Чудеса из адп: а = айсберги и ледяные острова. Интересное про айсберги Океан где возможны айсберги

Кто хочет полетать над Исландией (ледниковая лагуна Йокульсарлон. 360° Аэрофотопанорама) жмем на ссылку выше. А потом посмотрим фото красивых айсбергов и узнаем о них чтоб нибудь интересное.

"Корабль плыл в 270 метрах от шельфового ледника, когда от его края с громким треском отломилась огромная глыба весом примерно в миллион тонн Главная масса отломившейся ледяной горы то поднималась высоко из воды, то снова ныряла, скрываясь из виду Это повторялось много раз, причем от нее все время отламывались куски, и она становилась все меньше и меньше Когда грохот утих, посреди многочисленных белых обломков осталась прекрасная голубая гора, словно сердцевина цветка среди спавших лепестков". Так поэтично и в то же время документально точно описывает картину рождения айсберга знаменитый австралийский полярник, покоритель Южного магнитного полюса и самого южного вулкана Земли — Эребуса — Дуглас Моусон.

Грозные плавучие ледяные горы представляют собой огромные массивы льда, отколовшиеся от сползающих в море ледников или отломившиеся, как описывает Моусон, от краев гигантских ледяных щитов, покрывающих Антарктиду и Гренландию Момент откола айсберга — грандиозное и страшное зрелище, сопровождающееся жутким грохотом, напоминающим пушечную канонаду Вся поверхность моря приходит в это время в сильное волнение, а образующиеся волны так велики, что опрокидывают шлюпки и далеко отшвыривают небольшие рыболовные суда.

АЙСБЕРГИ, крупные глыбы пресного льда, отломившиеся от ледников, спускающихся в море или приледниковое озеро (обычные плавучие льдины и паковые льды образуются при замерзании поверхности моря). Основными источниками айсбергов служат фиордовые ледники Гренландии и шельфовые ледники Антарктиды. Длина антарктических айсбергов иногда достигает 80 км. Некоторые айсберги возвышаются над поверхностью воды более чем на 60 м. В зависимости от формы айсбергов их подводная часть в 7-9 раз больше надводной. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра.


Слово «айсберг» переводится на русский, как "ледяная гора" В этом нет преувеличения, так как айсберги действительно достигают огромных размеров. В океане встречались ледяные исполины длиной в десятки и даже сотни километров и высотой в сотни метров. Еще в 1854¬1864 годах ученые целых десять лет следили за движением айсберга-гиганта, который имел длину 120 километров и высоту 90 метров. А в 1927 году с норвежского китобойного судна заметили ледяной остров, достигавший длины в 170 километров. Но самый большой айсберг был обнаружен в антарктических водах в 1956 году. Его длина составляла 385, а ширина — 111 километров. По площади он был равен почти половине такой страны, как Словения, или трем Люксембургам!

А самый высокий айсберг был встречен в 1904 году у Фолклендских островов в Южной Атлантике. Высота пика этой ледяной горы составила 450 метров!

Из-за того, что лед легче воды, а также благодаря пузырькам воздуха, находящимся в ледяных кристаллах, айсберги имеют хорошую плавучесть. При этом на поверхности моря видно лишь одну восьмую часть ледяной горы, остальная ее масса находится под водой. Поэтому айсберги движутся силой морских течений, а не воздушных потоков, и часто плывут против ветра и даже сквозь ледяные поля толщиной до двух метров. Горе кораблю, вмерзшему в такое ледяное поле — айсберг раздавит его, как спичечную коробку!

Антарктические айсберги редко продвигаются далеко на север в Индийский океан и южную часть Тихого, где проходят основные судоходные пути, хотя их и встречали в 160 км к югу от Австралии. В Южной Атлантике айсберги дрейфуют с Фолклендским течением от мыса Горн к мысу Доброй Надежды. Северная часть Тихого океана отделена от Северного Ледовитого (за исключением узкого Берингова пролива) и свободна от айсбергов. 10-15 тыс. айсбергов ежегодно откалываются от западно-гренландских ледников, много их поступает из восточной Гренландии и с северо-восточного арктического побережья Канады. Лабрадорское течение переносит эти айсберги на юг, вдоль Ньюфаундленда, а затем Гольфстрим влечет их через Атлантику в северо-северо-восточном направлении. С апреля по август айсберги в изобилии встречаются на оживленных североатлантических судоходных линиях и круглый год могут наблюдаться в районах к северу от 43° с.ш. Иногда на юге они попадались вплоть до широты Азорских островов.


В ясную погоду благодаря своей блестящей поверхности айсберги видны издалека. Ночью буруны образуют предупредительную белую линию вокруг их основания. В тумане они плохо различимы на расстоянии свыше 90 м, и до изобретения радара обнаруживались с помощью корабельной сирены, звук которой отражался от их поверхности. Гибель первоклассного лайнера «Титаник» в 1912 была результатом неосторожности, и это явилось причиной действующих до сих пор очень строгих правил безопасности мореплавания. В безлунную ночь с 14 на 15 апреля судно продолжало двигаться со скоростью 22 узлов, несмотря на полученные по радио предупреждения о наличии в этом районе плавающих льдов. Оно столкнулось с айсбергом через 40 с после того, как тот был замечен, и затонуло через 2 ч 40 мин, унеся 1513 жизней.


"Родителями" айсбергов являются обширные ледники Гренландии, Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и острова Канады. Оттуда ежегодно "стартуют" в плавание 18 тыс. айсбергов.

Процесс рождения айсберга неторопливый. Область ледника медленно сползает на воду, подгоняемая непогодой и подмываемая набегающими волнами. Затем отколовшаяся часть ледника с грохотом падает в воду. Находящиеся в айсберге пузырьки воздуха, а также из-за того, что лед легче воды айсберг имеет хорошую плавучесть.

Процесс рождения айсберга сопровождается очень интересными и непохожими ни на что другое звуками


На поверхности плоских айсбергов часто находят большие озера, иногда до двадцати километров в диаметре. На таких ледяных островах встречаются также реки и ручьи, стекающие в море красивыми водопадами. Одна из таких рек достигала в длину четырех километров, а в глубину — двенадцати метров.

Морская вода промывает в айсбергах глубокие туннели и пещеры. Иногда, впрочем, пещеры достаются ледяной горе "в наследство" от породившего ее ледника. Образовавшиеся при движении ледяных языков по горным склонам трещины могут затем смыкаться вверху, если ледник выходит на равнину, и тогда внутри него остаются длинные подледные полости, которые со временем приближаются к берегу и отправляются вместе с содержащей их ледяной глыбой в дальнее плавание.

Внутренность этих подледных, или, точнее, «внутриледовых», пещер представляет собой зрелище изумительной красоты. Вот что рассказывает об этом один из участников советской антарктической экспедиции 1965 года:

"Округлый коридор высотой примерно в три метра уходил в глубь ледяной горы. Волнистые стены были из гладкого, точно отполированного льда. Необычайный голубовато-синий свет проходил через весь ледяной массив, мягко струился, переливаясь в ледяных стенах. На сосульках играли отблески света, проникавшего во входное отверстие. Фантастический голубой цвет стен, игра света, пар, клубами вырывавшийся изо рта, настраивали на торжественный лад. Мы невольно говорили шепотом и медленно шли по коридору... Ветвящиеся во все стороны ходы пронизывали айсберг, и самым удивительным в них были огромные ледяные кристаллы, свисавшие с потолка и сплошь покрывавшие стены. Это был иней, сходный с тем, который можно увидеть на окнах в морозный день, но только увеличенный во много раз.

Ледяные иглы, как цветы самых причудливых форм, сверкали и искрились в голубом рассеянном свете. Страшно было не только двигаться, но и дышать среди этой необычайно хрупкой и неописуемой красоты. Мы зажгли спички, и они неожиданно вспыхнули ярко-красным пламенем. Конечно, огонь от зажженной спички казался таким ярким по контрасту с голубоватым освщением пещеры, но это не делало его менее красивым."

Однажды наши моряки встретили у берегов Антарктиды даже «поющий» айсберг. Вода промыла в нем сквозные отверстия, в которых ветер устраивал довольно мелодичные «концерты», словно играя на огромной флейте.

Порой айсберги напоминают очертаниями средневековые замки или сторожевые башни. Их называют пирамидальными. Но чаще встречаются плоские, так называемые столовые айсберги. Иногда попадаются и цветные плавучие острова: черные, зеленые или желтые. Предполагают, что причиной необычной окраски айсбергов является покрывающая их вулканическая пыль.


Интересно, что плавучие ледяные горы можно встретить не только в морях и океанах. На Тянь-Шане, у подножья величественного пика ХанТенгри, находится ледниковое озеро Мерцбахера. Когда в 1920-е годы к озеру впервые вышла научная экспедиция, ее члены с удивлением увидели, у берегов Гренландии что по озеру плавают большие айсберги, оторвавшиеся, очевидно, от образовавшего озеро ледника Иныльчек. Один из ученых экспедиции так описывал увиденную картину:

"Айсберги, искрясь в лучах южного солнца, плавали в воде. Ледяные башни и замки, опушенные снегом и горящие на солнце мириадами снежных кристаллов, полупрозрачные гроты на поверхности айсбергов, свисающие сосульки, играющие всеми цветами радуги, — все это создавало сказочное впечатление".


Айсберги всегда представляли серьезную угрозу для морских судов. Особенно опасны в этом отношении гренландские айсберги, которые ветры и течения гонят на юг, к берегам Северной Америки, где пролегают оживленные судоходные трассы. Причем если в марте ледяные горы доходят лишь до острова Ньюфаундленд, после чего тают и исчезают, то в октябре они порой доплывают до широты Нью-Йорка, создавая опаснейшее препятствие на пути трансокеанских лайнеров, следующих из Европы в США и обратно.

Опасность усугубляется тем, что в этом районе холодное Лабрадорское течение встречается с теплыми водами Гольфстрима, отчего возникают густые и продолжительные туманы. Между тем айсберги высотой до 20-30 метров (а таких большинство в Северной Атлантике) даже в ясную ночь различимы лишь с расстояния в 500-600 метров, что не позволяет капитану, пусть и скомандовавшему "Полный назад!", избежать столкновения с роковым препятствием.

Величайшая морская катастрофа XX века вынудила морские державы принять меры для того, чтобы избежать подобных трагедий в будущем. В результате в 1913 году был создан Международный ледовый патруль в Северной Атлантике. Патрульные суда и самолеты следят за появлением айсбергов и предупреждают по радио проходящие суда. За год патруль выявляет до четырехсот опасных ледяных гор, на которых устанавливают специальные радиобуи или красят их поверхность яркой оранжевой краской.

Однако даже патрулирование не дает полной гарантии избежать столкновений. Так, уже в наши дни, в 1959 году, датское судно "Ханс Хедхоф" врезалось в тумане в айсберг и затонуло со всеми пассажирами и экипажем. Погибли 95 человек. Опасность представляет и подход на близкое расстояние к плавучей ледяной горе. Подтаивающие снизу айсберги постепенно теряют устойчивость и могут внезапно перевернуться, погубив при этом неосторожно приблизившееся судно.

Опрокидывание айсберга наблюдали с борта теплохода «Обь» в море Девиса, и очевидцы так описывают это событие:

"В тихую погоду раздался сильный грохот, сравнимый по силе с артиллерийским залпом. Находящиеся на палубе увидели на расстоянии не более одного километра медленно переворачивающийся пирамидальный айсберг высотой около сорока метров. От его надводной части отрывались огромные глыбы льда и с грохотом падали в воду. Когда надводная часть айсберга с шумом погрузилась в воду, от нее стала расходиться довольно крупная зыбь, вызывавшая качку судна. На поверхности моря среди обломков медленно покачивалась новая холмообразная и неровная вершина айсберга".

Многие крупные айсберги живут в море по нескольку лет. В Антарктике на них нередко поселяются большие колонии пингвинов и других морских птиц. Некоторые даже устраивают там гнезда. Долговечность айсбергов натолкнула людей на мысль попробовать применить их для снабжения пресной водой засушливых стран в Африке и Аравии. Так возник проект буксировки крупных айсбергов специальными судами к берегам Персидского залива, с тем чтобы использовать образующуюся при их таянии воду для водоснабжения и орошения полей. Подсчитано, что количество воды, образующееся при растоплении одного айсберга средних размеров, равно годовому стоку крупной реки. Время покажет, насколько реальным окажется осуществление такого проекта.

Во время бурной погоды корабли, плавающие у берегов Антарктиды, нередко используют айсберги для защиты от бушующих волн, укрываясь на их подветренной стороне от шторма. А летчики антарктических экспедиций иногда избирают их плоскую поверхность в качестве посадочной полосы. Конечно, при этом надо всегда помнить о коварном характере ледяных островов и быть начеку. Ведь поведение айсбергов непредсказуемо и в любой момент от него можно ждать сюрприза.


Вот как «пошутил» однажды айсберг с канадским пароходом «Поршиа». Это случилось в 1893 году. «Поршиа» совершал круиз с большой группой туристов на борту, как вдруг впереди по курсу показалась плавучая ледяная гора. Пассажиры попросили капитана подойти поближе — уж больно красив был айсберг, хотелось получше разглядеть его и сфотографировать крупным планом. Но только судно подплыло вплотную к айсбергу и туристы защелкали фотоаппаратами, как случилось что-то непонятное. Неведомая сила начала поднимать «Поршиа» из воды. Через несколько секунд судно уже оказалось над поверхностью моря на огромном ледяном уступе айсберга, который до того находился под водой. По-видимому, ледяная гора раскачивалась в воде, и когда пароход приблизился к ней, наклон позволил судну проплыть над подводным карнизом. Затем айсберг стал крениться в другую сторону и поднял пароход в воздух. К счастью, это длилось недолго. Когда айсберг вновь наклонился обратно, судно оказалось в воде, не получив даже легких повреждений. Полным ходом капитан направил пароход прочь, подальше от ледяной ловушки. О том, что могло случиться, если бы айсберг перевернулся, пассажирам не хотелось даже думать.


Надо сказать, что, несмотря на вполне заслуженную мрачную славу, айсберги производят на впервые видящего их путешественника поразительное впечатление своей какой-то неземной, сказочно-романтической красотой. Формы их могут быть самыми причудливыми и необычными: то это гигантский снежно-белый лебедь или холмистый островок с широкими долинами, в которых не хватает только уютной деревеньки, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами и отвесными скалами, образующими красивые, живописные бухты. Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на колонну на красивом пьедестале, на пирамиду, на старинный город со стенами, башенками и подъемными, мостами...

И тот, кому довелось увидеть на темной глади моря их фантастические очертания, напоминающие плавающие очарованные замки, белоголубые, сине-зеленые или розовые на закате, уже никогда не забудет этого величественного и прекрасного зрелища.


Даже относительно небольшая ледяная гора толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра содержит в себе почти 150 млн. т пресной воды, причем совершенно чистой, лишенной примесей и загрязняющих веществ.

Конечно, осуществить эти проекты нелегко.Нужны мощные буксиры и надежные тросы.Важно проложить наиболее выгодный путь айсберга в океане, чтобы использовать попутные течения и ветры, и сделать так, чтобы айсберг таял медленнее.






Полосатые айсберги :

Стивен Казловски (Steven Kazlowski) снял эти величественные природные ледяные скульптуры, которые выточены морской водой и полярными ветрами на западной оконечности Антарктики. Отколовшиеся айсберги плавают в антарктических водах годами, и годами мать-природа, как искусный скульптор, творит замысловатые фигуры.

Колоннада в айсберге - не фотошоп!

Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море.

Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников.

Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды — около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой.

В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции наибольший известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 10000 км².

Весной 2005 г. его осколок — айсберг B-15A — имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии.

Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров.

Айсбергов такого размера, так далеко от источника своего происхождения за последние сто лет наблюдений отмечено не было.

На то, чтобы уплыть так далеко на север у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года — -48.8, 107.548° ю. ш. 107° в. д. / 48.8° ю. ш. 107.5° в. д..

Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет.

Тёмно-синий цвет имеют т. н. «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде.

Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 году.

Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело — иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения.

Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.

Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м.

Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом — это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью.

Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды.

Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки.

Рождение айсберга — эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду.

Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества.

Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением.

В США разрабатываются проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анджелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии.

Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание.

Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца.

Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если — антарктические.

Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов.

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы.

На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.
Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.

Источники информации и некоторых фотоматериалов.

Урок – игра для 6 класса
Цели: развить внимание, мышление, помочь легче усвоить учебный материал, научить находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами, увлечь предметом
Оборудование : контурные карты, конверты с шарадами, ребусы, письма «капельки-путешественницы»
Ход игры
Урок – игра состоит из 6 конкурсов.
1 конкурс « Немая карта»
Каждой команде учитель раздает контурные карты, на которых цифрами обозначены 20 объектов. Участникам игры за 2 минуты нужно подписать как можно больше названий отмеченных географических объектов. При выполнении задания не разрешается пользоваться атласом. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
^ 2 конкурс «Географические ассоциации»
Учитель читает по очереди задания, ассоциации каждой команде. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Задания:

  1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)

  2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)

  3. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)

  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)

  5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

  6. Мел, раковина, море, осадок, дно. (Горные породы органического происхождения)

3 конкурс «Путешествие капельки-невидимки»
Каждой команде выдается письмо «капельки-путешественницы». Почитав его, необходимо обозначить на контурной карте все описанные капелькой географические объекты. Правильное задание оценивается в 5 баллов.

Я маленькая капелька-невидимка. Однажды я пролилась с дождем на поверхность самого глубокого озера мира . Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан . С поверхности океана я испарилась и вместе с моими сестрами-капельками образовала облако. Это облако перенес ветер, и я пролилась с дождем на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море-озеро . Из этого моря-озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенес это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я еще успела побывать в водах самого соленого в мире моря , проплыть по самой длинной реке Африки , упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.
На контурной карте должны быть отмечены: озеро Байкал, река Ангара, река Енисей, река Волга, река Обь, Мертвое море, река Нил, водопад Анхель, река Амазонка.

^ Конкурс 4 «Географические шарады»
На столе лежат 4 конверта, в которых написаны шарады. Представителям от команд необходимо выбрать по 2 конверта и правильно отгадать географическую шараду. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вот вам легкая шарада:

К ноте «Н» прибавить надо.

Нота больше не поет,

А рекой она течет. (Дон)
Первое – летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе – есть машины марка

Из российского, ребята автопарка.

Все же вместе – Франции столица,

Этот город модницам всем снится. (Пар + «Иж» = Париж)
Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе – мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас)
С «Ч» - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С «Л» - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и стар и мал (Туча – Тула)
^ Конкурс 5 « СТО»
Необходимо отгадать слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

СТО __ - сторона света (Восток)
__ СТО __ - начало реки (Исток)
СТО __ __ __ __ - главный город страны (Столица)
__ __ __ __ __ __ __ СТО __ - город России, порт на Тихом океане (Владивосток)
__ __ __ СТО __ __ __ - имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб)

^ Конкурс 6 «Географические ребусы»

Необходимо разгадать как можно больше ребусов за 5 минут. Правильный ответ оценивается в 2 балла.




После проведения всех конкурсов подсчитывается количество заработанных баллов и объявляется победитель.

Кроме этого, арктическая научно-исследовательская экспедиция «Роснефти» «Кара-лето-2016» провела 18 экспериментов по буксировке ледяных глыб, заложила научную базу и спасла метеорологов от белых медведей.

Взять на буксир

После распада СССР серьёзно изучать Арктику у нас почти перестали. Но в последние годы интерес к региону вырос в разы благодаря государственной политике по освоению северных богатств. Это и Северный морской путь, и богатейшие ресурсы углеводородов на арктическом шельфе. Нефтяная компания ведёт активную разведку нефти и газа на шельфе арктических морей. В Карском море она уже открыла Карскую морскую нефтеносную провинцию, по объёму ресурсов превосходящую Мексиканский залив, шельфы Бразилии, Аляски и Канады.

Но добыче углеводородов предшествует изучение всех природно-климатических условий этого сурового края. Одна из главных целей - сделать работы безопасными, сведя к минимуму воздействие на природу. Нефтяная компания вместе с Арктическим Научным Центром и ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» проводят уже двенадцатую экс-педицию.

Специалисты провели 18 экс-периментов по буксировке айсбергов разных форм и размеров при самых разных погодных условиях. Самым крупным из них стал айсберг весом более 1 млн тонн. Удалось даже взять на буксир две «ледяные горы» одновременно.

Учёные плавучей лаборатории - научно-экспедиционного судна «Академик Трёшников» - изучали айсберги детально: вели съёмку их надводной и подводной частей, устанавливали дрейфующие буи, чтобы знать, как, куда и каким образом они плывут, строили 3D-модель. Четыре года исследований позволили НК «Роснефть» разработать технологию управления ледовой обстановкой и обезопасить будущие объекты морской нефтедобычи.

Миша, не шали!

Радиолокационная и аэрофотосъёмка продуцирующих ледников на архипелагах Новая Земля, Северная Земля, островах Де-Лонга и Земле Франца-Иосифа позволит определить характеристики айсбергов и найти зоны, где они рождаются. Бесценную информацию дали и 13 притопленных автономных буйковых станций: год они измеряли волнение моря, уровень соли в воде, осадки ледяных образований и течения.

Специалисты не только проверили 7 автоматических метео-станций и 6 широкополосных сейсмических станций, которые установили раньше, но и добавили новую метеостанцию. Здесь, на побережье Хатангского залива, экспедиция положила начало строительства первой научно-проектной базы нефтяной компании, с которой будут постоянно мониторить природно-климатические условия, а зимой - исследовать льды юго-западной части моря Лаптевых. Ведь Арктика - это кухня погоды.

«Попутно» участники экспедиции спасли работников метеостанции о. Тройной в Карском море, которые не могли выйти из здания, буквально окружённого белыми медведями. Полярных хищников отогнали шумом вертолёта, не причинив им вреда, но получив новые данные о поведении зверей. Биологи экспедиции занимались, в том числе, изучением популяций белого медведя, моржа и других морских млекопитающих.

«Кара-лето-2016» - крупнейшая экспедиция в Арктику за последние десятилетия.

Айсберг – это громадная льдина, плавающая в мировом океане.

Откуда же берутся айсберги?

Огромные куски льда откалываются от ледников, которые покрывают материки и пускаются в свободное плавание. Например, северные айсберги откалываются от ледникового покрова Гренландии, а южные от Антарктиды, причем южные айсберги, по своим размерам намного превышают северные. Не только от свойств айсберга зависит длительность существования и дальность его плавания, это также зависит и от таких факторов, как направление и скорость течения в океане.

Самые крупные по своим размерам и промороженные вплоть до -60 C, айсберги Антарктиды «живут» по многу лет, бывает даже более десятилетия. Тогда, как Гренландские айсберги немного меньших размеров и температура их глубокого промерзания достигает -30С. Живут они гораздо меньше, и срок их таяния составляет 2-3 года.

Лед намного легче воды, этим то и объясняется почему, даже самые глубокие водоемы не замерзают зимой полностью. Если бы было наоборот, то, в самом деле, лед падающий на дно вытеснял бы на поверхность нижние слои воды, и постепенно вся вода в водоеме просто бы замерзла.

Но, при замерзании воды совершается совсем обратное. В момент преобразования воды в лёд, ее объём увеличивается примерно на десять процентов, и в итоге плотность льда оказывается намного меньше чем у воды. Этим-то и объясняется, почему лед плавает на поверхности.

На значительной глубине мирового океана температура воды бывает ниже нуля градусов, однако вода там не замерзает. Истолковывается это давлением, которое образовывают верхние слои воды.

Впервые на вопрос, почему айсберги не тонут, ответил Михаил Ломоносов. Плотность айсберга - 920 кг/м?. Кроме того, айсберг или глыба льда состоит из пресной воды и, отделяется от шельфовых ледников.

Из-за того, что морская вода плотнее айсберг и не тонет полностью. И потом важно знать, что на поверхности воды плавает только его десятая часть – макушка, все остальное - 90% этой глыбы льда спрятано под водой.

Встреча с ним для судов в открытом море весьма опасна. Если корабль вовремя не заметит движущейся айсберг, то при столкновении он может получить очень серьёзные повреждения или даже погибнуть.

Публикации по теме