Оао "мурманский траловый флот". Мурманский траловый флот Пао мурманский траловый флот

19 марта 1920 г. - официальная дата рождения тралового флота. В этот день 12 судов тральщиков ранее принадлежащих царскому правительству и с 1919 года находящиеся в арендном пользовании для промысловых работ у рыбопромышленной фирмы "Беззубиков" (6 траулеров) и промысловой секции Центросоюза (6 траулеров) были переданы в распоряжение Беломорского управления рыбо-звериными промыслами, порт базирования город Архангельск.
29 июня 1920 г. - историческое начало "летоисчисления" Мурманского тралового флота (см. А.А.Киселёв, А.И.Краснобаев "История Мурманского тралового флота", 1973г., Мурманское книжное издательство), именно в этот день из Архангельска впервые под флагом РСФСР вышел в первый промысловый рейс траулер Т-30. Маленькие тральщики грузоподъемностью всего 100 тонн имели паровую машину мощностью 300 л.с., экипаж состоял из 20-22 человек. Рейс продолжался 10-12 суток, на большее не хватало угля. Оттертрал поднимали в основном руками. Эти 12 тральщиков добыли в 1920 г. 17 тысяч центнеров рыбы.
К концу 1925 г. Мурманский траловый флот 17 промысловыми судами, построенными 15-20 лет назад, добыл свыше 120 тысяч центнеров рыбы. Промысел рыбы производился только в летний период и по его окончании тральщики до весны отстаивались в Архангельске или на побережье Мурмана. Для возможности ведения круглогодичного промысла рыбы в Баренцевом море с 1926 г. все промысловые суда были переведены из Архангельска в Мурманск.
С 1928 г. рыбная продукция тралового флота стала направляться на экспорт. Ежегодно 15-20 тысяч центнеров клипфиска отгружалось в Италию, Грецию, Англию и Египет. В Германию и Голландию в год шло до 19 тысяч центнеров рыбной муки, страны Востока охотно покупали рыбий жир.
К 1935 г. в траловом флоте насчитывалось уже 68 единиц судов, из которых 37 судов немецкой постройки (1927-31 гг), 21 судно постройки Северной судостроительной верфи г.Ленинграда (с 1932 г.), 2 траулера довоенной постройки, 8 судов прибыли с Дальнего Востока. Траулеры становятся не только рыбодобывающими судами, но и рыбообрабатывающими, суда оборудуются рыбомучными установками и оборудованием для производства консервов.
С момента создания тралового флота от 12 траулеров в 1920 г. флот вырос до 68 в 1934 г., от улова в 17 тыс. центнеров в 1920г. - к улову в 901 тыс. центнеров в 1934 г. Основные объекты промысла: тресковые породы и сельдь.
Одновременно росла и развивалась береговая база обслуживания траулеров: судоверфь, рыбообрабатывающий комбинат, тралово-такелажная мастерская, причальная линия. В апреле 1937 г. вступил в строй радиоцентр Мурманского тралового флота. В годы Великой Отечественной войны суда оставшиеся в траловом флоте продолжали вести промысел рыбы в Баренцевом море и принимали участие в боевых действиях.
С появлением на судах консервных цехов, Мурманский траловый флот начал выпускать особо ценный продукт - консервы из тресковой печени «Печень трески натуральная». Ранее печень трески использовали только для выработки технического рыбного жира. Выпуск консервов из тресковой печени на один траулер за год составлял от 3000 банок в 1937 г. до 30000 банок в 1944 г.
В период 1946-1950 г.г. флот пополняется, главным образом, крупными судами имеющими возможность выхода в Северную Атлантику. Суда оборудуются гирокомпасами, эхолотами, радиопеленгаторами и другим оборудованием. Год за годом Мурманский траловый флот приближался к уровню 1937 г., когда был достигнут максимальный годовой вылов рыбы - 2162 тыс. центнеров, и в 1951 г. этот рубеж был перейден, добыча составила 2194,4 тыс. центнеров.
Основными районами промысла были: Мурманское мелководье, Северо-западные центральные районы, Гусиная банка, Демидовская банка, районы острова Медвежий, Рыбачья банка, Мурманская банка, Норвежский желоб, Кильдинская банка. Основные объекты промысла: треска, пикша, сельдь, морской окунь, зубатка, мойва, камбала.
В 1950-52 гг. траловый флот пополнился 5 большими рыболовными траулерами (БТР) типа "Кремль" бельгийской постройки с мощностью двигателя 1080 л.с., автономностью 90 суток и паровыми судами бортового траления, польской постройки, с главной машиной мощностью от 800 до 1290 л.с.. В 1955 г. в Мурманский траловый флот поступил первый БМРТ типа "Пушкин" постройки ФРГ. Это океаническое судно водоизмещением 3700 тонн с мощностью главного двигателя 1900 л.с. имело скорость 13 узлов, было оборудовано рефрижераторными установками, филетировочными машинами, современными электрорадионавигационными приборами.
1959 г. - Мурманский траловый флот имел в своем составе 23 БМРТ, 5 БРТ, 11 дизельных РТ типа "Пионер", 17 РТ типа "Муром", 179 угольных РТ - всего 235 промысловых судов из 409 судов находящихся в Мурманской области. Кроме того, у тралфлота было 5 судов перспективной разведки, 3 учебных траулера, 2 плавбазы, 8 плавучих маяков. В траловом флоте работало 13264 человека. Вылов рыбы на одного работника составлял 318 центнеров. С 1961 г. в траловый флот стали поступать из Дании новые производственные рефрижераторы, предназначенны

Логотип Мурманского тралового флота

МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ , (МТФ), с 1993 ОАО. Самое крупное рыболовное предприятие на Северо‑Западе России.
Приказом Архангельского губревкома 19.03.1920 были национализированы и переданы Беломорскому управлению рыбо-звериными промыслами Архобластьрыбы 12 траулеров, ранее принадлежавших промысловой секции Центрсоюза и рыбопромышленной фирме «Беззубиков». Этот день стал официальной датой рождения советского тралового флота. Однако фактическое рождение флота произошло 29.06.1920 , когда в первый рейс из Архангельска вышел рыболовный траулер РТ‑30 «Лучинский» (капитан М. А. Викман), а вслед за ним покинули порт РТ‑39 (капитан Ф. М. Михов) и РТ‑20 (капитан С. Д. Копытов).
Основные районы тралового промысла в начале 1920‑х гг. располагались у п‑ова Канин и на Кильдинской банке, освоение Мурманского мелководья и Южно‑Центрального района Баренцева моря началось позже. Первые годы тралфлот работал сезонно: суда выходили из Архангельска лишь после того, как Горло Белого моря очищалось ото льда; на зимовку траулеры собирались в устье р. Северная Двина . После создания весной 1924 Севгосрыбтреста , по инициативе его управляющего И. А. Мурашова, в конце года в Мурманск были перебазированы 6 траулеров. Осенью 1926 тралфлот переведен из Архангельска в Мурманск полностью. Промысел рыбы в Баренцевом море стал круглогодичным. Число рейсов в 1927 по сравнению с 1925 выросло на 27%, уловы - в полтора раза. 07.11.1927 вступила в строй Мурманская тралбаза. В 1928 МТФ насчитывал - 19, в 1932 - 52 рыболовных траулера (из них 17 закуплено в Германии). С 1932 на флот начали поступать траулеры отечественной постройки (первый траулер РТ‑58 «Спартак»). Добыча рыбы составляла: в 1928 - 336 тыс. ц, в 1932 - 780 тыс. ц, в 1935 - 985 тыс. ц. На один РТ приходилось: в 1932 - 15,1 тыс. ц добытой рыбы, в 1936 - 32 тыс. ц. Первая рефрижераторная плавбаза, принимавшая и заморажившая рыбу в море появилась на Мурмане в 1935 («Пищевая индустрия»). За освоение новых районов лова, применение новых приемов добычи правительственных наград в предвоенные годы были удостоены капитаны Д. А. Бурков, А. А. Егоров , С. Д. Копытов, А. П. Новожилов, А. И. Стрельбицкий , Г. Г. Тисленко и др.
В декабре 1939 часть судов МТФ была включена в состав СФ и приняла участие в советско-финляндской войне . В соответствии с постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 06.11.1941 МТФ на время войны военизирован: на рыболовных и транспортных судах устанавливались пушки и пулеметы, создавался запас глубинных бомб, рыбаки считались мобилизованными, проходили военно-морскую подготовку. Бо́льшая часть судов была передана в состав СФ и переоборудована в тральщики (ТЩ) и сторожевые корабли (СКР), траулеры получили новые имена: «Гром», «Муссон», «Бриз», «Пассат», «Туман», «Прилив», «Шквал» и др. Многие из бывших рыболовных судов отличились в ходе войны, в том числе СКР‑12 «Туман » (РТ‑10 «Лебедка»), СКР‑22 «Пассат » (РТ‑102 «Валерий Чкалов»), СКР‑25 «Бриз » (РТ‑64 «Северный полюс»). МТФ потерял в боевых сражениях более 20 судов. Бывший штурман тралфлота А. О. Шабалин , командир торпедного катера, стал дважды Героем Советского Союза, матрос тралового флота, морской десантник И. М. Сивко был также удостоен звания Героя.
Вылов рыбы, столь необходимой армии, флоту, тылу, продолжался и в военные годы, но в других условиях (ночью, в темноте, без радиосвязи, в новых - менее опасных - районах). За 1943–1945 МТФ дал стране 850 тыс. ц рыбы, 3,6 млн банок консервов. За трудовую доблесть в годы войны 48 рыбаков были удостоены орденов и медалей.
В послевоенные годы шло восстановление технической и береговой базы, осваивались новые районы лова. В 1947 флотом было добыто 1810 тыс. ц. рыбы. В 1950 большая группа рыбаков получила правительственные награды. Ордена Ленина были удостоены 30 человек (среди них: К. Л. Бурков , А. А. Егоров, А. Я. Маклаков). С 1955 начали поступать траулеры нового типа - траулеры-заводы (БМРТ). В 1959 уже имелось 23 БМРТ, кроме этого в состав МТФ входили 5 больших рыболовных траулеров, 11 дизельных РТ типа «Пионер», 17 РТ типа «Муром», 179 РТ, работающих на угле, 2 плавбазы, 3 учебных траулера, 5 судов перспективной разведки. В МТФ работало 13 264 человека. МТФ стал самым мощным на Северном бассейне по числу плавединиц, рыбацкому штату и объему рыбодобычи.
С 1956 флот работал в дальних районах Атлантики, у берегов США и Канады. Достижения мурманских рыбаков были отмечены присуждением звания Героя Социалистического труда: в 1960 была награждена капитан В. Я. Орликова , в 1963 капитаны А. Я. Маклаков, П. Ф. Телов , Д. И. Шайтанов , старший механик В. А. Попов , старший мастер по добыче рыбы П. И. Городилов , в 1966 капитан П. П. Решетов .
Появление в 1970‑х крупнотоннажных судов, высокотехничных кошельковых неводов, применение разноглубинного и донного лова позволило значительно увеличить вылов рыбы. 08.01.1975 МТФ был награжден орденом Октябрьской революции.
В 1978 на базе МТФ образовано управление Северной промысловой разведки и научно-исследовательского флота Северного бассейна, которое имело более 50 судов различного типа с самой современной аппаратурой и оборудованием. Флот начал пополняться новыми судами типа «Горизонт», с 1988 типа «Моонзунд». МТФ - родоначальник многих начинаний на Северном бассейне: подмена экипажей в море, контейнерный метод снабжения судов, новая система технического обслуживания судов и др. В 1970–80‑х за профессионализм звания Героя Социалистического труда удостоены И. Т. Шаньков , В. Т. Козлов , К. М. Мошников , орденом Ленина награждены 12 работников.
Промысловые рекорды МТФ в послевоенный период:
1950 г. РТ «Сёмга» (капитан Корехов П. П.) - годовой улов 62 тыс. ц.; 1955 г. БРТ «Сталинград» (кап. Калинич Г. А.) - 86 тыс. ц.; 1956 г. БМРТ «Некрасов» (кап. Елфимов Н. К.) - 98 тыс. ц.; 1965 г. БМРТ «Гоголь» (кап. Шаньков И. Т.) - 123 тыс. ц.; 1967 г. ПРТ «Перемышль» (кап. Елфимов Н. К.) - 157 тыс. ц.; 1984 г. БАТ «Маршал Еременко» (кап. Гуцкалов Н. И.) - более 200 тыс. ц.
В 1992 финансировал строительство и оборудование больницы «Севрыба».
В 1993 акционирован, но остался крупнейшим на Мурмане и сохранил свое присутствие практически во всех районах Мирового океана. С 1999 - Союз рыбохозяйственных организаций «Консорциум Мурманский траловый флот», в состав которого входят ОАО «Мурманский траловый флот», ЗАО «МТФ‑1», «МТФ‑2», «МТФ‑3», «МТФ‑4», Мурманский губернский флот (3 промысловых судна).
В 2006 общая численность работающих - около 3,5 тыс. человек, 32 промысловых суда, 3 вспомогательных. За год вылавливает 298 тыс. т рыбы, из которой производит 262 тыс. т рыбной продукции: 253,6 тыс. т мороженной рыбы, 6,4 тыс. т рыбной муки, 0,5 тыс. т рыбьего жира, 5,6 млн физических банок консервов (выпускает пресервно-консервный цех «Кильдин» с 2002) - всего на сумму 215 млн долларов в год. При этом 62,5% продукции идет на экспорт, 37,5% в Россию. Оказывает благотворительность ветеранам флота, воинским частям, православным монастырям. Участвует в городской программе «Дешёвая рыба». Награжден многочисленными наградами и призами, лауреат многих конкурсов качества продукции. Президент консорциума Ю. Б. Прутков .
У центрального оффиса МТФ в Мурманске (здание бывшего Дома междурейсового отдыха моряков, 1933) 09.05.1975 открыт обелиск рыбакам и кораблям, погибшим при защите Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны (стилизованный столб морской воды, взметенной к небу взрывом).
С 2012 - в собственности рыбопромышленного холдинга «Карат».
Главная проблема мурманских рыбодобытчиков в последние два десятилетия - отсутствие в России осознанной и стабильной политики в рыбной отрасли (как следствие, вылов рыбы на Мурмане с 1990-х гг. сократился вдвое, доля рыбохозяйственного комплекса в Мурманской области снизилась с 30% до 8%).

Лит.: Бабаян К. Е. Рыбацкая доблесть. - Мурманск, 1968. С. 73–126; Киселев А. А., Краснобаев А. И. История Мурманского тралового флота (1920–1970). - Мурманск, 1973; Березюк И. История Мурманского тралового флота: Хроника. 1971–2000 годы. - Петрозаводск, 2000; Золотые страницы Мурманска. - Мурманск, 2006; Георги В. С. Тралфлот. - Херсон, 2014.

«Мурманский траловый флот» – одно из крупнейших рыбопромысловых предприятий страны, положивших начало отечественному промышленному рыболовству на Севере. На его основе были созданы многие компании Севера, среди них: рыбокомбинат, рыбный порт, фабрика орудий лова, «Мурмансельдь», «Севрыбхолодфлот», совхоз «Арктика».

Приказом за № 51 Архангельского губернского революционного комитета от 19 марта 1920 года было создано государственное управление рыбными промыслами. Первая и единственная тогда в Советской России траловая флотилия получила двенадцать национализированных судов. Датой фактического рождения флота считается 29 июня того же года, когда траулер РТ-30 под командованием капитана Микеля Андреевича Викмана вышел в свой первый промысловый рейс. Флот базировался в Архангельске и работал от весны до осени. Управление возглавлял В. Д. Некрасов, под его началом осваивались Мурманское мелководье и южно-центральный район Баренцева моря.

Весной 1924 года рыбные промыслы Севера реорганизовали, на основе Архангельского и Мурманского управлений был создан Северный государственный рыбный трест, к руководству которым приступил И. А. Мурашов. Через год в Мурманске уже базировалось 17 промысловых судов. Траловым флотом было добыто свыше 120 тысяч центнеров рыбы, мурманские рыбаки начали массовую поставку рыбьего жира на государственный рынок.

Летом 1926 года, по решению советского правительства, в Мурманске началось сооружение траловой базы, которая впоследствии позволила вести работы круглогодично. Капитаны судов Севгосрыбтреста открывали новые отдаленные районы промысла, чему способствовала покупка в Германии для рыбаков Мурманска семнадцати крупных и мощных траулеров. База постепенно обустраивалась, начал работать филетировочный завод, возводились здания посолочного завода, судоремонтного завода, механической мастерской, электростанции, холодильника.

Севгосрыбтрест просуществовал до августа 1931 года, после этого он был разделен на две организации: Мурманский государственный рыбопромышленный трест и Северный траловый трест. На последний возлагалось развитие тралового лова в открытой части Баренцева моря.

Вскоре в Мурманск пришел первый траулер отечественной постройки, который по своим промысловым качествам и простоте конструкций стал одним из лучших в мире. Растущие объемы производства подтверждают цифры: в 1932 году за границу было отправлено 20 тысяч центнеров клипфикса, в 1933 году 54 промысловых судна тралфлота добыли свыше 542 тысяч центнеров рыбы. В 1935 году в Мурманск прибыла первая рефрижераторная плавбаза «Пищевая индустрия», которая могла принимать и морозить в море до 100 тонн рыбы в сутки.

Вторая половина 30-х годов отмечена многими важными для коллектива событиями. Траловый флот начал осваивать промысел сельди, предприятие приступило к строительству комбината кормовой муки и технических жиров. Активно решались социальные вопросы. Рыбаки получили первый восьмиквартирный жилой дом, вступил в строй Дворец культуры им. С.М. Кирова, а в 1940 году был сдан в эксплуатацию дом междурейсового отдыха моряков.

Пополнение флота новыми судами, открытие новых промысловых районов, наличие двух плавучих рыбзаводов и совершенствование береговой базы способствовали значительному росту производственных результатов. За 1940 год траловый флот добыл 1 625 тысяч центнеров рыбы.

В предвоенные годы Кольский полуостров уже имел мощную промышленность, обновленный железнодорожный транспорт, расширенные хорошо оборудованные порты. Траловый флот за десятилетие в десятки раз увеличил добычу и давал стране свежую рыбу, сельдь чанового посола, клипфиск, голландский пласт, рыбную муку, жир, свежую тресковую печень, консервы, граксу. Значительно увеличилась поставка рыбопродукции на экспорт. 20 тысяч центнеров клипфикса и 19 тысяч центнеров рыбной муки ежегодно поставлялись на рынки Италии, Греции, Англии, Германии.

Особо отличились в те годы команды РТ-29 «Киров», РТ-45 «Двина», РТ-71 «Москва». РТ-54 «Судак» в 1940 году присвоено звание «Лучший рыболовный траулер СССР». Правительственных наград были удостоены известные капитаны – Дмитрий Афанасьевич Бурков, Александр Александрович Егоров, Степан Дмитриевич Копытов, Андрей Петрович Новожилов, Андрей Иосифович Стрельбицкий, Георгий Герасимович Тисленко и другие.

В 1941 году Мурманский траловый флот, в котором было в общей сложности более 70 судов, планировал выловить 2 020 центнеров рыбы.

В первые дни Великой Отечественной войны 18 траулеров, 3 больших приемотранспортных судна и вспомогательный флот были передислоцированы из Мурманска в Архангельск. За две недели из 35 траулеров, оставшихся в Мурманске, 30 были переданы Северному флоту вместе с судовыми экипажами. Эти суда срочно вооружались, команды осваивали военные специальности. Всего из тралового флота было мобилизовано 46 траулеров. По словам командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко, они оказывали неоценимую помощь: уничтожали минные поля противника, несли дозорную службу, высаживали десанты, конвоировали транспортные суда с военными грузами. Траулеры не только участвовали в военных действиях, но и продолжали добычу рыбы.

Подвиги экипажей рыболовных судов в период Великой Отечественной войны, имена прославленных защитников Заполярья – знают и помнят мурманчане.

Дозорный корабль «Пассат» (РТ-102) с командиром В. Л. Окуневичем, 13 июля 1941года вступил в бой с тремя эсминцами противника и погиб. При конвоировании двух транспортов в Иоканьгу экипаж СКР «Пассат» пытался противостоять целому отряду гитлеровских военных кораблей. В живых остались двое – Борис Моцаль и Мефодий Трофименко. До войны СКР «Пассат» назывался РТ-102 «Валерий Чкалов».

Моряки сторожевого корабля «Туман», под командованием Л. А. Шестакова, 10 августа 1941 года, находясь в дозоре в районе острова Кильдин, приняли неравный бой с тремя эскадренными миноносцами. Экипаж не спустил перед врагом флага и выполнил свой долг до конца, повторив подвиг легендарного «Варяга». До войны СКР «Туман» входил в состав тралового флота под названием РТ-10 «Лебедка».

24 ноября 1941 года сторожевой корабль «Бриз» – бывший РТ-64 «Северный полюс» – протаранил и уничтожил подводную лодку противника. Командир корабля В.А. Киреев до начала Великой Отечественной войны был одним из самых опытных капитанов тралового флота.

В рядах защитников Заполярья были многие работники рыбной промышленности Севера. За боевые подвиги звания Героя Советского Союза был удостоен Иван Михайлович Сивко – матрос тралового флота, служивший в морском десанте и уничтоживший десятки гитлеровцев. Дважды Героем Советского Союза стал бывший штурман тралфлота – Александр Осипович Шабалин. В годы войны он – один из лучших командиров торпедных катеров – совершил более двухсот морских походов, потопил семь немецких кораблей.

В боевых сражениях Мурманский траловый флот потерял более 20 своих судов.

В сентябре 1941 года было принято решение возобновить лов рыбы, продукция была необходима для армии, флота и тружеников тыла. Промышляли только ночью, в полной темноте, без радиосвязи, в новых, малознакомых промысловых районах. Работали по 16-18 часов в сутки.

В начале 1942 года на базе тралфлота, «Мурзверрыбпрома» была создана Мурманская база военизированного тралового флота, организовано обучение всех рыбаков военным профессиям. За три последующих военных года флот дал стране 850 тысяч центнеров рыбы, 7,5 тысячи центнеров рыбьего жира, 3,6 миллиона банок консервов. В ноябре 1943 года коллективу Мурманского тралового флота за трудовые успехи было вручено Красное знамя Государственного Комитета обороны. За трудовые подвиги в годы войны 48 рыбаков тралфлотовцев были удостоены орденов и медалей.

С 1937 по 1945-й начальником тралфлота был прославленный капитан – Георгий Герасимович Тисленко.

В мае 1944 года на флоте возродилось движение «тридцатитысячников», инициатором которого выступил РТ «Арбек» под командованием капитана В. В. Падорина. Этот почин поддержали все экипажи. Лучшими по итогам добычи рыбы были признаны четыре мурманских траулера: РТ-2 «Ерш» (капитан В. Н. Буряк), РТ-52 «Сом» (капитан К. П. Хохлин), РТ-69 «Иртыш» (капитан А. А. Егоров) и РТ-23 «Чайка» (капитан М. В. Титов).

После окончания Великой Отечественной войны траловый флот осваивал новые районы промысла, готовил кадры, восстанавливал свою техническую и береговую базу. В 1947 году траловым флотом было добыто 1 810 тысяч центнеров рыбы. После внедрения системы хозрасчета в 1949-м результаты устойчиво наращивались. В декабре 1950 года большая группа рыбаков была награждена орденами и медалями СССР. Ордена Ленина удостоены 30 человек, в их числе – Константин Лаврентьевич Бурков, Александр Александрович Егоров, Андрей Яковлевич Маклаков; ордена Трудового Красного Знамени – Павел Ильич Баев и Павел Петрович Корехов. Улицы города сейчас носят имена многих прославленных капитанов.

В 1955 году флот пополнился первым промысловым траулером нового типа – БМРТ-250 «Пушкин». Это был траулер-завод, способный выполнять полный комплекс рыбопромышленного производства, начиная с поиска рыбы и заканчивая выработкой готовой продукции. К началу 1959 года Мурманский траловый флот имел в своем составе 23 БМРТ, 5 больших рыболовных траулеров, 11 дизельных рыболовных траулеров типа «Пионер», 17 рыболовных траулеров типа «Муром» и 179 рыболовных траулеров, работающих на угле. Кроме того, в его составе было 5 судов перспективной разведки, 3 учебных траулера, 2 плавбазы. В тралфлоте работало 13 264 человека.

С 1945 по 1961 год тралфлотом руководили А. И. Стрельбицкий, В. А. Киреев, В. М. Маевский, В. И. Закурдаев, Д. Я. Калюгин, А. Т. Сидоренко, Г. В. Сачков, А. И. Филиппов.

С 1956 года рыбаки начали работать в дальних районах Атлантического океана, у берегов Канады и США. В 1963 году на флот прибыл новый производственный рефрижератор «Витус Беринг». Мощная энергетическая установка судна, его высокопроизводительные конвейерные линии позволяли вырабатывать до 50 тонн свежемороженой продукции в сутки, в трюмах помещалось 1 600 тонн рыбы.

13 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета СССР удостоил звания Героя Социалистического Труда следующих работников тралового флота: капитана РТ-26 «Треска» – Андрея Яковлевича Маклакова, капитан-директора БМРТ-257 «Салтыков-Щедрин» – Прокопия Федоровича Телова, капитана РТ-221 «Перекоп» – Дмитрия Ивановича Шайтанова, механика траулера «Воткинск» – Василия Александровича Попова, старшего мастера по добыче рыбы БМРТ «Хабаровск» – Павла Ивановича Городилова.

За успехи, достигнутые в соревновании, посвященном 50-летию Великого Октября, Мурманский траловый флот был награжден Памятным знаменем ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС.

За 1966-1970 годы в рыбную промышленность СССР были вложены миллиарды рублей, 70 % из общей суммы пошло на строительство крупнотоннажных рыболовных судов. На СРТ-р и СРТ-м устанавливались высокотехничные кошельковые невода. Новое оборудование дало возможность осваивать в районах Тихого и Атлантического океанов промысел сельди, скумбрии, ставриды, сардины, мойвы и других видов. На крупнотоннажных судах стал широко применяться разноглубинный лов. Все это позволило значительно увеличить вылов рыбы.

По итогам работы 1973 года Мурманскому траловому флоту вручено Красное знамя ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС.

В Траловый флот поступил первый траулер типа «Баренцево море». Это судно по промысловой и энергетической оснащенности не уступало лучшим мировым образцам. На нем впервые в отечественном судостроении была осуществлена промысловая схема «Дубль». Промысловое устройство и энерговооруженность траулера позволяли работать с донными и разноглубинными тралами.

1975 год вписан в историю Северного бассейна золотыми буквами: старейшее рыбодобывающее предприятие страны – Мурманский траловый флот – стало орденоносным. 8 января был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Мурманского тралового флота орденом Октябрьской Революции, за большой вклад в развитие промышленного рыболовства, достижение высокой эффективности использования флота, успешное выполнение государственных планов и принятых социалистических обязательств по увеличению вылова рыбы и выпуска рыбной продукции. Тридцатилетие Великой Победы коллектив ознаменовал открытием памятника рыбакам-тралфлотовцам, погибшим во время Второй мировой войны.

В январе 1978 года на базе тралового флота было образовано управление Северной промысловой разведки и научно-исследовательского флота Северного бассейна (СРПР). Управление имело более 50 судов различного типа: от рыболовных сейнеров до крупнотоннажных многоцелевых траулеров с неограниченным районом плавания. Все они были оснащены приборами спутниковой навигации, современной гидроакустической аппаратурой, оборудованы научными лабораториями.

На флот стали поступать новые суда типа «Горизонт». Постановлением Совета Министров РСФСР супертраулеру проекта 1 386 строительный номер 58, поступившему на баланс Мурманского тралового флота в 1978 году, было присвоено имя «Капитан Маклаков». Ранее, по ходатайству Мурманского обкома КПСС, траулер типа «Горизонт», построенный в Николаеве для Мурманского тралового флота, был назван «Генерал Родимцев». Генерал-полковник Александр Иванович Родимцев, дважды Герой Советского Союза, во время Великой Отечественной войны командовал 13-й гвардейской стрелковой дивизией. Этот супертраулер принял капитан Ю. Б. Прутков.

Флот пополнялся современными судами, в коллективе шел активный процесс, направленный на поиск новых форм организации труда, вырабатывались передовые методы технического обслуживания. Метод подмены экипажей в море, получивший название «Северный вариант», был выдвинут на соискание Государственной премии. Родоначальником этого и многих других начинаний на бассейне явился именно Мурманский траловый флот. Его специалисты предложили внедрение крупноячейных и канатных тралов, контейнерный метод снабжения судов, продление сроков плавания между ремонтами, перевод эксплуатации промысловых судов на новую систему технического обслуживания. Коллектив всегда отличался творческим отношением к делу, его профессионалы получали за это заслуженные награды. За период с 1970 по 1980 год звания Героя Социалистического Труда удостоены капитан Иван Тимофеевич Шаньков, старший мастер по добыче рыбы Василий Тихонович Козлов, старший мастер по добыче рыбы Константин Матвеевич Мошников, орденом Ленина награждены 12 работников предприятия.

Мурманский траловый флот разработал и внедрил комплекс мероприятий, обеспечивающих десятилетний цикл эксплуатации судов типов БАТ и ПСТ без среднего заводского ремонта. Им внедрены и другие прогрессивные методы ремонта судов на судоверфи с участием экипажей и специальных, созданных судовладельцами ремонтных бригад. Здесь получила широкое распространение практика проведения ремонта крупнотоннажных судов ремонтно-подменными командами на рейдах иностранных портов.

В 1986 году отрасль перешла на новые формы хозяйствования. Оценочными, главными показателями стали товарная продукция и прибыль. Обеспечивали успех, как всегда, опытные кадры, которые нуждались в регулярном пополнении. Траловый флот первым решил провести эксперимент: выпускников морских училищ, не набравших необходимого плавценза для получения диплома штурмана, направлять в море не матросами, а стажерами судоводителей. Результат превзошел все ожидания.

Хозрасчет, самофинансирование и самоокупаемость стали основными ориентирами предприятия. В 1988 году на флот прибыл первый РТМК-с типа «Моонзунд» – «Александр Косарев». Длина этого судна 108,2 метра, ширина 19 метров, мощность главной силовой установки 5 296 кВт. Производственная мощность судна позволяла заморозить 63 тонны рыбы в сутки, изготавливать 50 тысяч консервов, выпускать 12–15 тонн рыбной муки.

1992 год – период испытания на прочность предприятий России, год акционирования и перехода на рыночные отношения. Возглавил флот в это наитруднейшее для коллектива время Юрий Борисович Прутков. Опыт и настойчивость этого заслуженного человека помогли сохранить флот.

В 1993 году Мурманский траловый флот получил свидетельство о передаче федеральной собственности акционерному обществу. Несмотря на сложности и проблемы, предприятие не имело задолженностей по бюджетам, продолжало осуществлять социальные программы. Еще в начале восьмидесятых годов Мурманский траловый флот построил новый дом междурейсового отдыха моряков на 830 мест. Неоценимый подарок в виде современнейшей больницы на 600 коек преподнес траловый флот жителям города в 1992 году, осуществляя финансирование строительства и оборудования больницы «Севрыба».

В 1995 году траловый флот, на фоне общероссийского кризиса, отработал с прибылью, оказал существенную материальную поддержку больнице «Севрыба», ветеранам, школам города, детским домам и приютам.

В 1996–1997 годах Европейская ассоциация – координатор проекта «Партнерство ради прогресса» дважды приглашала Ю. Б. Пруткова в Париж для вручения приза «Золотой Меркурий», ежегодно присуждаемого предприятиям за наилучшие показатели по объемам реализованной продукции. Траловый флот, единственный в Мурманской области, был тогда удостоен этой награды. По словам Ю. Б. Пруткова, – «это награда – дань уважения коллектива, его колоссальному труду». За успешное выживание и развитие в трудных экономических условиях ОАО «Мурманский траловый флот» было отмечено международным знаком «Факел Бирмингема».

За этот двухлетний период флот пополнился судами постройки Германии, проекта 2198. Названы они именами знаменитых тралфлотовцев – «Иван Шаньков», «Анатолий Гугунов», «Борис Зайцев», «Болеславль Балдин», «Яков Гунин», «Павел Городилов».

В 1997 году на базе ОАО «Мурманский траловый флот» были образованы новые производственные структуры: ЗАО «Мурманский траловый флот-1» и ЗАО «Мурманский траловый флот-2». Возглавили их капитаны Василий Алексеевич Федотенко и Александр Васильевич Варганов. Союз промышленников и предпринимателей, возглавляемый губернатором Ю. А. Евдокимовым, расширил свои ряды, в его состав был принят генеральный директор АО «Мурманский траловый флот» – Ю. Б. Прутков.

Через год последовало создание ЗАО «Мурманский траловый флот-3», а еще через год – ЗАО «Мурманский траловый флот-4» и ОАО «Мурманский губернский флот». Все эти предприятия вошли в состав Союза рыбохозяйственных организаций «Консорциум Мурманский траловый флот», возглавляемый Ю. Б. Прутковым.

Структурные преобразования были направлены на эффективное управление флотами, повышение уровня добычи рыбы. Для этого была разработана специальная программа по модернизации и переоборудованию судов. К примеру, внедрение ее на судах типа «Моонзунд» позволило увеличить ежесуточный выпуск готовой продукции в 4 раза. Грамотные продуманные действия дали ожидаемый результат. Официально это подтверждают очередные награды, которые были вручены президенту союза рыбохозяйственных организаций «Консорциум Мурманский траловый флот» в 1999 году: национальная общественная премия имени Петра Великого, диплом «лучший менеджер России» и медаль лауреата. Ю.Б. Прутков стал победителем в номинации «За эффективное управление и достижение лучших социально-экономических показателей развития регионов Российской Федерации». Национальную общественную премию вручают как высшую общественную награду РФ за личный вклад в развитие теории и практики управления экономикой и социальной сферой предприятия, региона, государства. Коллектив тралфота выдвинул Ю.Б. Пруткова кандидатом в депутаты областной думы. И он победил, причем – с большим отрывом от всех остальных претендентов.

Свое 80-летие Мурманский траловый флот встречал, как и положено легендарному коллективу, трудом, достойным уважения. Тогда, в первых числах января 2000-го, в адрес президента консорциума поступило письмо Председателя Правительства России В. В. Путина: «Уважаемый Юрий Борисович! Благодарю коллектив Мурманского тралового флота за эффективную работу, умение инициативно действовать в непростых условиях, за помощь стране в пополнении казны полновесным «живым» рублем!.. Уверен, с помощью вашего коллектива наша Родина займет достойное место в ряду развитых стран мира…»

В день юбилея флота знаком «Почетный работник рыбного хозяйства России» были награждены: вице-президент консорциума – М.М. Лобан, заместитель генерального директора – В. А. Яшин, капитаны – В. С. Слуцкий, Н. А. Чеботько, начальник радиостанции – В.Н. Шухтин. Почетной грамотой Государственного комитета по рыболовству РФ отмечен труд капитанов Ю.В. Гоголева и В. В. Журавлева, старшего мастера по добыче рыбы В.А. Шахназарова. Тридцать пять тралфлотовцев получили Почетные грамоты от губернатора, мэра Мурманска, областной думы.

Сегодня на внутренний рынок траловый флот поставляет более 80 % производимой им продукции. В конкурсе «100 лучших товаров России» она получила высокую оценку. Двум видам консервов – «Печень трески натуральная» и «Печень трески по-мурмански» – присужден диплом лауреата с золотым логотипом, а консервам «Скумбрия натуральная» и «Сельдь натуральная» – диплом финалиста с серебряным логотипом. Продукция, выпускаемая пресервно-консервным цехом «Кильдин» Мурманского тралового флота, по достоинству оценена на международных и отечественных выставках. Мурманский траловый флот стал единственным лауреатом конкурса «Всероссийская Марка Ш тысячелетия».

За последние пять лет рыбаки на 24 % увеличили вылов, на 32 % подняли выпуск обезличенной продукции, на 36 % – товарной пищевой продукции, выпуск консервов вырос на 108%, товаров и услуг стали производить на 66 % больше. Среднемесячная заработная плата на одного работника за это время возросла на 134 %. Мурманский траловый флот в 2001 и 2002 годах стал лауреатом Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

За плодотворный и добросовестный труд знаком «Почетный работник рыбного хозяйства России» в этот период награждены пятнадцать работников флота. Среди них – директор по кадрам и социальным вопросам И. В. Чуприн, главный инженер В. Ф. Маклаков, капитаны – В. Л. Бондарев, В. В. Волков, В. А. Суховерша, В. Е. Штанько, А. Н. Шириков, представитель консорциума «Мурманский траловый флот» – Ю. М. Михайленко.

В 2005 году Мурманскому траловому флоту исполнилось 85 лет. Коллектив продолжает планомерно повышать производительность труда, увеличивать вылов рыбы и выпуск продукции, улучшает качество своих товаров и услуг. Решая проблемы отрасли, руководители тралфлота выработали свою концепцию выживания и развития, они продолжают стремиться проводить в жизнь политику социальной направленности, поддерживать экономическую стабильность, заботиться о людях Мурманска – города рыбаков.

Дополнительные виды деятельности компании:

  • — Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов;
  • — Деятельность агентов по оптовой торговле универсальным ассортиментом товаров;
  • — Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта;
  • — Прочая оптовая торговля;
  • — Прочая вспомогательная деятельность водного транспорта;
  • — Предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию, переделка и разрезка на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций;
  • — Производство общестроительных работ по возведению зданий;
  • — Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта;
  • — Производство общестроительных работ;
  • — Прочая вспомогательная деятельность морского транспорта;

Справка по компании

Компания зарегистрирована 6 августа 2002 года, регистратор — Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу МУРМАНСКУ МУРМАНСКОЙ области. Компания ОАО "МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ" находится по адресу: 183038, МУРМАНСК, ул. ШМИДТА, д. 43. Основным видом деятельности является: "Вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах Мирового океана и внутренних морских водах несельскохозяйственными товаропроизводителями". Организация также осуществляет деятельность по следующим неосновным направлениям: "Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов", "Предоставление услуг по ремонту и техническому обслуживанию, переделка и разрезка на металлолом судов, плавучих платформ и конструкций", "Производство общестроительных работ". Основная отрасль компании: "Рыбная промышленность". Руководитель компании — Владимир Николаевич Блоцкий. Организационно-правовая форма — открытые акционерные общества. Тип собственности — частная собственность.

Адрес и телефоны + схема проезда


Руководитель ОАО "МУРМАНСКИЙ ТРАЛОВЫЙ ФЛОТ" — Блоцкий Владимир Николаевич

6 августа 2002 года
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу МУРМАНСКУ МУРМАНСКОЙ области
Открытые акционерные общества
Частная собственность
1025100833966
5100000010
00462675
519950001
665,610.00 руб.

Также, Блоцкий Владимир Николаевич возможно является руководителем следующих компаний.


Бортовой номер и название: М-0002 «Адмирал Шабалин»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского контр-адмирала, дважды Героя Советского Союза Шабалина Александра Осиповича.
ИМО №: 8607165

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла:
Основной объект промысла:
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0007 «Павел Кутахов»
В честь кого названо: Судно построено в 1989 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь Главнокомандующего ВВС СССР, дважды Героя Советского Союза Кутахова Павла Степановича.
ИМО №: 8607282

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1989
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,00
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: М-0275 «Александр Косарев»
В честь кого названо: Судно построено в 1988 г. в ГДР и является одним из 37 траулеров, построенных в период с 1986 по 1993 г. в ГДР (проект Атлантик 488), названо в честь советского комсомольского, партийного и государственного деятеля 1920-1930-х годов, репрессированного в 1938 г., Косарева Александра Васильевича.
ИМО №: 8607153

Средняя численность экипажа: 90
Тип судна: рыболовное типа «Моонзунд»
Год постройки: 1988
Страна постройки: ГДР
Длина габаритная (м): 120,47
Ширина габаритная (м): 19,0
Чистая вместимость: 7765 БРТ
Район промысла: Центрально-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: скумбрия, сардина, сардинелла
Вид продукции: неразделанная


Бортовой номер и название: МК-0556 “Капитан Демиденко»
ИМО №: 8907137

Средняя численность экипажа: 95
Тип судна:
Год постройки: 1994
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,0
Чистая вместимость: 7682 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0202 «Борис Зайцев»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Зайцева Бориса Григорьевича.
ИМО №: 9137478

Тип судна:
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции:


Бортовой номер и название: М-0204 «Яков Гунин»
В честь кого названо: Судно построено в 1997 г. в германии и является одним из 6 траулеров, построенных в период с 1996 по 1997 г. в германии, названо в честь легендарного капитана Мурманского Тралового Флота Гунина Якова Алексеевича.
ИМО №: 9137492

Тип судна: рыболовное типа «Иван Шаньков»
Год постройки: 1997
Страна постройки: Германия
Длина габаритная (м): 40,80
Ширина габаритная (м): 11,0
Чистая вместимость: 837 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: охлажденная потр. б/г и с/г, печень трески в банках


Бортовой номер и название: МК-0356 «Рыбак»
ИМО №: 8901494

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1927 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша, морской окунь, палтус синекорый
Вид продукции: потр. б/г


Бортовой номер и название: МК-0361 «Василий Головнин»
В честь кого названо: Судно построено в 1992 г. в Норвегии и является одним из 20 траулеров типа «Стеркодер», построенных в период с 1989 по 1992 г. в Норвегии (проекты R-9104 и R-8830), названо в честь известного русского мореплавателя и путешественника, вице-адмирала, член-корреспондента Петербургской Академии наук Головнина Василия Михайловича.
ИМО №: 8913277

Тип судна: рыболовное типа «Стеркодер»
Год постройки: 1992
Страна постройки: Норвегия
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,0
Чистая вместимость: 1928 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе

Бортовой номер и название: МК-0378 «Капитан Назин»
В честь кого названо: Судно построено в 1993 г. в Испании и является одним из 15 траулеров, построенных в период с 1991 по 1994 г. в Испании (проект D 1305), названо в честь Героя Советского Союза Назина Ивана Ильича.
ИМО №: 8907046

Тип судна: рыболовное типа «Сотрудничество»
Год постройки: 1993
Страна постройки: Испания
Длина габаритная (м): 105,0
Ширина габаритная (м): 20,64
Чистая вместимость: 7665 БРТ
Район промысла: Северная Атлантика
Основной объект промысла: сельдь, путассу, скумбрия
Вид продукции: неразделанная, потр. б/г


Бортовой номер и название: М-0278 «Бухта Наездник»
ИМО №: 8913253

Средняя численность экипажа: 46
Тип судна: Средний рыболовный траулер морозильный (СРТМ) типа «Стеркодер»
Год постройки: 1991
Страна постройки: Норвегия
Класс: KM* L4 fishing vessel
Водоизмещение (т): 2878
Длина габаритная (м): 64,05
Ширина габаритная (м): 13,00
Чистая вместимость: 1899 БРТ
Район промысла: Северо-Восточная Атлантика
Основной объект промысла: треска, пикша
Вид продукции: потр. б/г, филе

Публикации по теме