бухштаб: “Импрессионизм на той первой его стадии, к которой только и можно отнести творчество Фета, обогащал возможности и утончал приёмы реалистического письма... Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведённое предметом...”

Сразу же необходимо обозначить, какие свойства присущи импрессионизму. Может прозвучать ответ подготовленного ученика, который будет содержать следующие сведения: “импрессионизм” (от франц. “impression” - “впечатление”) - искусство конца XIX - начала XX века. Художникам свойственен интерес к передаче мгновенного движения, ускользающих впечатлений, текучей формы. Термин появился после выставки работ группы французских художников, среди которых выделилась картина К.Моне «Впечатление» - она и послужила поводом для возникновения термина “импрессионизм”.

Знакомим учащихся с этой картиной и предлагаем ответить на вопросы: “По вашему мнению, почему художник назвал картину «Впечатление»? Как он изобразил реальную действительность? Какими изобразительными приёмами при этом пользовался?” Приводим выборочно некоторые ответы учащихся.

1. “На картине К.Моне реальность изображена нереально, как будто сейчас всё исчезнет. Очень сложно сначала вообще понять, что изображено. Все предметы как бы покрыты дымкой, они расплывчаты и нечётки”. (Максим Ф.)

2. “Я думаю, что художник назвал картину «Впечатление», чтобы показать, что он изобразил не действительность, а то, что он видит. Будто мы смотрим на мир через запотевшее окно или будто между нами завеса туманного воздуха. Предметы неестественны и нереальны, кажется, что сейчас они исчезнут”. (Екатерина О.)

Учитель напоминает школьникам, что расцвет творчества А.Фета - середина XIX века, когда в искусстве ещё не существовало понятия “импрессионизм”. А.Фет - русский поэт, а родиной импрессионизма считается Франция. Однако русские художники и поэты Серебряного века, которые ориентировались на принципы импрессионизма и постимпрессионизма, считали А.Фета своим учителем и первым русским импрессионистом. Предлагаем подумать над вопросами: “В чём своеобразие творческого стиля А.Фета? Какова тематика его стихов? Каким было его поэтическое кредо?”

После ответов учащихся предлагаем сделать первый вывод: А.Фет был одним из теоретиков художественного направления “чистое искусство”. Развивая основные принципы этого направления, А.Фет писал о красоте, разлитой вокруг нас, - она и должна стать объектом искусства. Фет считал, что поэтическая действительность слагается из двух элементов: объективного - мира внешнего; субъективного - некоего “шестого” чувства, не зависящего ни от каких других качеств художника. Это стремление передать “шестое” чувство человека, оттенки настроения формирует творческий “почерк” А.Фета, благодаря чему поэта назовут родоначальником русского импрессионизма.

Следующий этап работы предполагает активное сотворчество учеников с исследователями, которые интерпретировали творчество А.Фета: это коллективная работа учащихся (беседа), в ходе которой предлагаем выяснить, как “шестое” чувство рождается и проявляется в поэтике А.Фета. Учитель рассказывает о том, что в период раннего творчества Фет считал себя романтиком. Д.Благой пишет, что в творчестве А.Фета прослеживается историческая преемственность романтизма: “Уход от неудовлетворяющего реального мира в мир, создаваемый искусством, от борьбы со злом - от «битв» - в эстетическую созерцательность - всё это типичные черты того типа литературного романтизма... родоначальником которого у нас был Жуковский”. Однако тот же Благой отмечает, что в идеальном мире творчества Фета нет ничего мистически-потустороннего. Объектом искусства Фета является красота: задача художника - её отразить с помощью внутреннего, “шестого” чувства поэта.

Познакомив ребят с основными выводами Д.Благого, организуем работу практического характера, чтобы школьники получили представление о своеобразии романтизма А.Фета. Предлагаем им в ходе сопоставления стихотворений В.Жуковского «Цветок (романс)» (1811) и А.Фета «Я жду... Соловьиное эхо...» (1842) подумать над вопросом: “Что сближает эти стихи, а что различает их? Как они характеризуют мировосприятие поэтов?” В ответах учитель выделяет основные мысли: в этих стихотворениях изображается пейзаж, особенности восприятия которого помогают понять читателю чувства героев Фета и Жуковского. Герою Фета тоже свойственен уход из реальной жизни в мир мечты, у него нет интереса к общественной жизни. Отличие заключается в том, что Фет пишет о реальных человеческих чувствах героя, а в духовный мир героя Жуковского вмешиваются мистические силы. Ещё одно общее свойство - музыкальность стиха.

Чтобы познакомить школьников с тем, как в стихах А.Фета происходит диалог с музыкой, предлагаем им проанализировать стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» (1877):

Какое настроение создаёт данное стихотворение? Какая музыка ассоциируется с ним? Какое настроение у лирического героя? Как автор это настроение передаёт?

Каким представляете пейзаж стихотворения? Как связаны пейзаж и интерьер комнаты? Каким представляете героя стихотворения?

Сколько частей в стихотворении? Для чего поэт использует такую композицию?

Какими средствами создаётся музыкальность стихотворения? Как синтаксически выстроен в первой строфе третий стих? Влияет ли это построение на напевное звучание поэтических строк? С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе? Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвёртом стихе строфы? Какова функция аллитерации в третьей строфе? Как связаны между собой третья и четвёртая строфы: фонетически или синтаксически? Зачем поэт использует в четвёртой строфе анафору, эпифору? Как они связаны с композицией стихотворения, с его содержанием? Как создаётся динамика стиха?

Чем это стихотворение близко стихотворению А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...»? Какой мотив стихотворения Пушкина Фет развивает? Кто главный герой стихотворения Фета: человек или чувство? Какой характер имеет образ-переживание в стихотворении: статический или динамический?

Композитор Н.Ширяев создал романс на слова этого стихотворения; согласны вы с интерпретацией стихотворения, предложенной композитором? По вашему мнению, близка ли музыка этому поэтическому тексту? Аргументируйте свой ответ.

Помогаем школьникам сделать вывод: А.Фет пользуется самыми разными возможностями звука, чтобы создать мелодику стиха. Как отмечает исследователь Б.Бухштаб, Фет пользуется различными типами фразовой интонации, большое значение придаёт словесным повторам; огромную роль в его стихах играют соотношения ритма и синтаксиса. Многие стихи поэта послужили основой для романса, музыкального жанра, развивающего тему любви. Однако, по мнению исследователей (Б.Бухштаба, Е.Маймина), не меньшее значение в стихах А.Фета имеет и изобразительная функция. Предлагаем ученикам проследить, как в его стихах происходит диалог с изобразительным искусством: “Сопоставьте стихо­творение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...» с картиной И.Левитана «Лунная ночь»: Левитан - русский художник Серебряного века, его стиль близок к импрессионизму. Может ли эта картина служить иллюстрацией к стихотворению? Ниже представлены некоторые ответы учащихся.

1. “Картина И.Левитана может служить иллюстрацией к стихотворению А.Фета. На этой картине много лунного света, он будто пронизывает всё вокруг, создаёт таинственную, романтическую обстановку. Будто бы природа вокруг нереальная, сейчас всё исчезнет”. (Ирина Ш.)

2. “У Фета пейзаж помогает понять человеческое чувство, поэтому картина Левитана лишь относительно может быть иллюстрацией к стихотворению. Если оценивать пейзаж, созданный Левитаном, по его настроению, то тогда он может быть иллюстрацией к стихотворению. Художник изобразил ночь, где всё пронизано светом луны. Создаётся атмосфера нереальности и загадочности, способствующая представлению о чувстве любви”. (Александр Г.)

Учитель обобщает ответы и предлагает новую информацию: природа в изображении А.Фета и И.Левитана пронизана луной; как и на картине Левитана, зрительные образы стихотворения показаны в движении, в живой игре оттенков и полутонов. А.Фет считал художественное познание мира синтетическим, пытался передать в своих стихах даже запахи. Предлагаем ученикам продолжить знакомство с изобразительными средствами поэтики А.Фета на примере стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом...» (1843).

Попробуйте словесно воссоздать пейзаж, который изображён в стихотворении. Можно представить себе человека, изображающего этот пейзаж? Каково его настроение?

Сколько частей можно выделить в стихо­творении? Что изображает поэт в каждой части? Какими эпитетами рисует он пейзаж? Назовите слова, которые определяют смысл, настроение первой строфы. Для чего вводятся повторы? Можно ли звуком, цветом передать словосочетание “весенняя жажда”? Как мы ощущаем это состояние в стихотворении? С помощью каких синтаксических средств объединяет поэт мир природы и мир чувств? По вашему мнению, как объясняют смысл стихотворения последние два стиха?

Сопоставьте картины русского художника И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем» (1886) и французского художника-импрессиониста Ж.Сера «Поляна» (1882) с этим стихотворением. Какая из них больше подходит в качестве иллюстрации к стихотворению А.Фета?

Ученики отмечают, что герой стихотворения испытывает радость, которая сопутствует чувству любви. Это состояние подчёркивают особая лексика (“привет”, “свет”, “трепет листьев” и др.), словесные повторы. Большинство старшеклассников приходит к выводу, что Ж.Сера ближе по стилю к Фету. И.Шишкин изображает статическую природу, в стихотворении А.Фета и на картине импрессиониста Ж.Сера природа показана в движении.

В финале урока предлагаем школьникам подвести итоги занятия, ответив на основной вопрос “Что связывает А.Фета с импрессионизмом?” и ещё раз обратившись к эпиграфам. Учитель обобщает ответы: А.Фет - импрессионист в поэзии. Развивая принципы “чистого искусства”, он воспевал красоту природы и человеческих чувств. Однако это свойство его поэзии сблизило поэта с творчеством импрессионистов, произведения которых отличаются чувственностью, так как передают красоту мира через ощущения. Специфика поэтического стиля поэта, которая роднит его с импрессионистами, проявляется в изображении предметов не в их целостности, а словно бы в мгновенных или случайных снимках памяти. Стихотворение строится на обрывках событий и явлений, на частичной фиксации отдельных предметов. Творческому стилю Фета свойственен диалог с изобразительным искусством и музыкой, который впоследствии проявился в стремлении к синтезу искусств в творчестве русских поэтов, художников, композиторов на рубеже XIX–XX веков.

Контрольное задание. Написать сочинение-рассуждение «А.Фет - первый русский импрессионист» на основе стихотворения «На заре ты её не буди...» (1842) в контексте следующих вопросов:

  1. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? Какой образ создаёт поэт в этом произведении? Какими средствами он пользуется?
  2. Как в этом стихотворении проявляется диалог с живописью и музыкой? Можно ли сделать вывод, что стихотворение написано в импрессионистической манере?
  3. Работы каких художников вы бы предложили в качестве иллюстраций для этого произведения? Могут ли быть использованы для этой цели следующие картины: А.Куприн. «Пейзаж с луной»; В.Борисов-Мусатов. «Водоём»; Э.Мане. «Молодая женщина среди цветов»? Аргументируйте свой ответ.
  4. Согласны ли вы с музыкальной интерпретацией этого стихотворения, созданной композитором А.Е. Варламовым?

Поэтическая позиция Афанасия Афанасьевича Фета (1820, Новоселки Орловской губернии - 1892, Москва) долгое время трактовалась неправильно. Фета считали "жрецом чистого искусства", однако, если обратиться к его творчеству, даже программное фетовское заявление: "Не знаю сам, что буду петь - но только песня знает", - может быть понято не как поэтический "каприз", а как отзывчивость поэта на изменения окружающего мира. Поэтический инструмент очень чуток, любое колебание в природе, изменение состояния души тут же отзовется в стихах. Фета-стихотворца ведет вперед впечатление о мире вокруг него, это впечатление живыми образами передается человеку, читающему его стихи. Основываясь на впечатлении, он создает целый яркий, сочный мир вокруг читателя.

Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведет его среди житейских невзгод: "Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль: В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей".

("Певице", 1857) Назначение поэта - воплотить невоплощенное, быть соединительным звеном между разрозненными частями мира и человеческими душами: "Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец - Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!" ("Одним толчком согнать ладью живую...", 1887) Фет известен и как певец природы. Действительно, природа в его стихах запечатлена тонко, поэт замечает малейшие перемены в ней: "Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, и заря, заря!.." ("Шепот, робкое дыханье...", 1850) Фет в своем стихе играет на каждой струнке души, заставляя их звучать прекрасной музыкой. Изменения "милого лица" и изменения в природе - подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в своих стихах. Думаю, что поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить свои чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа - две самые прекрасные вещи на земле, и я не знаю ничего более вечного, чем природа и любовь. Выражая свои впечатления, он в несколько раз увеличивает остроту восприятия, вводя эту связку.

Не только состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние. Но природа вечна, деревья "останутся холодной красой пугать иные поколенья" ("Сосны", 1854), а человек смертен, и все-таки он может учиться у природы стойкости, надежде на лучшее: "Не верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа".

("Учись у них - у дуба, у березы", 1883) Сочетания нескольких важнейших мотивов фетовской лирики можно проследить по такому стихотворению: "Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.

И на душе не рассветает: В ней тот же холод, что кругом.

Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

А вся надежда в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край, Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста - И посвященным только зримо Цветет весна и красота".

(1862) Картина природы (зима, серебряные змеи поземки, мрачное небо) - это одновременно как бы и картина человеческой души. Но природа меняется, придет пора, когда снега растают и, надеется лирический герой, "душа опять помолодеет". А кроме того, искусство - это и есть тот "родной край", где нет никаких бурь, где "цветут весна и красота".

А.А.Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Его произведения оказали влияние не только на русскую, но и на мировую культуру.

Влияние Фета отчетливо видно, если рассмотреть творчество поэтов и художников 20-го века. Из авторов начала двадцатого века можно выделить Блока. Его поэзия очень схожа с поэзией Фета. Особенно у Блока мне напоминает Фета стихотворение "Осенняя воля", хотя в это произведение больше вклинивается окружающая реальность.

До того, как в первый раз в двенадцать лет я прочитал Фета, я был на многих выставках картин, но раздел, отведенный для импрессионистов, я не понимал. Прочитав Фета, я смог осознать смысл этого направления, его идеи, задачи, что расширило мой кругозор и заставило изменить свои взгляды на некоторые вещи.

Особенности тематики поэзии А. Фета

ПЛАН ОТВЕТА

Вопрос 29. Основные мотивы лирики А. А. Фета.

А. А. Фет

1. Слово о поэте.

2. Особенности тематики поэзии А. Фета.

3. Импрессионизм в лирике А. Фета.

4. Музыкальность поэзии А. Фета.

5. А. Фет о призвании поэта.

1. В русской поэзии трудно найти поэта более ʼʼмажорногоʼʼ, чем Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892). Это поэзия жизнеутверждающей мощи, которой напоен каждый звук, первозданной свежести и благоухания. Поэзия Фета ограничена узким кругом тем. В ней отсутствуют гражданские мотивы, социальные вопросы. Суть его взглядов на назначение поэзии в выходе из мира страданий и печали окружающей жизни - погружение в мир красоты. Именно красота - главный мотив и идея творчества великого русского лирика. Красота͵ явленная в поэзии Фета͵ - стержень бытия и мира. Тайны красоты, язык ее созвучий, ее многоликий образ и стремится воплотить поэт в своих творениях. Поэзия - храм искусства, а поэт - жрец этого храма.

Сердце трепещет отрадно и больно,

Подняты очи, и руки воздеты,

Здесь на коленях я словно невольно,

Как и бывало, пред вами, поэты.

Основные темы поэзии Фета - природа и любовь, как бы слитые воедино. Именно в природе и любви, как в единой мелодии, соединœены вся красота мира, вся радость и очарование бытия. В 1843 году появилось стихотворение Фета͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ по праву можно назвать его поэтическим манифестом:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа всœе так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Три поэтических предмета - природа, любовь и песня - тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую всœелœенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: ʼʼлес проснулсяʼʼ, ʼʼсолнце встало... затрепеталоʼʼ. И поэт полон жажды любви и творчества.

Впечатления поэта о мире, окружающем его, передаются живыми образами:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Странная картина... Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем всœе больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тихая, безветренная. Оказывается, что это всœего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть в своем стихотворении Фет. Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ данный предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души. Эту творческую задачу помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в литературе мы впервые сталкиваемся именно в поэзии Фета. (В живописи это направление принято называть импрессионизмом.) Привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. И хотя в стихах Фета очень много вполне конкретных цветов, деревьев, птиц, изображены они необычно. И эту необычность нельзя объяснить только тем, что Фет широко использует олицетворение:

Сбирались умирать последние цветы

И ждали с грустию мороза...

Цветы глядят с тоской влюбленной,

Безгрешно чисты, как весна...

Фет не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями, так как предметом его поэзии становятся чаще всœего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Часто искусство сравнивают с зеркалом, отражающим реальную действительность. Фет же в своих стихах изображает не предмет, а его отражение; пейзажи, ʼʼопрокинутыеʼʼ в зыбкие воды ручья, залива, как бы двоятся; неподвижные предметы колеблются, качаются, дрожат, трепещут:

Над озером лебедь в тростник протянул,

В воде опрокинулся лес,

Зубцами вершин он в заре потонул,

Меж двух изгибаясь небес.

Свидание влюбленных у водоема в стихотворении ʼʼИваʼʼ столь трепетно, что, боясь взглянуть на свою возлюбленную, юноша всматривается в ее отражение в воде, и аналогично тому, как дрожит и мерцает ее отражение, трепещет взволнованная душа влюбленных.

В этом зеркале под ивой

Уловил мой взгляд ревнивый

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, ʼʼблаговонных ночейʼʼ, ʼʼблагоуханных зорьʼʼ:

Свеж и душист твой роскошный венок.

Всех в нем цветов благовонья слышны...

Для Фета порой не столь важно проследить развитие чувств или событий, сколько запечатлеть мимолетное состояние, остановить мгновение, задержать его:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело.

………………………………………..

Я говорить хотел - и вдруг,

Нежданным шорохом пугая,

К твоим ногам, на ясный круг,

Спорхнула птичка золотая.

С какой мы робостью любви

Свое дыханье затаили!

Казалось мне, глаза твои

Не улетать ее молили.

Герой стремится продлить миг, предшествующий признанию, когда невыразимое чувство облечется в словесную форму.

Но иногда поэту всœе-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбинœе.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем между этими впечатлениями нет логической связи.

Но в стихотворении ʼʼШепот, робкое дыханье...ʼʼ быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник - смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений в стихах о любви, а воспроизводит лишь самые значимые минуты этого великого чувства.

Импрессионизм в лирике А. Фета. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Импрессионизм в лирике А. Фета." 2017, 2018.

У Афанасия Фета была необычная, сложная, во многом весьма драматическая судьба. Незаконнорожденный сын богатого помещика Шеншина, он всю жизнь стремился укрепить свой социальный статус, вернуть утраченные им в отроческие годы потомственное дворянство и фамилию. Старательный офицер и деятельный помещик, Фет стал для русской литературы первооткрывателем утонченной воздушности природной лирики, в идеале воплотившейся в стихотворениях символистов и отчасти акмеистов.

Древние говорили: поэтами рождаются. Фет действительно родился поэтом. «Замечательная художественная одаренность, - писал академик Д. Д. Благой, - составляла суть его сути, душу его души». Чувствительность, задушевность, утонченное восприятие всего происходящего вокруг в мире и в душе человека сделали Фета первым настоящим импрессионистом не только русской литературы, но и всего русского искусства.

Основное свойство импрессиониста - явное и сконцентрированное представление о красоте как о реально существующем элементе мира, окружающего человека. В полной мере Фет обладал им. Звуки, шорохи, мимолетные впечатления - не мотивы, а темы фетовского творчества:

Шепот, робкое дыханье,»

Трели соловья,»

Серебро и колыханье»

Сонного ручья.

Каждая мелочь, каждая - даже невзрачная - деталь природы прекрасна, потому что они составляют наш мир, а он-то и есть истинный предмет поэзии.

Фет-лирик, в противоположность Фету - трезвому хозяйственному помещику, идеалист, почти романтик. В этом он схож с Жуковским. Однако, в отличие от Жуковского, в стихах Фета нет ничего потустороннего, нереального, фантастического. Фетовская красота - это красота природы, объективно существующей, постигаемой зрением, слухом, обонянием. Гениальность Фета заключается в том, что он сумел отыскать в реальной повседневности, которая никогда не вдохновляла стихотворцев, поэтическое. Это обескураживало большинство его современников. Наверное, поэтому некоторые стихотворения Фета вызвали поток всевозможного рода пародий и стихотворных издевок. А Фет продолжал писать по-своему, оставался верен себе, своему дарованию, поэтому он большой поэт, а его оппонентов теперь никто, кроме исследователей фетовского творчества, не знает.

Стихи Фета несут в себе гармонию драматического человеческого бытия и рожденную этой гармонией волшебную музыку, удивительную внутреннюю мелодию. Они стали основой для многих популярных романсов. Вспомним:

На заре ты ее не буди,»

На заре она сладко так спит,»

Утро дышит у ней на груди,»

Ярко пышет на ямках ланит.

Сияла ночь.»

Луной был полон сад.

Лучи у наших ног в гостиной без огней.»

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,»

Как и сердца у нас за песнию твоей.

Не случайно Фет был широко известен прежде всего как автор задушевных песен. Как правило, популярность приходила к импрессионистам поздно. Наверное, потому, что их творения, в том числе произведения Фета, нельзя рассматривать с близкого расстояния, в упор, нужна дистанция - и, конечно, не столько пространственная, сколько временная. Чтобы Россия по-настоящему открыла Фета для себя и для мира, понадобилось несколько десятилетий. Тогда был осознан подлинный масштаб его поэтических достижений. В сущности, Фета нам «подарили» Анненский и Брюсов. Именно они своими стихами помогли понять суть фетовского творчества, подсказали, что она - в импрессионизме.

Казалось бы, что импрессионизм Фета не соответствовал современной поэту социально-политической обстановке. Народникам и социалистам, задававшим тон в общественной жизни, более близко было иное литературное направление - реализм, прямая гражданственность, социальная проблематика. То, что не требовало времени и духовных усилий на всматривание, вслушивание. Импрессионизм не может работать на злобу дня, служить сиюминутным прагматическим задачам. И поэзия Фета - это искусство ради искусства, если не понимать эту формулу примитивно. Ведь подлинное искусство создается без стремления угодить читателю, зрителю, слушателю. Так писал свои стихи Фет, воплощая пушкинское понимание творческой свободы, не желая «зависеть от царя, зависеть от народа». Когда многие поэты, в том числе и крупные, были поглощены злобой дня, Фет размышлял о другом:

Не слышно городского шума,»

В небесах звезда - и от нее,»

Будто искра, заронилась дума»

Тайно в сердце грустное мое.

Эти думы о мире, о природе, о жизни, о человеке, о Боге раздражали многих современников Фета, казались им никчемными, праздными. Но ими живет человек во все времена, и поэзия, рожденная ими, долговечна.

Фет умер в забвении, среди «робкого дыханья» тишины. Его голос зазвучал в полную силу позднее, в «серебряный век». Дистанция, отделявшая его от современников, была пройдена, на первый взгляд хаотично разбросанные по холсту текста мазки слов и образов были наконец собраны в единую замечательную картину великого художника. Так Россия узнала Фета.

Публикации по теме