Гибкость воображения. Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности. Ребенку в связи с этим предлагается выполнить три задания:

1. Придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

Методика № 4.1. «Вербальная фантазия»

(Речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов воображения.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует. 1 балл рассказ получает, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо. 2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин. Ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов. Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл. Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 секунд отведенного времени, или если в течение 1 мин. Он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов воображения расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то слышал

Методика № 4.2. «Особенности активного воображения»

(«Волшебные картонки» О.М. Дьяченко)

Материал: 12 карточек с изображением фигурок, карандаш.



Ход эксперимента:

1. Испытуемый получает по очереди по одной карточке и их рассматривает.

2. Инструкция испытуемому: «Посмотри на карточку. На ней изображена фигурка. Дорисуй к этой фигурке то, что захочешь, чтобы у тебя получилась своя картинка. Расскажи, что ты нарисовал».

Все данные фиксируются в таблице.

Номер фигуры Комментарии по ходу рисования Название картинки Объяснение по нарисованному
И т. д.

Обработка результатов.

Анализируется:

1. Момент начала рисования (сразу, обдумывал, варианты и т.д.).

2. Есть ли комментарий во время рисования.

3. Характер комментария (одним словом, подробный).

4. Используется ли предложенная по карточке фигура.

5. Оценка нарисованного.

Оценка результатов:

1-ый уровень. Испытуемый не принимает задания. Не использует фигурку. Рисует своё, что умеет.

2-ой уровень. Рисунок схематичный, контурный характер, нет деталей.

3-ий уровень. Пририсовывает детальки к фигурке.

4-ый уровень. Изображает отдельный предмет, включается в какой-либо воображаемый сюжет.

5-ый уровень. Качественное преобразование фигурки. Сюжетная картинка.

Подсчитывается коэффициент КОР (степень оригинальности рисунков).

Подсчитывается количество качественно преобразованных рисунков.

Форма отчетности:

1. Рисунки детей.

2. Заполненная таблица.

3. Протокол обработки данных.

4. Вывод об особенностях активного воображения.

Цель исследования - определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.

Используемые материалы. Три листа бумаги с изображениями: на первом - контур круга диаметром 2,5 см, на втором - контур равно­стороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем - кон­тур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Обработка результатов:

1. Уровень сложности воображения:

    Контур использован, как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

2 .Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений.

    Гибкое воображение так как все три рисунка на разные сюжеты.

3. Определение степени типичности.

    Типично. Оригинальный рисунок - средняя степень стереотипности.

Вывод: В результате эксперимента у испытуемого контур использован, как основная деталь, но рисунок имеет дополнительные части, все три рисунка на разные темы, средняя степень стереотипности.

Опыт 2

Исследование творческого воображения

Цель исследования - дать оценку особенностям творческого во­ображения.

Используемые материалы. Бланки с напечатанными на нем тре­мя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандарт­ные листы бумаги, ручка, секундомер.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Молодой человек в чёрной шляпе ехал в дождливую погоду, долгой дорогой.

Был дождь. Владимир ехал домой, дорога была мокрой.

Я наблюдала из окна своей квартиры, лил сильный дождь, дорога была мокрой, и лишь один старик в чёрной шляпе шёл по аллее.

Обработка и анализ результатов: 6 баллов

Вывод: В результате эксперимента у испытуемого средняя степень творчества – 5 баллов. В предложение использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинально комбинации

ПАМЯТЬ

Задание 1.

Перечислите основные функции памяти и опишите по пять конкретных жизненных ситуаций, в которых актуа­лизируется каждая из них.

В памяти различают следующие основные функций (процессы): запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закреплённого ранее содержания психики путём извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Забывание - процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения материала.

Сохранение - фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.

Опыт 1

Изучение зависимости продуктивности запоминания от переживаемых чувств

Цель исследования - показать влияние чувств на запоминание.

Используемые материалы. Список из 30 слов. Из них 10 могут считаться связанными с чувством удовольствия, 10 - с чувством неудовольствия и 10 - безразличными. Первые поме­чены в списке знаком «-», вторые - знаком «-», третьи - «0»; бу­мага (0), подарок (+), скука (-), танцы (+), лампа (0), несчастье (-), музыка (+), рана (-), окно (0), поэзия (+), печаль (-), красота (+), ка­рандаш (0), мечта (+), стена (0), кража (-), здание (0), змея (-), удача (+), похороны (-), деньги (+), болезнь (-), пробка (0), любовь (+), чис­ло (0), буква (0), война (-), тетрадь (0), радость (+), обман (-).

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Любовь(+),скука(-),радость(+),война(-),здание(0),печаль(-),деньги(+),болезнь(-),окно(0),лампа(0),несчастье(-),подарок(+),танцы(+),рана(-),поэзия(+),мечта(+),красота(+),музыка(+),карандаш(0),стена(0),пробка(0)число(0),буква(0)тетрадь(0),обман(-).

Вывод : В результате эксперимента у испытуемого больше положительных ответов чем отрицательных, в связи с этим можно сказать что у испытуемого в этот момент было хорошее настроение и его переполняли положительные эмоции.

Опыт 2

Методика «Память на образы»

Методика при­меняется при профотборе, используется в группе и инди­видуально.

Цель исследования - изучения образной памяти.

Используемые материалы. Таблица с 16 образами, секундомер.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Вывод : В результате эксперимента у испытуемого 13 баллов - это свидетельствует о том, что у него нормальная отразительная память.

Опыт 3

Механическая память

Цель исследования – выявить доминирующий тип механической памяти (слуховой или зрительный).

Используемые материалы. Экспериментатор подготавливает для предъявления испытуемому 2 ряда по 12 двузначных чисел (ряды не должны подчиняться определенной математической закономерности), секундомер.

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание (тема):

Экспериментатор : Усатая И.

Испытуемый: Усатая И.

Возраст: 18 лет Пол: жен.

Самочувствие испытуемого: Хорошее самочувствие

Ход эксперимента:

Вывод: Итого, верно воспроизведенных чисел:

В 1 серии – 9;Во 2 серии – 6.

У испытуемого хорошо развита слуховая - механическая память.

Опыт 4

Смысловая память

Цель исследования - выявление влияния смысловых связей на запоминание и воспроизведение словесного материала, а так­же прочности запоминания при образования логических связей.

Используемые материалы. Секундомер, десять пар слов, между которыми легко установить смысловые связи.

Луч - солнце шум - вода замок - дверь

Медь - свинец стол - обед день - сутки

Сук - елка мост - река пруд - плотина

Год - месяц рубль - копейка зверь - лиса

Нуль - число лес - медведь глаз - ухо

Свет - заря дуб - желудь ночь - звезда

Марс - планета дичь - выстрел путь - дорога

Дом - книга рой - пчела сад - цветы

Нож - вилка час - время пуля - война

Лист - дерево гвоздь - доска дождь - зонтик

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ

Задание (тема): «Механическая память» Дата:14.07.2012г.

Экспериментатор : Усатая И.

Испытуемый: Усатая И.

Возраст: 18 лет Пол: жен.

Самочувствие испытуемого: Хорошее самочувствие

Измеряемая характеристика............................................................

Ход эксперимента:

Луч - солнце (+) шум - вода (+) замок - дверь (+)

Медь - свинец (+) стол - (-) день – сутки(+)

Сук – елка(+) мост - река (+) пруд – плотина(+)

Год - месяц (+) рубль - копейка (+) зверь – (-)

Нуль - число (+) лес - медведь (+) глаз - ухо (+)

Свет - заря (+) дуб - желудь (+) ночь – звезда(+)

Марс - планета (+) дичь - выстрел (+) путь – дорога(+)

Дом - книга(+) рой - пчела (+) сад - цветы (+)

Нож - вилка (+) час - время (+) пуля – война(+)

Лист - дерево (+) гвоздь - доска (+) дождь – зонтик(+)

Обработка и анализ результатов .

Вывод: В результате эксперимента испытуемый повторял про себя слова и благодаря этому он воспроизвёл достаточно много слов, почти все пары слов были легки для запоминания.

Опыт 5

Логическая и механическая память

Цель исследования - Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Используемые материалы . Два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд : кукла – играть, курица – яйцо, ножницы – резать, лошадь – сани, книга – учитель, бабочка – муха, щетка – зубы, барабан – пионер, снег – зима, петух – кричать, чернила – тетрадь, корова – молоко, паровоз – ехать, груша – компот, лампа – вечер.

Второй ряд : жук – кресло, гребень – земля, компас – клей, колокольчик – стрела, синица – сестра, лейка – трамвай, мухомор – диван, гребенка – ветер, ботинки – самовар, графин – брать, спичка – овца,терка–море,шляпа–пчела,рыба–пожар,пила–яичница.

Протокол:

Дата: 14.07.2012г. Испытуемый: Усатая Инна

Экспериментатор: Усатая И.Е. Протоколист: Усатая И.

Ход эксперимента:

Вывод: Смысловые связи между словами влияют на эффективность запоминания.

И прогнозирования деятельности субъекта путем создания модели конечного или промежуточного ее продукта. Это возможно благодаря предвидению средств и результатов предметной деятельности. Воображение необходимо для создания программ поведения человека в условиях неопределенности ситуации, для продуцирования образов, заменяющих реальную деятельность, и для создания представлений, соответствующих описаниям объектов или их отдельных свойств.

Воображение основывается на представлениях, прежде всего, на образах предметов и явлений, сложившихся в прошлом опыте субъекта и запомнившихся. Но память при представлении отличается от обычного воспроизведения. Представление – это работа во внутреннем психологическом плане с образами прошлого, но уже с изменением в форме, содержании, связях.

Преобразование образов представлений осуществляется в любой репрезентативной системе психики способами агглютинации, акцентирования, типизации, схематизации и др.

Таким образом, воображение – это не просто разновидность психического отражения, а психологическое конструирование свойств предметов, явлений, отношений.

Любая творческая деятельность обеспечивается воображением, которое являет собой самостоятельное создание новых образов, реализуемое в оригинальных и ценных продуктах .

Задание 5.1. Исследование индивидуальных особенностей воображения 

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10x16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?»

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений
Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

1a – пяти уровней сложности воображения; 1б – разных степеней фиксированности образов представлений.


Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет. Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении , когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник, призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Обработка и анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебно-практические и методические материалы

Приложение к УМК Т.Л. Рыжковской, С.А. Беляева,

С.В. Старовойтовой «Психодиагностика»

Часть 1

Исследование воображения..

Исследование индивидуальных особенностей воображения..

Исследование продуктивности воображения..

Исследование творческого воображения..

Исследование восприятия..

Исследование восприятия времени..

Исследование познавательного контроля при восприятии..

Исследование ощущений..

Исследование зрительных ощущений..

Исследование мышечно-суставных ощущений..

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности
человека..

Исследование речи..

Исследование ригидности речи..

Исследование темпа устной речевой деятельности..

Исследование эготизма..

Методы диагностики внимания..

Исследование избирательности внимания..

Исследование концентрации внимания..

Исследование переключения внимания..

методика мюнстерберга..

методика «перепутанные линии».

Методика «расстановкА чисел».

Методика «Числовой квадрат».

Тест «Корректурная проба».

тест «таблица горбова-шульте».

ТЕСТ «ТАБЛИЦЫ ШУЛЬТЕ».

Методы диагностики памяти..

Исследование объема кратковременной памяти..

Исследование опосредованного запоминания..

Исследование преобладающего типа запоминания..

МЕТОДИКА «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА».

МЕТОДИКА «Смысловая память».

Пиктограмма..

Сравнительное исследование непосредственного и опосредованного запоминания отвлеченных понятий..

ТЕСТ «ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ».

ТЕСТ «ЗАУЧИВАНИЕ 10 СЛОВ».

ТЕСТ «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ..

Методы изучения мышления..

Исследование аналитичности мышления..

Исследование ассоциаций..

Методика «Тип мышления».

МЕТОДИКА «Ответные ассоциации».

МЕТОДИКА «ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ».

Исследование влияния установки на способ решения задач..

Исследование рефлексивности мышления..

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ СЛОВ».

Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз».

Методика «Сравнение понятий».

методика «Установление последовательности событий».

ТЕСТ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ».

тест «Простые аналогии».

тест «Сложные аналогии».

ТЕСТ «Существенные признаки».

Тест эббингауза (Заполнение пропущенных в тексте слов)

Методы диагностики интеллекта, креативности, способностей..

Исследование умственных способностей..

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА..

ТЕСТ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА Р. АМТХАУЭРА..

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРАНСА..

ТЕСТ МЕДНИКА (ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ)

Диагностика личностной креативности (Е.Е. Туник)

Краткий Ориентировочный Тест.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМПАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
В. В. БОЙКО..

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е.,
Крушельницкий Е.)

Исследование эмоционально-волевых процессов..

Исследование волевой саморегуляции..

Исследование импульсивности..

Исследование настойчивости..

Исследование настроений..

Исследование субъективного контроля..

Диагностика волевого потенциала личности..

Диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла)

Изучение состояния агрессии, тревожности..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ А. АССИНГЕРА..

Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)

Опросник состояния агрессии Баса-Дарки..

тест школьной тревожности Филлипса..

ШКАЛа реактивной и личностной тревожности СПИЛБЕРГЕРА-Ханина..

Изучение состояния Депрессии, невроза..

Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ НЕВРОТИЗАЦИИ Л.И. ВАССЕРМАНА..

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕПРЕССИВНЫХ
СОСТОЯНИЙ В.А. ЖМУРОВА..

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ, РИСКА ДЕЗАДАПТАЦИИ В СТРЕССЕ «ПРОГНОЗ».

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ НЕВРОЗА К. ХЕКА И X. ХЕССА..

Шкала для психологической экспресс-диагностики
уровня невротизации (УН)

Семейные отношения..

Методика диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР; В.Е. Каган, И.П. Журавлева)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ А.Я. ВАРГА,
В.В. СТОЛИН..

Методика «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман,
Е.М. Дубовская)

Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (А.Н. Волкова)

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

Тест-опросник удовлетворенности браком...

Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях..

МЕТОДИКА PARI Е. ШЕФФЕР И Р. БЕЛЛА..

тесты на Мотивацию....

Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой..

Диагностика групповой мотивации (И.Д. Ладанов)

Диагностика мотивации достижения (А. Мехрабиан)

Диагностика мотивационной структуры личности (В.Э. Мильман)

Диагностика мотивов аффилиации (А.Мехрабиан)

Исследование деятельностной мотивационной структуры (К.Замфир)

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ НА МОТИВАЦИЮ К УСПЕХУ Т. ЭЛЕРСА..

Мотивация успеха и боязнь неудачи (опросник А.А. Реана)

Самооценка мотивационных состояний школьника (О.С. Гребенюк)

Тесты профориентации..

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК Е. КЛИМОВА..

КАРТА ИНТЕРЕСОВ ГОЛОМШТОКА..

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..

ТЕППИНГ-ТЕСТ.

Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников)

Методики определения профессионально важных качеств (ПВК)

Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «Человек-техника».

Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши в
модификации Г.В. Резапкиной)

Тест-опросник КОС-1.

Методика КОС-2.

Учитель-ученик..

Диагностика доминирующей эмоциональной модальности
у педагогов (Л. А. Рабинович в модификации Т.Г. Сырицо)

Диагностика парциальной направленности личности учителя..

Методика изучения свойств нервной системы учащихся..

Опросник «Психологический портрет учителя / родителя»
(Г.В. Резапкина)

ШКАЛА СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, ШКАЛА ЛИЧНОСТНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ЧЕРТ.

Межличностные отношения..

Внешнегрупповая референтометрия..

Диагностика межличностных отношений (А.А. Рукавишников)

Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении (В.В. Бойко)

Опросник Т. Лири «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОЦЕНКИ САМОКОНТРОЛЯ В ОБЩЕНИИ М. СНАЙДЕРА..

МЕТОД СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ..

Социоматрица..

Социограмма..

Карта-монограмма..

Социометрические индексы..

Референтометрия.

Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.

Определение индекса групповой сплоченности Сишора..

Определение ролевых позиций в межличностных отношениях
(по Э.Берну)

Самооценка направленности контакта..

Самооценка психической устойчивости в межличностных
отношениях (М.В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л.Г. Лаптев)

Экспресс-диагностика уровня социальной изолированности
личности (Д. Рассел и М. Фергюссон)

Субъективная оценка межличностных отношений (С.В. Духновский)

Социально-перцептивная дифференциация малых групп..

Шкала психосемантических различий объекта социального взаимодействия

Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде

Методика оценки уровня общительности (тест В.Ф. Ряховского)

исследование ориентаций..

Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)

Морфологический тест жизненных ценностей (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

Определение жизненных ценностей личности (Must-тест)
(П.Н. Иванов, Е.Ф. Колобова)

Опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин)

Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца..

МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ – 8».

Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева (СЖО)

Исследование Руковдства коллективом...

Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П. Ильин)

Диагностика стилей руководства (А.Л. Журавлев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
В. П. ЗАХАРОВА И А. Л. ЖУРАВЛЕВА..

Самооценка руководителем стиля управления..

Стиль работы руководителя с документацией (И.В. Липсиц)

Проективные методы исследования личности..

ВОСЬМИЦВЕТНЫЙ ТЕСТ ЛЮШЕРА..

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ «ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК « ДЖ. БУКА..

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ФРУСТРАЦИОННЫХ РЕАКЦИЙ С.РОЗЕНЦВЕЙГА..

МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

МИОКИНЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА Е.МИРА И М.ЛОПЕЦА..

Основы интерпретации рисунка «Несуществующее животное..

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ТИПА
ЛИЧНОСТИ..

РИСОВАННЫЙ АППЕРЦЕПТИВНЫЙ ТЕСТ (PAT) (Л.Н. Собчик)

МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ».

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ «ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ» Н.Г. ХИТРОВОЙ..

ТЕСТ «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ».

тест «дерево».

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР».

ТЕСТ ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АВТОПОРТРЕТ.

КАК УЗНАТЬ ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ПО ЕГО ПОДПИСИ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАФОЛОГИЯ

Тест Роршаха..

РУКИ ТЕСТ (Напd Теsт)

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) М. ЭТКИНДА..

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ..

ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ.

Метод графологической психодиагностики личности..

личностные методики..

Вербальная диагностика самооценки личности..

ГИССЕНСКИЙ ОПРОСНИК..

Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова
в модификации Н.П. Фетискина)

Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности (Л.И. Уманский, И.А. Френкель, А.Н. Лутошкин, А.С. Чернышов и др.)

Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК)

Диагностика коммуникативной толерантности (В.В. Бойко)

Диагностика личностного эгоцентризма..

Диагностика парциальных позиций интернальности- экстернальности личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд)

Диагностика полимотивационных тенденций в «Я-концепции»
личности (С.М. Петрова)

Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (В.А. Лосенков)

Диагностика принятия других (по шкале Фейя)

Диагностика психодинамических свойств личности (Б.Н. Смирнов)

Диагностика социальной эмпатии..

Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях

Диагностика типологий психологической защиты...

Диагностика уровня личностной готовности к риску («РSК» Шуберта)

Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии..

Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)

Диагностика эмоциональной направленности личности..

Индикатор копинг-стратегий (Д.Амирхан)

ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ..

«ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК» Г.Ю. Айзенк, EPI, 1963.

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (187)

16-ти факторный личностный опросник кеттелла (105)

МЕТОДИКА «Q-СОРТИРОВКА» В. СТЕФАНСОНА.

МЕТОДИКА АЙЗЕНКА EPQ..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДОМИНИРУЮЩЕЙ СТРАТЕГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В ОБЩЕНИИ В.В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ УСТАНОВКИ В. В. БОЙКО..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ПОТРЕБНОСТИ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ
М. ЦУКЕРМАНА..

Методика диагностики самооценки мотивации одобрения
(Шкала лжи) Д.Марлоу и Д.Крауна..

Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Л. И. ВАССЕРМАНА И Н. В. ГУМЕНЮКА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РЕАКЦИИ НА ВОЗДЕЙСТВИЕ СТИМУЛОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В. В. БОЙКО..

Методика диагностики уровня развития общей рефлексии
А.В. Карпова..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА Д. РАССЕЛА И М. ФЕРГЮСОНА..

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
В. В. БОЙКО..

Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу..

Методика исследования самоотношения (МИС; С.Р. Пантилеев)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ТЕМПЕРАМЕНТА..

Методика «Цель – Средство – Результат» (ЦСР)

Методика диагностики типа акцентуации характера
«Чертова Дюжина».

Методика «Уровень эмоционального интеллекта» (QLEI)

МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ Т. В. МАТОЛИНА..

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК «АДАПТИВНОСТЬ».

Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В..

Определение когнитивно-деятельностного стиля (Ребекка Л.)

Определение направленности личности (Б. Басса)

Определение психического выгорания (А.А. Рукавишников)

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)

Опросник для изучении индекса жизненного стиля просник
Плутчика – Келлермана – Конте..

ОПРОСНИК САН..

Опросник уровня субъективного контроля (УСК)

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности
(ОФДСИ) В.М. Русалова..

Опросник Шмишека. Акцентуации характера..

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)

Перцептивно-образная самооценка (В.В. Бойко)

ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО САМОСОЗНАНИЯ..

Полоролевой опросник (С.С. Бем)

Психодиагностический тест (ПДТ) В. Мельникова, Л. Ямпольского..

Психологическая типология личности (К. Юнг)

Самоактуализационный тест.

ТЕСТ-ОПРОСНИК CАМООТНОШЕНИЯ..

Тест Куна. Тест «Кто Я?».

Тест темперамента В.М. Русалова..

Тест «Темперамент и социотипы».

Тест «Формула темперамента» (А. Белов)

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК (опросник К. Леонгарда)

Экспресс-диагностика системно-характерологических отношений личности

Экспресс-диагностика характерологических особенностей личности..

Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (Л. И. Вассерман)

Список использованной литературы...

Исследование воображения

Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

Применяется для обследования лиц любого возраста.

Цель: определение уровня сложности воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности воображения и степени его стереотипности или оригинальности.

Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями; на первом – контур круга диаметром 2,5 см, на втором – контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см карандаш и секундомер.

Описание. Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим. Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Время рисования на каждом этапе (60 с) экспериментатор определяет по секундомеру. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция. Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте что вы хотите. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура выбирайте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисование прекращайте.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: «Понравилось ли вам задание? Какие чувства вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов. Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения. Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и представлений. Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по числу рисунков на один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, т. е. все рисунки – на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры. Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка выполнены на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение. Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения. Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим. К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты. Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик. Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак. Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням. Высокая степень стереотипности констатируется в том случае, если все рисунки выполнены на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Интерпретация результатов. Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования. Для этого используют данные самоотчета. В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т. п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица гуманитарной направленности любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо определить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества, и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика исследования творческого воображения Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: оценка особенностей творческого воображения.Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь),

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Методика номер четыре: методика «плюс-минус» - Ты мне руку сломала! - В человеческом организме 215 костей. Это была только одна. Терминатор-2. Эта методика применяется в разговорах, как средство сделать хороший продвинутый комплимент. Главное в этой методике - контраст.

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

7.2.1. Экспериментальные модели и методика исследования Основу экспериментальных моделей стресс-ситуаций составили задачи по распознаванию акустических и световых сигналов и выполнение вычислительных задач в условиях дефицита времени и информации, «избыточности» и

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Приложение II Методики изучения индивидуальных

Из книги Девиантология [Психология отклоняющегося поведения] автора Змановская Елена Валерьевна

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер)Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. На основе шкалы локуса

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)Метод для исследования у взрослых людей интерперсонального поведения (типа отношений с другими людьми). Выделяют восемь типов:– I –

Из книги Работа и личность [Трудоголизм, перфекционизм, лень] автора Ильин Евгений Павлович

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

ПРИЛОЖЕНИЕ 11 МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ Э.ХАЙМА ОписаниеМетодика предназначена для выявления индивидуального стиля совладания со стрессом. Может использоваться в целях диагностики как непродуктивных паттернов поведения, так и ресурсов

Из книги Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании автора Капустин Сергей Александрович

12. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Методы психологии – основные пути и приемы научного показания психических явлений и их закономерностей.В психологии принято выделять четыре группы методов изучения

Из книги Психология счастья. Новый подход автора Любомирски Соня

Методика исследования самоотношения Столина Тест-опросник самоотношения построен в соответствии с разработанной В. В. Сто-линым иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени

Из книги автора

Многомерный опросник исследования самоотношения (МИС - методика исследования самоотношения) Автор: С. Р. ПантилеевИнструкция. Вам предлагается ответить на вопросы (в форме возможных утверждений) об особенностях вашего характера, привычках, интересах и т. п. На эти

Из книги автора

Кинематометрическая методика исследования внутреннего баланса (потребности в активности) Е. П. Ильина (графический вариант) Инструкция1. Испытуемому дается задание начертить на миллиметровке с закрытыми глазами маленькую прямую линию (15-25 мм).2. Затем он чертит линию,

Из книги автора

Характеристики индивидуальных холонов В следующих абзацах мы обсудим три уникальные характеристики, которые присущи исключительно индивидуальным холонам и важны для формирования социальных холонов, таких как любовные отношения:Индивидуальные холоны обладают одной

Из книги автора

Глава 7. Методика исследования В исследовании семей, обратившихся в психологическую консультацию за помощью в решении детско-родительских проблем, участвовали 176 семей. В этих семьях детей мужского пола было 112 чел. (64 %), женского – 64 (36 %). Их возраст варьировал от 3 до 17

Из книги автора

Диагностика соответствия действий счастья и индивидуальных особенностей Стратегий счастья очень много, и это все усложняет. Возникает вопрос: как выбрать действия, которые лучше всего подходят именно нам? Как добиться совместимости? Ответить на этот вопрос не так уж

Публикации по теме