Оценивание егэ по обществознанию. Какие вузы требуют сертификат по обществу

Итого баллов:

Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 30 баллам.

Ответы на задания демоверсии -2018

Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:1) ответ на первый вопрос, например: стремление к максимизации результатов при данных затратах;

2) ответ на второй вопрос, например: экономический рост,

повышение эффективности производства, полная занятость и

социально-экономическая стабильность;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх целей из упомянутых в тексте.)

3) ответ на третий вопрос, например: Каждый самостоятельно

распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал.

Индивид самопределяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно даны ответы на три вопроса 2
Правильно даны ответы на любые два вопроса 1
Правильно дан ответ на любой один вопрос.ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы:1) объяснение, например: способность субъекта отвечать за

сделанный в процессе экономической деятельности выбор и его последствия;

(Может быть дано другое объяснение.)

2) ответ на первый вопрос, например: максимизация прибыли или минимизация издержек производства;

3) ответ на второй вопрос, например: цены, реклама, дизайн,

изменение товарно-материальных запасов и т.д.

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания любых трёх средств из упомянутых в тексте.)

Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Правильно приведено объяснение и даны ответы на два вопроса 2
Правильно приведены любые два элемента ответа 1
Правильно приведён любой один элемент ответа.ИЛИ

ИЛИ Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы два источникаи приведены примеры, иллюстрирующие каждый из них:

1) повышение эффективности использования старых ресурсов

(ИЛИ интенсивный путь), например:

– в стране Z существует государственная система повышения

квалификации, благодаря которой работники разных

специальностей каждые пять лет повышают свою квалификацию, что позволяет обеспечивать экономический рост;

– переход на новые технологии на предприятии Y позволил более эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить стабильный экономический рост в течение продолжительного периода;

2) вовлечение в производственный процесс новых ресурсов (ИЛИ экстенсивный путь), например:

– для обеспечения экономического роста предприятия страны Z закупили дополнительную партию оборудования;

– на предприятии Z были созданы дополнительные рабочие места.

(Условие задания не требует, чтобы выпускник вместо цитаты

привёл название (интенсивный или экстенсивный). Но если он это сделает корректно, то такой элемент ответа может быть

засчитан.)

Правильно названы два источника (пути) и приведены по два примера (всего четыре примера) 3
Правильно названы два источника (пути), приведены любые два-три примера 2
Правильно названы один-два источника (пути), приведён любой один пример.ИЛИ

Правильно назван один источник (путь) и приведены

соответствующие ему два примера

1
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла.ИЛИ

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
В правильном ответе могут быть названы и кратко поясненыследующие функции государства в рыночной экономике, допустим:

1) создание правовой основы для принятия экономических

решений (например, государство разрабатывает и принимает

законы, регулирующие предпринимательскую деятельность,

определяет права и обязанности граждан);

2) стабилизация экономики (например, правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства / сокращения инфляции / снижения безработицы / поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты);

3) социально ориентированное распределение ресурсов (например, государство организует производство общественных товаров и услуг, которым не занимается частный сектор / создаёт условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет

расходы на оборону, науку, формирует программы развития

образования, здравоохранения и т.д.);

4) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии

(например, государство гарантирует минимум заработной

платы / пенсии по старости, инвалидности / пособие

по безработице / различные виды помощи социально

Функции государства в рыночной экономике могут быть

сформулированы иначе, могут быть даны иные верные пояснения

Правильно названы и пояснены три функции 3
Правильно названы две-три функции, две из них пояснены 2
Правильно названы одна–три функции, одна из них пояснена.ИЛИ

Правильно названы только три функции

1
Правильно названы только одна-две функции.ИЛИ

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) смысл понятия , например: Применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершённое правонарушение;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о видах дисциплинарных взысканий в Трудовом кодексе РФ, опирающейся на знание курса, например: Трудовой кодекс РФ устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по

соответствующим основаниям;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее

информацию о двух и более дисциплинарных взысканиях

в Трудовом кодексе РФ.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знание курса сущность принципа гуманизма юридической ответственности, например: Согласно принципу гуманизма наказание не может иметь своей целью причинение физических страданий, унижение человеческого достоинства виновного; оно должно учитывать смягчающие обстоятельства и мотивы правонарушения,

возможность условного осуждения, отсрочки приговора.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее

сущность принципа гуманизма юридической ответственности.)

Предложения должны быть сформулированы корректно,

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.ИЛИ

с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

2
Правильно раскрыт только смысл понятия.ИЛИ

Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности

в ответе не искажают его по существу); в соответствии

с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я),

1
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.ИЛИ

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть названы функции и приведены соответствующие примеры:1) обучение основам наук (например, на уроках астрономии Иван изучил строение Солнечной системы);

2) освоение социальных норм (например, Анна научилась

не опаздывать, соблюдать дисциплину во время урока, вежливо общаться с учителями и одноклассниками);

3) развитие способности общаться и взаимодействовать с другими людьми (например, работая в группах, ученики научились сотрудничеству в учебных целях).

Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции,

приведены другие примеры

Правильно названы и проиллюстрированы примерами три функции 3
Правильно названы две-три функции, две из нихпроиллюстрированы примерами 2
Правильно названы одна–три функции, одна из нихпроиллюстрирована примером(-ами) 1
Правильно названы только одна–три функции.ИЛИ

Приведено любое количество примеров без указания

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть указаны следующие элементы:1) сфера общественной жизни – социальная;

2) исторический тип стратификации – сословная;

3) критерии стратификации современного общества:

– объём власти;

– уровень доходов;

– уровень образования;

– престиж профессии.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Правильно указаны сфера, тип стратификации и три критерия 3
Правильно указаны сфера, тип стратификации и один-два критерия.ИЛИ

Правильно указаны сфера и три критерия

2
Правильно указаны сфера и тип стратификации.ИЛИ

Правильно указаны сфера и один-два критерия

1
Правильно указана только сфера.ИЛИ

Сфера не указана (указана неправильно) независимо от

наличия других элементов ответа.

Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 3
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
При анализе ответа учитывается:− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

− наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание

данной темы по существу;

− корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-

формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании

Один из вариантов плана раскрытия данной темы1. Понятие политической партии.

2. Особенности политических партий как общественных

организаций:

а) наличие программы;

б) наличие устава;

в) наличие организационной структуры;

г) наличие партийного аппарата и др.

3. Функции политических партий в демократическом обществе:

а) представительство интересов большинства социальных групп;

б) политическая социализация;

в) участие в выборах (электоральная) и др.

4. Классификация политических партий:

а) по идеологическому признаку (либеральные, консервативные, социалистические и т.п.);

б) по организационному признаку (массовые, кадровые);

в) по отношению к проводимой политике (правящие,

оппозиционные);

г) по отношению к закону (легальные, нелегальные).

5. Типы партийных систем:

а) однопартийная система;

б) двухпартийная система;

в) многопартийная система и её разновидности.

6. Политические партии в современной России.

Возможны другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Из них один пункт обязательно должен быть детализирован в подпунктах ; другой пункт может не быть детализирован

ИЛИ быть подпунктом

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 1. Раскрытие темы 2
План содержит два пункта , наличие которых позволитраскрыть данную тему по существу. Один из этих пунктов детализирован в подпунктах 2
План содержит один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот пункт детализирован в подпунктах.ИЛИ

План содержит два пункта, наличие которых позволит

раскрыть данную тему по существу. Ни один из этих пунктов не детализирован в подпунктах

1
Все иные ситуации 0
Указание по оцениванию: Если по критерию 28.1 (раскрытие темы),выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов
28.2 2. Количество пунктов плана 1
Указание по оцениванию: Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании
Не менее трёх , два из которых детализированы в подпунктах 1
Все иные ситуации 0
28.3 3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
Формулировки пунктов и подпунктов плана не содержат ошибок и неточностей 1
В формулировках пунктов и/или подпунктов планасодержатся неточности и/или ошибки 0
Максимальный балл 4

Новое в критериях оценивания заданий части 2

Изменилась система оценивания задания № 28.

  • Изменилось обязательное количество пунктов плана, которые должны быть детализированы, то есть иметь подпункты . Если раньше их было 2, то теперь высший балл можно получить, если подпункты имеет ОДИН пункт.
  • Критерии более детализированы и их стало ТРИ.
  • Если раньше был один критерий – за него получали 3 баллы, то теперь ТРИ критерия.
  • За 1-ый — раскрытие темы- 2 балла
  • За 2-ой — количество пунктов плана – 1 балл
  • За 3-ий — корректность формулировок пунктов и подпунктов плана- 1балл
  • Итого за задание № 28 можно получить 4 балла (раньше- 3 балла)

Таким образом, составляя план, имейте в виду следующее:

  • В плане должно быть не менее 3-х пунктов
  • Не менее 2-х пунктов должны отражать суть темы (здесь имеется в виду, что первый пункт – это лишь понятие чего-либо, а суть этого понятия раскрывается уже в следующих, как минимум ДВУХ пунктах)
  • Можно по подпунктам разделить только ОДИН пункт , а не два, как раньше.

Примечание:

Ответы на задания № 29 (сочинение) , критерии оценивания сочинения см. на сайте:

11 класс – последний год обучения в школе. И если выпускники не выбрали будущую профессию, далее «тянуть» некуда. Варианты направлений разные: экономическое, гуманитарное, юридическое, медицинское. Как не ошибиться с выбором.

Такие профессии как юрист, менеджер, социолог, психолог, правовед предполагают сдачу ЕГЭ по обществознанию. Высокие результаты ЕГЭ дадут возможность выбрать любую из этих специальностей. Предмет обществознание изучает взаимоотношения человека и общества, духовную сферу, социальные и экономические взаимоотношения людей в обществе, ознакомление с политологией, начальные знания о правоведении. Курс обществознания – это переплетение разных предметов и научных областей:

  1. философия;
  2. история;
  3. экономика;
  4. социология;
  5. этика.

Обществознание – сложный предмет, требующий наличия умений:

  • логически мыслить,
  • находить причинно-следственные связи;
  • разбираться в политике;
  • философски размышлять;
  • выявлять закономерности развития экономики.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию требует серьезного подхода, начинать её надо как можно раньше. Контрольно-измерительные материалы состоят из 2 частей, содержат 29 вопросов. Первые 20 вопросов с кратким ответом, состоящим из 1-3 слов или цифр. Часть 2 более сложная, предполагает развернутые ответы. Задания второй части ориентированы на выпускников с повышенным уровнем знаний по предмету.

Ранжирование заданий по уровню сложности КИМов в 2017 году

Уровень сложности Количество заданий Наивысший балл
Базовый 12 19
Повышенный 10 20
Высокий 7 23
Итого 29 62

В 2017 году в КИМах произошли не большие изменения:

  1. Добавили задание №17, в котором нужно выбрать правильное суждение.
  2. произошли изменения в нумерации вопросов (задания 17, 18 стали 18, 19).
  3. Задание №18 за 2016 год убрали.

Не предполагается кардинальных изменений и в 2018 году. Поэтому, для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, подойдет демоверсия контрольно-измерительных материалов за 2017 год, расположенная на сайте ФИПИ. Внимательно изучив материалы КИМов, можно получить максимальное количество баллов.

Группа

Номер задания

Часть I

I группа 1-3 Проверяет знание понятий и терминов.

Отличие биологической и социальной сущности человека. Закономерности развития общества. Гражданско-политическая роль человека в обществе.

II группа 4-19 Содержит вопросы, определяющие знания по 5 темам:

  • 4-6 «Человек и общество»
  • 7-10 «Экономика»
  • 11-12 «Взаимоотношения в социуме»
  • 13-15 «Политика»
  • 16-19 «Право и правоотношения»

Часть II

20 Проверяет умения обобщать и систематизировать информацию
21 Проверяет умение находить и воспроизводить нужную информацию в авторском тексте.
22 – 24 Умение выделять главную информацию в тексте, дополнять ее, применяя логическое мышление или другие источники информации.
25 Определяет уровень знаний политических аспектов в обществе.
26 – 27 Определяет уровень правовой грамотности. Умения приводить примеры по изученному теоретическому материалу, конкретизировать понятия и положения, анализировать и применять знания для решения конкретных обществоведческих задач.
28 Знания экономических закономерностей в обществе. Проверяет умения дифференцировать информацию, обобщать. Анализирует навыки в составлении плана, отражающие функциональные и иерархические особенности явлений в социуме.
29 Вариационное задание. Выбрать 1 из 5 предложенных тем и написать мини-сочинение, в котором необходимо раскрыть тему, описать факты, используя специальные понятия и термины, жизненный опыт. Проверяет умение определять проблему, изложить свое отношения к ней, подтверждать аргументами, делать выводы.

Если и будут изменения в ЕГЭ к 2018 году, то о них станет известно в начале учебного года. Дата проведения экзамена официально опубликуют только в январе 2018 г.

На сайте ФИПИ выложили проекты демоверсий ЕГЭ-2018. В них еще возможны изменения. Окончательные, заверенные печатями и подписями демоверсии опубликуют в ноябре. Тем не менее по проектам демоверсий уже можно судить, что в заданиях ЕГЭ изменится, а что останется прежним. Наши преподаватели внимательно изучили новые демоверсии и сделали краткий обзор.

Русский язык

Стало на одно задание больше. Перед заданиями по тексту добавили новое задание 20. Оно проверяет знание речевых норм, умение находить лексические ошибки. Это задание базового уровня сложности и оценивается в 1 балл.

Лексическая ошибка в этом предложении - плеоназм, речевая избыточность. Лишнее слово, которое нужно выписать, - «главную» (слово «суть» и так означает нечто главное, важное).

Что изменилось:

Теперь в ЕГЭ по русскому языку 26 заданий и нумерация заданий по тексту сместилась на один пункт вперед. В первую часть входят задания 1-25. Это 34 первичных балла. Вторая часть - сочинение, задание 26. Максимальное количество баллов за сочинение - 24. Всего за обе части - 58 баллов.

Обществознание

Увеличили максимальный балл и изменили критерии в заданиях 28 (план) и 29 (мини-сочинение). Теперь за план дают четыре первичных балла, за сочинение - шесть. Максимальное количество первичных баллов за всю работу увеличилось с 62 до 64.

Задание 28 (план)

В новой демоверсии для плана вели отдельные критерии оценивания :

Критерий 28.1. Раскрытие темы (2 балла)
Чтобы получить максимальное количество баллов, нужно:

1) включить в план как минимум два из трех пунктов, раскрывающих тему по существу;
2) как минимум один из этих пунктов раскрыть в подпунктах.

Критерий 28.2. Количество пунктов плана (1 балл)
В плане должно быть не менее трех пунктов, два из которых детализированы в подпунктах. Учитываются только те пункты, которые имеют отношение к содержанию темы. Не относящиеся к теме и абстрактные пункты (например, «Введение» или «Заключение») не считаются.

Критерий 28.3. Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана (1 балл)
В формулировках пунктов и подпунктов плана не должно быть ошибок.

Что изменилось:

  • Сложный алгоритм оценивания (таблица на две страницы) заменили на три отдельных критерия - как у сочинения. Требования к заданию стали понятнее.
  • Увеличилось максимальное количество первичных баллов с трех до четырех.

Задание 29 (мини-сочинение)

Максимальное количество баллов увеличили с пяти до шести. Изменили формулировку задания и критерии оценки.

Формулировка задания 29

Что изменилось:

  • «Проблема» в условии задания больше не упоминается. Раньше это вносило путаницу, так как в критериях про формулировку проблемы ничего не говорится.
  • В задании отдельно прописали требования к теоретической и к фактической аргументации.
  • Фактическая аргументация теперь должна иллюстрировать положения, сформулированные в теоретической аргументации.

Критерии задания 29

Теперь сочинение оценивается по четырем критериям :

Критерий 29.1. Раскрытие смысла высказывания (1 балл, если не выполнен, соответствие другим критериям не учитывается и за все задание ставится 0 баллов)
Это бывший критерий К1. В новой демоверсии добавили условие: чтобы раскрыть смысл высказывания, нужно выделить основную идею или сформулировать тезис в контексте высказывания.

Критерий 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения (2 балла)
Этот критерий оценивает связность аргументации: объяснения ключевых понятий, рассуждения и теоретические положения должны пояснять сформулированный тезис или идею.

Критерий 29.3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов (1 балл)
В аргументации не должно быть ошибочных утверждений.

Критерий 29.4. Качество приводимых фактов и примеров (2 балла)
Как и раньше, нужно привести примеры из двух разных источников: СМИ, другие школьные предметы, факты личного опыта. Примеры с фактическими и смысловыми ошибками не засчитываются. Новое требование: если оба примера не сформулированы развернуто или не связаны с положениями теоретической аргументации, по критерию выставляется ноль баллов.

Что изменилось:

  • Трудности вызывала расплывчатая формулировка «раскрытие смысла» в первом критерии. Оценка по этому критерию была субъективной и зависела от личности эксперта. Теперь добавили объективное условие: чтобы раскрыть смысл, нужно выделить идею или сформулировать тезис. Критерий стал более понятным.
  • Качество теоретической аргументации теперь оценивается по двум критериям, за теоретическую аргументацию дают больше баллов.
  • Ужесточились требования к фактической аргументации: примеры должны быть развернутыми и иллюстрировать положения теоретической аргументации.

Литература

Увеличили максимальное количество баллов и изменили критерии оценки в заданиях с развернутым ответом: 8, 9, 15, 16, 17. Максимальное количество первичных баллов за экзамен увеличилось с 42 до 57.

Задания 8 и 15

Максимальный балл - 4.
Два критерия:

1. Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов (3 балла; если 0 или 1 балл, по второму критерию ставится 0 баллов).
2. Следование нормам речи (1 балл).

Максимальный балл - 5.
Три критерия:

1. Соответствие ответа заданию (1 балл; если 0, за все задание ставится 0 баллов).
2. Аргументированность, привлечение текста произведения (2 балла; если 0, третий критерий также оценивается в 0 баллов).
3. (2 балла).

Что изменилось:

Большие проблемы вызывала оценка «убедительности аргументов», значительную роль здесь играл субъективный фактор. Теперь качество аргументов оценивается во всех трех критериях: в первом критерии устанавливается, отвечает ли ученик на поставленный в задании вопрос, во втором - насколько аргументы опираются на текст произведения, в третьем - отсутствие логических ошибок в аргументации.

Задания 9 и 16

Максимальный балл - 4.
Нужно было обосновать выбор произведения.
Не учитывались речевые ошибки.
Сложный алгоритм оценивания.

Максимальный балл - 10.
Выбор произведения обосновывать не нужно.
Учитываются речевые ошибки (критерий 3).
Три критерия:

1. Подбор произведений для выполнения задания (4 балла; если ставится 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Сопоставление произведений (4 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
3. Фактологическая, логическая и речевая точность ответа (2 балла).

Что изменилось:

  • Увеличился максимальный балл с четырех до десяти. Задания 9 и 16 сложнее, чем 8 и 15. Теперь оценка учитывает эту разницу в уровне сложности.
  • Не требуется обосновывать выбор произведения.
  • Кроме фактологической, оценивается также логическая и речевая точность.

Задание 17

Максимальный балл - 14.
Три темы сочинения.
Пять критериев:

1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений (3 балла; если 0, все задание оценивается в 0 баллов).
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями (2 балла).
3. Обоснованность привлечения текста произведения (2 балла).
4. Композиционная цельность и логичность изложения (3 балла).
5. Следование нормам речи (3 балла).

Максимальный балл - 15.
Четыре темы сочинения.
Семь критериев.

Вы-бе-ри-те одно из пред-ло-жен-ных ниже вы-ска-зы-ва-ний и на его ос-но-ве на-пи-ши-те мини-со-чи-не-ние.

Сфор-му-ли-руй-те по сво-е-му усмот-ре-нию одну или не-сколь-ко ос-нов-ных идей за-тро-ну-той ав-то-ром темы и рас-крой-те её (их) с опо-рой на об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния.

Для рас-кры-тия сфор-му-ли-ро-ван-ной(-ых) Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й) при-ве-ди-те рас-суж-де-ния и вы-во-ды, ис-поль-зуя об-ще-ство-вед-че-ские зна-ния (со-от-вет-ству-ю-щие по-ня-тия, тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния).

Для ил-лю-стра-ции сфор-му-ли-ро-ван-ных Вами ос-нов-ной(-ых) идеи(-й), тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-суж-де-ний и вы-во-дов при-ве-ди-те не менее двух со-ци-аль-ных фак-тов/при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков (об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), из раз-лич-ных учеб-ных пред-ме-тов.

Каж-дый при-во-ди-мый факт/при-мер дол-жен быть сфор-му-ли-ро-ван развёрнуто и под-твер-ждать обо-зна-чен-ную ос-нов-ную идею, тео-ре-ти-че-ское по-ло-же-ние, рас-суж-де-ние или вывод/ быть с ними явно свя-зан. По сво-е-му со-дер-жа-нию при-ме-ры не долж-ны быть од-но-тип-ны-ми (не долж-ны дуб-ли-ро-вать друг друга).

29.1 Фи-ло-со-фия. «Ре-ли-гия, Ис-кус-ство и Наука - это ветви од-но-го и того же де-ре-ва». (А. Эйн-штейн)

29.2 Эко-но-ми-ка. «Цен-траль-ный банк - это банк, при по-мо-щи ко-то-ро-го го-су-дар-ство вме-ши-ва-ет-ся в дела част-ных бан-ков и ко-то-рый в от-ли-чие от них может сам пе-ча-тать нуж-ные ему день-ги». (К. Гёпперт и К. Пат)

29.3 Со-цио-ло-гия, со-ци-аль-ная пси-хо-ло-гия. «Люди не рож-да-ют-ся, а ста-но-вят-ся теми, кто они есть». (К.А. Гель-ве-ций)

29.4 По-ли-то-ло-гия. «От-ли-чие го-су-дар-ствен-но-го де-я-те-ля от по-ли-ти-ка в том, что по-ли-тик ори-ен-ти-ру-ет-ся на сле-ду-ю-щие вы-бо-ры, а го-су-дар-ствен-ный де-я-тель - на сле-ду-ю-щее по-ко-ле-ние». (У. Чер-чилль)

29.5 Пра-во-ве-де-ние. «Со-зда-вай-те лишь не-мно-го за-ко-нов, но сле-ди-те за тем, чтобы они со-б-лю-ца-лись». (Дж. Локк)

По-яс-не-ние.

1. За-да-ние яв-ля-ет-ся аль-тер-на-тив-ным, то есть не-об-хо-ди-мо вы-брать одно вы-ска-зы-ва-ние из пяти, вы-пи-сать ци-та-ту и ее номер , пре-жде чем при-сту-пить к на-пи-са-нию мини-со-чи-не-ния. На что сле-ду-ет об-ра-тить вни-ма-ние:

1.1. Раз-дел об-ще-ст-во-зна-ния , в кон-тек-сте ко-то-ро-го дано вы-ска-зы-ва-ние. Имен-но от него за-ви-сит сфера, в ко-то-рой при-во-дит-ся ар-гу-мен-та-ции, ис-поль-зу-е-мые об-ще-ство-вед-че-ские по-ня-тия и т. д.

1.2. Смысл вы-ска-зы-ва-ния дол-жен быть пол-но-стью по-ня-тен уча-ще-му-ся. Если он рас-кры-ва-ет-ся не-вер-но, мини-со-чи-не-ние не чи-та-ет-ся за К1 (пер-вый кри-те-рий) вы-став-ля-ет-ся 0 бал-лов и само мини-со-чи-не-ние не оце-ни-ва-ет-ся.

2. Струк-ту-ра мини-со-чи-не-ния:

2.1. Не-об-хо-ди-мо объ-яс-нить смысл вы-ска-зы-ва-ния. В дан-ной части не-об-хо-ди-мо вы-де-лить клю-че-вую идею или идеи вы-ска-зы-ва-ния. (К1, макс. 1 балл) Не до-пус-ка-ет-ся: под-ме-на смыс-ла вы-ска-зы-ва-ния рас-суж-де-ни-я-ми об-ще-го ха-рак-те-ра («до-маш-ней за-го-тов-кой»), не от-ра-жа-ю-щи-ми спе-ци-фи-ки пред-ло-жен-но-го вы-ска-зы-ва-ния; пря-мой пе-ре-сказ, пе-ре-фра-зи-ро-ва-ние при-ведённого вы-ска-зы-ва-ния или по-сле-до-ва-тель-ное объ-яс-не-ние каж-до-го слова в вы-ска-зы-ва-нии без объ-яс-не-ния смыс-ла вы-ска-зы-ва-ния в целом.

2.2. Не-об-хо-ди-мо на тео-ре-ти-че-ском уров-не рас-крыть каж-дый ас-пект ос-нов-ной идеи или идей ав-тор-ско-го вы-ска-зы-ва-ния. Не-об-хо-ди-мые эле-мен-ты:

2.2.1. Ис-поль-зо-ва-ние клю-че-вых для ос-нов-ной идеи или идей вы-ска-зы-ва-ния об-ще-ство-вед-че-ских по-ня-тий , их объ-яс-не-ние, а также тео-ре-ти-че-ских по-ло-же-ний, рас-кры-ва-ю-щих идею или идеи вы-ска-зы-ва-ния. Важно , чтобы они со-от-вет-ство-ва-ли раз-де-лу об-ще-ст-во-зна-ния, в ко-то-ром дано вы-ска-зы-ва-ние. (К2, макс. 2 балла).

2.2.2. В кон-тек-сте хотя бы одной вы-де-лен-ной идеи с опо-рой на кор-рект-ное(-ые) объ-яс-не-ние(-я) клю-че-во-го(-ых) по-ня-тия(-й), тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния при-ве-де-ны свя-зан-ные между собой по-сле-до-ва-тель-ные и не-про-ти-во-ре-чи-вые рас-суж-де-ния, на ос-но-ве ко-то-рых сфор-му-ли-ро-ван обос-но-ван-ный и до-сто-вер-ный с точки зре-ния на-уч-но-го об-ще-ст-во-зна-ния вывод (К3, макс. 1 балл).

2.3. Не-об-хо-ди-мо при-ве-сти не менее двух при-ме-ров из раз-ных сфер , ко-то-рые будут под-креп-лять тео-ре-ти-че-скую ар-гу-мен-та-цию. (К4, макс 2 балла) Не-об-хо-ди-мые эле-мен-ты:

2.3.1. Ис-поль-зо-вать при-ме-ры из раз-ных ис-точ-ни-ков . В ка-че-стве ис-точ-ни-ков могут ис-поль-зо-вать-ся факты об-ще-ствен-ной жизни (в том числе по со-об-ще-ни-ям СМИ), лич-но-го со-ци-аль-но-го опыта (вклю-чая в том числе про-чи-тан-ные книги, про-смот-рен-ные ки-но-филь-мы), ма-те-ри-а-лы учеб-ных пред-ме-тов (ис-то-рии, гео-гра-фии и др.). При-ме-ры из раз-ных учеб-ных пред-ме-тов рас-смат-ри-ва-ют-ся в ка-че-стве при-ме-ров из раз-лич-ных ис-точ-ни-ков.

2.3.2. Каж-дый при-мер дол-жен на прак-ти-ке от-ра-жать тео-ре-ти-че-ские по-ло-же-ния ар-гу-мен-тов.

3. При на-пи-са-нии мини-со-чи-не-ния, важно пом-нить:

3.1. В струк-ту-ре не-об-хо-ди-мо из-бе-гать внут-рен-ней про-ти-во-ре-чи-во-сти.

3.2. Каж-дая часть долж-на ор-га-ни-че-ски вхо-дить в струк-ту-ру мини-со-чи-не-ния (ар-гу-мен-та-ция со-от-вет-ству-ет ас-пек-там про-бле-мы, обо-зна-чен-ным в объ-яс-не-нии вы-ска-зы-ва-ния, а фак-ти-че-ские при-ме-ры ил-лю-стри-ру-ют тео-ре-ти-че-ские ар-гу-мен-ты).

3.3. Не-об-хо-ди-мо из-бе-гать обы-ден-но-го языка.

3.4. Не-об-хо-ди-мо из-бе-гать гру-бых грам-ма-ти-че-ских оши-бок, осо-бен-но, в об-ще-ство-вед-че-ской и иной пред-мет-ной тер-ми-но-ло-гии.

3.5. На-ли-чие оши-боч-ных, с точки зре-ния на-уч-но-го об-ще-ст-во-зна-ния, а также смыс-ло-вых и фак-ти-че-ских оши-бок ведет к сни-же-нию бал-лов по К2 и/или К4, в за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра ошиб-ки.

Общее число участников основного дня основного периода ЕГЭ в 2018 г. превысило 327 тыс. человек, что, как и в предыдущие годы, составило более половины от общего числа участников ЕГЭ. Обществознание - наиболее массовый экзамен, сдаваемый по выбору выпускников, что обусловило крайнюю неоднородность уровня подготовки контингента участников экзамена. Востребованность результатов экзамена для поступления на обучение по широкому спектру специальностей связана с тем, что экзамен включает в себя проверку основ социально-философских, экономических, социологических и правовых знаний и предусматривает высокие требования к уровню подготовки выпускников (даже к достижению минимального балла предъявляется высокий уровень требований).

В целом доля участников, не преодолевших минимального балла, в 2018 г. увеличилась в сравнении с 2017 г. и составила 17,4% (в 2017 г. - 13,8%; в 2016 г. - 17,6%).

Число стобалльников в 2018 г. повысилось в сравнении с 2017 г.: 198 против 142. Рост в 2018 г. доли стобалльников до 0,06% (в 2017 г. - 0,04%) и высокобалльников до 7,4% (в 2017 г. - 4,5%) может быть обусловлен дальнейшим распространением практики дифференцированной подготовки выпускников с учетом их индивидуального уровня сформированности системы знаний и умений, а также отмеченным выше усовершенствованием системы оценивания ряда заданий и реализацией системы мер по повышению качества работы предметных комиссий субъектов РФ.

Более подробные аналитические и методические материалы ЕГЭ 2018 года доступны по ссылке .

На нашем сайте представлены больше 3800 заданий для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2018 году. Общий план экзаменационной работы представлен ниже.

ПЛАН ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2019 ГОДА

Обозначение уровня сложности задания: Б - базовый, П - повышенный, В - высокий.


Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Задание 1. Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц)
Задание 2. Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне)
Задание 3. Знать и понимать: биосоциальную сущность человека; основные этапы и факторы социализации личности; место и роль человека в системе общественных отношений; закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; основные социальные институты и процессы; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания (соотнесение видовых понятий с родовыми)
Задание 4.
Задание 5.
Задание 6.
Задание 7. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 8. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 9. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задание 10. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок)
Задание 11. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 12. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма)
Задание 13. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 14. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 15. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задание 16. Характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ
Задание 17. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
Задание 18. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
Задание 19. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Задание 20. Систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту)
Задание 21. Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию
Задание 22. Осуществлять поиск социальной информации; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов
Задание 23. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
Задание 24. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов.
Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
Задание 25. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы (задание на раскрытие смысла понятия, использование понятия в заданном контексте)
Задание 26. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук (задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах)
Задание 27. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам (задание-задача)
Задание 28. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу (задание на составление плана доклада по определенной теме)
Задание 29. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности. Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам

Соответствие между минимальными первичными баллами и минимальными тестовыми баллами 2019 года. Распоряжение о внесении изменений в приложение № 1 к распоряжению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. .

ОФИЦИАЛЬНАЯ ШКАЛА 2019 ГОДА

ПОРОГОВЫЙ БАЛЛ
Распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. ПОРОГ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: 22 первичных баллов (42 тестовых балла).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БЛАНКИ
Скачать бланки в высоком качестве можно по ссылке .

ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ЭКЗАМЕН

На данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов не предусмотрено.

Авторы заданий для подготовки к ЕГЭ: М. Ю. Брандт, О. В. Кишенкова, Г. Э. Королева, Е. С. Королькова, О. А. Котова, А. Ю. Лазебникова, Т. Е. Лискова, Е. Л. Рутковская, и др.; материалы сайта http://ege.yandex.ru.



Публикации по теме