Памятник николаю гикало, асланбеку шерипову и гапуру ахриеву. Гикало, Николай Фёдорович

Николай Фёдорович Гикало родился 8 (по новому стилю — 20) марта 1897 года в городе Одессе. В 1915 году он окончил Тифлисскую военно-фельдшерскую школу, после чего был направлен на фронт .

После Гикало принимал активное участие в установлении Советской власти на Северном Кавказе, был председателем Грозненского горкома РКП(б) и горисполкома, с мая 1918 года занимал должность начальника городского гарнизона. В августе-ноябре того же года он руководил обороной Грозного от белоказачьих формирований, за что Приказом Революционного Военного Совета был удостоен ордена Красного Знамени РСФСР.

С 1919 года Гикало занимал должность члена Кавказского краевого комитета РКП(б). Под его руководством создавались и действовали партизанские формирования в Терской области и Дагестане, сражавшиеся с Добровольческой армией генерала . После установления Советской власти на Северном Кавказе в 1920 году Гикало стал командующим войсками — военным комиссаром Терской области. После окончания Гражданской войны он работал на партийных и советских должностях на Кавказе и в Средней Азии. В 1929-1930 годах Гикало занимал должность первого секретаря ЦК КП(б) сначала Узбекской, а затем Азербайджанской ССР.

В 1931 году Гикало был переведён на работу в Москву, где занял должность секретаря Московских областного и городского комитетов ВКП(б). В 1932 году он был направлен в Минск, где стал первым секретарём ЦК КП(б) Белоруссии. Внёс большой вклад в развитие Белорусской ССР — за годы его руководства республикой была проведена и сельского хозяйства, успешно завершилась первая и стартовала вторая пятилетки, достигнуты большие успехи в развитии науки и культуры. При его поддержке осуществлялось строительство многих важнейших объектов в столице Белоруссии, в том числе: Дом правительства, Театр оперы и балета, Дом офицеров, Дворец пионеров. За время своей работы в качестве руководителя Белоруссии Гикало избирался членом ЦРК ВКП(Б) и кандидатом в члены ЦК ВКП(б).

Вместе с тем, Гикало являлся одним из активным проводников сталинской политики в Белорусской ССР. Он провёл большую чистку партийных организаций, заменив людей на многих постах на тех, с кем работал в Средней Азии и на Кавказе. По его указаниям осуществлялись репрессии против белорусских партийных и советских работников, деятелей культуры и науки. За годы руководства республикой Николая Фёдоровича Гикало численность членов КП(б) Белоруссии уменьшилась почти вдвое.

В январе 1937 года Гикало был освобождён от должности первого секретаря ЦК КП(б) Белоруссии и направлен на работу первым секретарём Харьковского горкома КП(б) Украины. 11 октября того же года он был арестован по обвинению в шпионаже, создании террористических групп и троцкистской организации в Белоруссии. 25 апреля 1938 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Гикало к высшей мере наказания — расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в тот же день. Прах Гикало был захоронен на полигоне «Коммунарка» под Москвой. Определением Военной коллегии Верховного Суда СССР от 10 августа 1955 года он был посмертно реабилитирован.

Такие улицы красивыми, наверное, не бывают.

И вот она, улица Гикало, такая: как нелюбимый ребенок у матери, как сорокалетняя девушка, отчаявшаяся найти жениха. А ведь самый центр, казалось бы, строй да радуйся. А что-то не дает.

Всегда удивлялась: вот он, поворот на улицу Гикало, яркий, мажорный, по-белорусски аккуратный, чистенький, прямо фантик.

А вот она - улица. Честное слово, когда читаешь рекламные объявления о «тихом центре», «уютных двориках», «комфортной городской архитектуре» - а ведь именно так характеризуют эту улицу - думаешь: она ли это?

Или эта серость, этот холод, эти некрасивые углы и неряшливые линии - только фантом, городской морок, злой мираж?

Как им плохо, как им страшно друг с другом - улице и ее герою, домам - и их злому гению, городу - и Николаю Гикало.

Он приехал к нам из Москвы в январе 1932 года. К этому времени Николай Федорович Гикало был одной из самых значительных фигур в партии: несгибаемый большевик, бескомпромиссный руководитель, железный управленец.

Да, это при нем в Минске в сжатые темпы и рекордными методами возводят Оперный театр, Дом Офицеров, Дом Правительства, Дом Пионеров - Николай Федорович большой любитель искусства и покровитель всяческих наук.

Вы помните эти дома? Серые громадины посреди меланхолического, утонувшего в романтической зелени провинциального Минска?

Культура и искусство тяжелой поступью лучшего из сталинских псов входила в республику.

Он был самым верным из верных сталинцев, Николай Федорович Гикало, украинец по рождению, партийный работник с Кавказа, первый секретарь ЦК КП(б) Узбекистана, первый секретарь ЦК КП(б) Азербайджана, отныне - и наш герой.

Чувствуете высшую партийную логику?

В жесточайшей борьбе с вечно непокорными чеченами и несознательными басмачами крепла и наливалась сталью рука, которая должна была в конце концов навести порядок и в северо-западном крае.

Только что здесь разгромили никогда не существовавшую организацию (ну и что, что ее не было? Громили так, как будто была), только что выслали сотни разнообразных контрреволюционеров вместе с их мещанским барахлом - книгами, рукописями и конспектами университетских лекций, только что выпроводили и контрреволюционное отродье в лице их вражеских жен и не менее вражеских детей. И нужен был железный человек, который довершит великую стройку.

Н иколай Гикало с женой Натальей на открытии Дома Правительства в Минске

Кто, как не Гикало?

И он взялся. Гикало был очень активным, очень инициативным, он не мог ждать, он должен был все делать быстро, качественно и на века. Есть такие люди. Гвозди бы делать из этих людей - крепче бы не было в мире гвоздей.

Сегодня Николай Федорович Гикало известен как создатель культа личности Сталина в нашей стране, организатор и идейный вдохновитель массовых политических репрессий, родоночальник тех процессов, которые завершились самой страшной в истории человечества акцией ко дню рождения комсомола - массовым расстрелом белорусской интеллигенции 29 октября 1937 года во внутренней тюрьме НКВД, когда за одну ночь было уничтожено 108 крупнейших деятелей белорусской науки и культуры.

Вот вам, белорусы, опера и балет, дом офицеров и дом пионеров. Серым бетоном - и навсегда.

Как это происходило?

Технология сегодня хорошо известна. Для начала Гикало привез в республику свою команду низших и средних руководителей, которых знал еще по Кавказу и Средней Азии: руководители-белорусы переводились в другие республики, арестовывались, потихоньку убирались на ничего не значащие должности. Так что теперь никакого местечковства, кумовства, всякого «братэрства» и прочей контрреволюционной ерунды.

Вслед за культом, ощутимо и быстро растущим в Москве, начал создаваться и здешний, удельно-княжеский культ: именем Гикало стали называться заводы, газеты и пароходы, пионерские дружины и комсомольские первички.

«Наш мудрый руководитель», «непоколебимый большевик», «отец белорусского народа», Гикало встречал праздничные демонстрации и манифестации, на которых массово несли его портреты. Так создавался фон.

А дальше - просто руководство. Темпы коллективизации насильно ускорялись, распоряжения одно жестче другого летели в регионы. Планы по раскулаченным, массовые отправки крестьян в Сибирь, массовые аресты железнодорожников за отказ одного совестливого везти раскулаченных зимой на полустанок - это все личные распоряжения товарища Гикало, великого строителя Дома Пионеров и большого любителя оперы.

То же - на заводах. Бесконечные партийные чистки, бесконечные исключения из партии с соответствующими оргвыводами.А республика была ох как плоха! Чистить и чистить, высылать и высылать!

В докладной записке на имя Н. Ежова Гикало пишет:

«Мы имеем теперь ряд предприятий, где количество исключенных превышает количество коммунистов на предприятиях. В связи с этим ЦК КП(б)Б ставит вопрос о выселении из Белоруссии в тыловые республики и области до 1000 человек наиболее опасных врагов, которые исключены из партии, и выселении большинства исключенных из пограничных районов в тыловые районы республики».

Николай Гикало (справа) и его безымянный товарищ по работе в г. Грозном

И это самая мягкая из записок Гикало - о выселении. Раз дело плохо - нужно следить! За каждым! Именно Гикало лично распорядился и во многих случаях - возглавил сбор компромата на всех (абсолютно всех!) руководителей среднего и высшего звена Беларуси.

Директора заводов, фабрик, школ, театров, кружков, народных хоров и пионерских дружин - у всех отныне был личный компромат. Его могли и не пускать в дело - он лежал до своего часа, медленно и верно, как это водится в отечественной бюрократии, пополняясь бумагами, записками, подслушанными разговорами… Люди жили, а папочки росли. На каждого.

Подпись Гикало стоит на всех документах, по которым люди исключались из партии, увольнялись с работ, арестовывались и подвергались преследованию. Именно при нем, по его личной инициативе и под его руководством набрал ход маховик репрессий 1937 года - до 18 марта Гикало отдавал распоряжение за распоряжением об арестах, слежке, следствии.

А в марте его внезапно сняли. Услали в Харьков руководить всего-лишь горкомом. Остановили на полном ходу.

А что он думал?

В пылу кипучей чекистской работы как-то и не заметил, как сколотил в Минске троцкистскую национал-фашистскую организацию. Удивлены, гражданин Гикало? Мы тоже! Но люди - люди дают признательные показания! Десятками! Сотнями! Вы, говорят, были у них за главного!

Он и сам все подпишет - после пыток, на которые и в Харькове нашлись мастера. Был, организовывал, планировал, хотел. Все подпишет. Он-то лучше других знал: выхода уже нет. Совсем. Его расстреляли 25 апреля 1937 года.

Обычная история.

Вот только нам-то она - за что?

VELVET: Анна Северинец

Памятник
Памятник борцам революции Николаю Гикало, Асланбеку Шерипову и Гапуру Ахриеву
43°19′28″ с. ш. 45°40′45″ в. д. H G Я O L
Страна Россия Россия
Местоположение Грозный , площадь Дружбы Народов
Скульптор Иван Бекичев
Архитектор Зиновий Беркович
Дата постройки год
Материал Гранит
Асланбеку Шерипову и Гапуру Ахриеву Памятник Николаю Гикало на Викискладе

Памятник борцам революции Николаю Фёдоровичу Гикало, Асланбеку Джемалдиновичу Шерипову, Гапуру Саидовичу Ахриеву - памятник в городе Грозном на площади Дружбы Народов . Символизирует братство русского, чеченского и ингушского народов.

Описание памятника

Монумент расположен в городе Грозном на площади Дружбы Народов. Памятник трёхфигурный. Фигуры выполнены в полный рост из блоков серого гранита Корнинского месторождения (Житомирская область, Украинская ССР, СССР). От грудной области и далее вниз фигуры слиты и не детализированы.

Высота фигур 6,4 метра. Низ монумента (3,7 х 3 метра) находится на основании, составленном из блоков (1 х 1 метр) красного гранита с общими размерами 8 х 6 метров. Монумент расположен на площадке, покрытой мраморными плитками, около памятника разбиты клумбы.

В нижней части обратной стороны памятника высечены имена скульптора Ивана Бекичева

Николай Гикало

Фрагмент памятника. Николай Гикало.

В центре монумента изображён русский революционер, убеждённый партийный работник и руководитель народных масс Николай Гикало . Он изображён в пальто, без головного убора, в руке у него бумаги, взгляд направлен вперёд.

Николай Гикало являлся активным борцом за Советскую власть на Северном Кавказе, в 1918-1920 годах руководил грозненскими большевиками, являлся председателем Грозненского совета, командующим Грозненской красной армией и обороной Грозного во время стодневных боёв, руководил партизанским движением в Терской области , в дальнейшем являлся партийным руководителем Северо-Кавказского края, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии.

Асланбек Шерипов

Фрагмент памятника. Асланбек Шерипов

С левой стороны памятника изображён чеченский революционер Асланбек Шерипов . Он изображён в бурке и папахе. Устремлённый взгляд, положение бурки передают темпераментность народного трибуна, вождя чеченской бедноты, взгляд направлен вперёд.

Асламбек Шерипов являлся одним из руководителей борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе, организовал и командовал чеченской Красной Армией, в 1918 году являлся членом Терского Народного Совета. Погиб в бою.

Гапур Ахриев

Фрагмент памятника. Гапур Ахриев

С правой стороны памятника изображён ингушский революционер Гапур Ахриев . Он изображён в черкеске, без головного убора. Сосредоточенный взгляд, спокойное лицо выражают образ волевого и целеустремлённого руководителя ингушской бедноты, взгляд направлен вперёд.

Гапур Ахриев являлся одним из руководителей борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе, в 1918 году назначен народным комиссаром по делам национальностей и контроля Терского Народного Совета.

История памятника

Впервые идея установки памятника борцам революции - героям Стодневных боёв за Грозный была озвучена в постановлении бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС и Оргкомитета по Чечено-Ингушской АССР от 12 октября 1957 года. В последующие годы несколько раз рассматривались проекты памятника.

3 февраля 1967 года бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС и Совет министров Чечено-Ингушской АССР приняли постановление о сооружении памятника героям Гражданской войны - борцам революции. За основу был принят проект скульптора Ивана Бекичева и архитектора Зиновия Берковича.

Строительство памятника осуществляла Передвижная механизированная колонна № 921 «Чечингсельстроя».

Город Грозный, площадь Дружбы Народов

Биография героя:

Николай Гикало

В центре монумента изображён русский революционер, убеждённый партийный работник и руководитель народных масс Николай Гикало . Он изображён в пальто, без головного убора, в руке у него бумаги, взгляд направлен вперёд.

Николай Гикало являлся активным борцом за Советскую власть на Северном Кавказе, в 1918 - 1920 годах руководил грозненскими большевиками, являлся Председателем Грозненского Совета, командующим Грозненской Красной Армией и обороной Грозного во время Стодневных боёв, руководил партизанским движением в Терской области , в дальнейшем являлся партийным руководителем Северо-Кавказского края, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии.

Асланбек Шерипов

С левой стороны памятника изображён чеченский революционер Асланбек Шерипов . Он изображён в бурке и папахе. Устремлённый взгляд, положение бурки передают темпераментность народного трибуна, вождя чеченской бедноты, взгляд направлен вперёд.

Асламбек Шерипов являлся одним из руководителей борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе, организовал и командовал чеченской Красной Армией, в 1918 году являлся членом Терского Народного Совета. Погиб в бою.

Гапур Ахриев

С правой стороны памятника изображён ингушский революционер Гапур Ахриев . Он изображён в черкеске, без головного убора. Сосредоточенный взгляд, спокойное лицо выражают образ волевого и целеустремлённого руководителя ингушской бедноты, взгляд направлен вперёд.

Гапур Ахриев являлся одним из руководителей борьбы за Советскую власть на Северном Кавказе, в 1918 году назначен народным комиссаром по делам национальностей и контроля Терского Народного Совета.

Информация:

Монумент расположен в городе Грозном на площади Дружбы Народов. Памятник трёхфигурный. Фигуры выполнены в полный рост из блоков серого гранита Корнинского месторождения (Житомирская область, Украинская ССР, СССР). От грудной области и далее вниз фигуры слиты и не детализированы.

Впервые идея установки памятника борцам революции - героям Стодневных боёв за Грозный была озвучена в постановлении бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС и Оргкомитета по Чечено-Ингушской АССР от 12 октября 1957 года. В последующие годы несколько раз рассматривались проекты памятника.

3 февраля 1967 года бюро Чечено-Ингушского обкома КПСС и Совет министров Чечено-Ингушской АССР приняли постановление о сооружении памятника героям Гражданской войны - борцам революции. За основу был принят проект скульптора Ивана Бекичева и архитектора Зиновия Берковича.

Строительство памятника осуществляла Передвижная механизированная колонна № 921 «Чечингсельстроя».

13 марта 1990 года памятник признан объектом культурного наследия и поставлен на государственную охрану.

Публикации по теме