Были ли экологические проблемы в древности. Экологические катастрофы древности

Большая часть населения планеты проживает в городах, благодаря чему происходят перегрузки городских территорий. В данный момент стоит отметить следующие тенденции для жителей городов:

  • ухудшение условий жизни;
  • рост заболеваний;
  • падение производительности человеческой деятельности;
  • уменьшение продолжительности жизни;
  • климатические изменения.

Если сложить в кучу все проблемы современных городов, то их список будет бесконечен. Обозначим наиболее критические городов.

Изменение рельефа

В результате урбанизации происходит значительное давление на литосферу. Это приводит к изменению рельефа, образованию карстовых пустот, нарушению бассейнов рек. Кроме этого происходит опустынивание территорий, которые становятся непригодными для жизни растений, животных и людей.

Деградация природного ландшафта

Происходит интенсивное уничтожение флоры и фауны, понижается их разнообразие, возникает своеобразная «городская» природа. Уменьшается количество природных и рекреационных зон, зеленых насаждений. Негативное влияние происходит от автомобилей, которые переполняют городские и загородные транспортные магистрали.

Проблемы водоснабжения

Реки и озера загрязняются промышленными и бытовыми сточными водами. Все это приводит к сокращению акваторий, вымиранию речных растений и животных. Загрязняются все водные ресурсы планеты: подземные воды, внутриконтинентальные гидросистемы, Мировой океан в целом. Одним из последствий является дефицит питьевой воды, в том числе это приводит к смерти тысяч людей на планете.

Это одна из первых экологических проблем, которые были обнаружены человечеством. Атмосферу загрязняют выхлопные газы автомобилей, выбросы промышленных предприятий. Все это приводит к запыленности атмосферы, . В дальнейшем грязный воздух становится причиной болезней людей и животных. Поскольку интенсивно вырубаются леса, то на планете уменьшается количество растений, которые перерабатывают углекислый газ.

Проблема бытовых отходов

Мусор – еще один источник загрязнения почвы, воды, воздуха. Различные материалы перерабатываются в течение длительного времени. На распад отдельных элементов требуется 200-500 лет. А пока идет процесс переработки, выделяются вредные вещества, которые вызывают заболевания.

Существуют и другие экопроблемы городов. Не менее актуально , проблемы функционирования городских сетей. Устранением данных проблем должны заниматься на высшем уровне, однако небольшие шаги могут выполнять и сами люди. К примеру, выбрасывать мусор в урну, экономить воду, использовать многоразовую посуду, сажать растения.

Сегодня на Земле существует примерно 15 млн человеческих поселений. Все они находятся в сложном взаимодействии с природой. Сила и направленность такого взаимодействия в различные исторические эпохи менялась в зависимости от развития тех или иных форм расселения, темпов роста городов, их технической оснащенности и многих других факторов. Остановимся подробнее на наиболее важных для урбоэкологии вопросах развития городов и городских систем.

Города эпохи древнего мира и средневековья

Первые поселения возникли на Земле вероятно 10-12 тыс. Лет назад, когда земледелие постепенно стало превращаться в один из важнейших занятий человека. Эти поселения насчитывали 100-150 человек и были достаточно удалены друг от друга. Примерно в радиусе 3-4 км природный ландшафт испытывал сильного изменения - естественный покров постепенно превращался в агроценозы (поля обрабатываются, огороды и др.). Площадь обрабатываемых участков была невелика; ближайшее окружение поселка представляло собой мозаику из преобразованных и тех, которые не подверглись обработке, участков ландшафта, имеет высокий экологический потенциал. В радиусе 10-15 км ландшафт был еще почти нетронутый человеком, который использовала его как охотничьи угодья и естественную кладовую. В общем человек неолита вследствие своей малочисленности и невысокого давления на природу хорошо вписывалась в биотический круговорот.

Города возникали в VI-V тыс. До н.э. как результат все более сильного территориального разделения труда, вытеснение с земледелия и торговли ремесленничества. Расцвет рабовладельческого строя стал одновременно и временем расцвета городов древнего мира. Так, например, Вавилон (Ассирия), Мемфис (Египет) насчитывали по 80 тыс. Жителей, Афины в период правления Перикла - 300 тыс., Карфаген - 600 тыс., А Рим эпохи Августа Октавиана - 1 млн жителей. Древние города за небольшим исключением отличались скученностью населения, низким благоустройством, большой плотностью застройки, превышала уровни плотности населения в современных городах.

Города были тесно связаны с сельским хозяйством, в них проживало много крестьян. Давление на природу вокруг города рос. Ландшафты превращались из мозаичных в монокультурные; эрозия почв стала обычным явлением. Древние города как средоточие культурной, социальной, торговой и других сфер жизни становились также экологическими вредителями окружающей местности. Они потребляли водные, пищевые и другие ресурсы со значительной территории, не отдавая ничего взамен.

Уровень транспортного обслуживания и санитарного благоустройства в городах древнего мира был чрезвычайно низким. Например, ширина улиц в Риме не превышала 4 м, в Вавилоне - 3 м. По Юлия Цезаря был одобрен специальный закон, лимитировал время для передвижения различных видов экипажей по улицам города. Из-за скученности сооружений (плохие условия для изменения застойных воздушных потоков над сырыми низинами) нередкими были вспышки эпидемий. Первая эпидемия чумы в VI тыс. До н. е. в Восточной Римской империи, охватила многие страны мира и унесла 100 млн человеческих жизней, примерно 1/3 всего населения Земли.

Уже в те древние времена во многих философов и ученых возникают сомнения относительно целесообразности общественного и функционального устройства современных им городов.

Еще в древнем эпосе о Гильгамеше в описании М. В рука (ПИ тыс. До н.э.) приводится соотношение застроенных и незастроенных площадей в городских стенах. Позже многие греческие мыслители - Платон, Аристотель, Гиппократ, Витрувий и другие выступали с трактатами, в которых рассматривались вопросы оптимального размера поселений, общественной оценки гигиены, планирования городов и другие проблемы строительного искусства и архитектуры.

Концепцию греческого градостроительства можно представить по описаниям Платона (V-IV тыс. До н.э.), который считал, что в идеальном случае город должен быть распланирована таким образом, чтобы каждый его участок имел кратчайший выход за город, а все жители должны дома как в городе, так и вне его. Гиппократом (V в. Н.э.) были обоснованы принципы выбора места строительства города с учетом господствующих ветров и их влияния на микроклимат и здоровье горожан.

Византийское градостроительное законодательство, принятое в виде «Закона градского" в составе "Мерила праведного" конца X в. и вожди книг ("Кормчих книг") XII в., определяло пространственную структуру города с учетом его взаимосвязей с окружающей местностью.

В средние века, вместе с феодализмом, пришедший на смену рабовладельческому строю, зародился новый тип города - город-крепость, окруженная мощными оборонительными сооружениями. Средневековые города уступали по размерам поселением древнего мира и редко насчитывали более нескольких десятков тысяч человек. Численность наиболее крупных из них - Лондона и Парижа, достигала в XIV в. 100 и 30 тыс. Жителей соответственно.

Вместе с тем, гигиенические проблемы у них были не менее острыми, и главной угрозой для жителей оставались эпидемии. Вторая пандемия чумы, вспыхнувшей в XIV в., Унесла примерно треть населения Европы.

Процесс формирования городов можно разделить на три стадии.

I стадия продолжалась до XVI-XVII вв. Использовались в основном местные источники питания и воды, энергия ветряных и водяных мельниц, лошадей и других домашних животных, в производстве преобладал ручной труд. Отходы, которые поступали в окружающую среду, были в основном продуктами жизнедеятельности людей и домашних животных. Экологические проблемы древних городов были связаны с загрязнением этими отходами источников водоснабжения и, как следствие, периодическими вспышками инфекционных заболеваний.

II стадия совпала с развитием сухопутного и водного транспорта, дорог, открытием возможностей использования тепловой энергии для транспортных и производственных целей.

И II стадия (началась в XIX в.) Связывается с промышленной революцией, ознаменовалась резким повышением воздействия на природную среду.

К 1400 году. Первой урбанизированной страной в современном понимании была Великобритания.

Эпоха Возрождения ознаменовалась значительным развитием градостроительных идей, появлением прежде всего градостроительных утопий "идеальных городов" И. Кампанеллы, Т. Мора, Филарета и других авторов. Предложенный схематизм этих городов, их подчеркнутая геометричность - своеобразный протест против хаотично неупорядоченных городов средневековья.

Ускоренный темп урбанизации на современном этапе связан с дальнейшим расширением энергетических потребностей общества, появлением и развитием новых типов транспорта, увеличением системы коммунальных услуг, высоким уровнем комфорта жизни, интеллектуального общения.

Значение экологической проблемы


На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных и экологических особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций - это равнины, пригодные для обработки, реки, озера и другие места. Они являются своеобразными помостами притяжения первобытных людей. Можно выделить пять таких благоприятных мест: Нил и Месопотамию с Египтом и Шумером, долины рек Ганга и Инда с цивилизациями Индии, бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и, наконец, появившиеся позже Центральную Америку с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией, при этом каждый этнос пережил периоды своей наиболее активной деятельности. Под давлением более мощных этносов малые цивилизации отходили на второй план или исчезали вовсе. Так исчезли цивилизации Центральной Африки, острова Пасхи и др. Более устойчивый путь развития сохранился только у европейской цивилизации, корнями связанной с Месопотамией, Египтом, Римом, Элладой. Европейцы долгое время воспринимали религиозно-философские учения Китая и Индии как путь к воспитанию пассивности, отрешенности, созерцательности. Однако в конце XX в. западная цивилизация стала переосмысливать духовные ориентиры своего развития. С точки зрения экологической этики иудео-христианские догмы, утверждающие право человека господствовать над природой, уступают идеям буддизма, даоизма и других восточных учений, проповедующих неразрывную связь человека с природой. История городской жизни не менее значима, чем освоение земледелия и производства тех или иных товаров. Образ жизни в городах древности мало чем отличался от современного. Однако человечество сохранило память о семи чудесах света Древнего мира: египетские пирамиды в Гизе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, храм Артемиды в Эфесе, Галикарнасский мавзолей и Александрийский маяк. Долины рек представляли цветущие оазисы среди окружающих пустынных ландшафтов. Человек, освоив долины рек, создал рукотворные агроландшафты, функционирование которых поддерживалось постоянной созидательной деятельностью. Тесная зависимость жизни людей от режима рек, например Нила, обеспечила более длительное существование египетского государства. Прекрасным символом этой стабильности служат величественные пирамиды и храмы. Вавилон же, бывший в течение полутора тысяч лет столицей Ближнего Востока, просуществовал с XIX по VI в. до н. э. Гибель Вавилонского царства явилась следствием неумелого хозяйствования. Египтяне, имевшие богатый опыт строительства ирригационных сооружений для орошения земель в долине Нила, предложили построить канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье Тигра и Евфрата. Вода оросила земли, подстилаемые засоленными грунтами. Началось вторичное засоление почв. Вода в Евфрате, откуда ее брали в новый канал, стала течь медленнее, что вызвало отложение осадков в старой ирригационной сети. Она начала выходить из строя. Так, последствия очередной «победы над природой», писал Л.Н.Гумилев (1912-1992), «погубили великий город». К началу новой эры от него остались лишь руины. Приемы обработки и ирригации земли, селекции растений - все эти достижения древнейших цивилизаций Месопотамии и Нила были использованы последующими народами, что обеспечило их быстрое развитие. И вот что интересно. На пирамиде Хеопса было записано, как предупреждение потомкам: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира». Античные цивилизации Средиземноморья, как мы знаем из истории, ни один раз подвергались крупнейшим тектоническим катастрофам, которые привели к гибели сложившейся цивилизации. В первом случае в Атлантическом океане произошла подвижность земной коры по рифтовому излому, которая, возможно, уничтожила легендарную Атлантиду. Второе событие было связано с извержением санторинского вулкана, в результате чего погибла критская цивилизация, и с массовым переселением финикийцев в западную часть Средиземного моря и за его пределы. К этому периоду относится возникновение цивилизации оль-меков на берегах Мексиканского залива. Майя называли себя потомками мореплавателей, пришедших с Востока. Вполне вероятно, что грандиозные тектонические катастрофы могли привести не только к локальным, но и к глобальным миграциям народов. Надо отметить, что уже в античную эпоху великие люди обладали знанием и пониманием тех проблем, которые мы теперь называем экологическими (древнегреческие философы Платон (427- 348 до н. э.), Аристотель (384 - 322 до н. э.). Признаки экологического кризиса были свойственны цивилизации Древней Греции. Леса вытеснялись полями, садами, виноградниками. Сведение лесов вело к эрозии почв, особенно на склонах. Смыв почв с горных склонов коренным образом изменял облик действенных ландшафтов. По свидетельству древнегреческого естествоиспыталя Феоф-раста (372 - 287 до н. э.), корабельный лес рос только в горной Аркадии и за пределами Греции. В свою очередь покорение природы в Древнем Риме обернулось обострением экологических проблем. В основном пострадали леса, пашни, горные склоны. Урожаи с полей становились все меньше. В августе 1998 г. произошло катастрофическое наводнение в Китае, которое затопило северные провинции внутренней Монголии и районы китайского Приамурья, центральные части Китая в провинциях Хубей и Цзянси, погибло более 10 тыс. жителей. Наводнение затронуло почти 20% населения Китая и повлияло на национальную экономику. Трагедия поставила вопросы: что делать и кто виноват? Ученые указывают не только на природные, но и на рукотворные причины катастрофы: вырубка лесов вдоль Янцзы привела к эрозии почв, смыву грунта в реку и повышению высоты речного дна. Эпоха Возрождения с ее средневековым периодом названа в истории эпохой «великого корчевания». К началу XI в. на народы, населяющие Западную Европу, распространилось влияние римско-католической церкви: утвердился феодальный строй. В XI - XIII вв. произошла массовая вырубка лесов для земледелия. Строились замки, монастыри, города, развивалась горнодобывающая промышленность. На этом этапе экологическая ситуация в Европе сильно осложнилась. Оборонительные стены в какой-то мере еще ограничивали рост городов. Однако отсутствие канализации привело к загрязнению грунтовых и поверхностных вод. А из-за тесноты постройки пожары, которые были не редкостью, имели опустошающие последствия. Скученность населения и антисанитария способствовали распространению эпидемий. Таким образом, в середине XIV в. по разным оценкам от эпидемии чумы вымерло до 50% всего населения Европы. Арабская культура была представлена многими учеными. Прежде всего следует отметить легендарного врача Ибн Сина (Авицену) (ок. 980-1037), писавшего в главе «О вещах, которые возникают от причины, принадлежащей к общим причинам» о влиянии на организм окружающего воздуха, о временах года и явлениях природы. Ибн Сина занимался также проблемами происхождения животного мира, формирования рельефа земной поверхности. На рубеже VIII - IX вв. возникла Киевская Русь. С принятием христианства в 988 г. оживились отношения русичей с греками, а затем и с другими европейскими странами. До крещения Руси просветители Кирилл (ок. 827 - 869) и Мефодий (ок. 815 - 855), братья из Солуни создали славянскую азбуку, перевели с греческого священные писания. В XII в. была составлена самая древняя летопись «Повесть временных лет». В этой летописи упоминаются не только исторические события, но и примечательные явления природы. В век просвещения наблюдение и эксперимент начали играть важную роль в естественных науках. Совокупность знаний из области естественных наук (в объяснении природы) получила название натурфилософии - философии природы. К натурфилософам относятся: Рене Декарт (1596-1650), Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Бюффон (1707-1788), Иммануил Кант (1724-1804). Век просвещения в России (XVIII) неразрывно связан с именем М. В.Ломоносова (1711 -1765). В своих сочинениях и исследованиях «О слоях земных», где он сформулировал задачи геологии и другие задачи, Ломоносов поддерживал позиции трансформизма, распространяя идею развития не только земной коры, но и всего мира. Таким образом, М. В.Ломоносов был первым русским натурфилософом-трансформистом, прокладывавшим путь эволюционной идее. Успехи просвещения и подъем творческой мысли явились предпосылкой для обновления древней науки географии, а в ее рамках, в эпоху естествознания, для возникновения новой науки - экологии. Научные основы естествознания, а также экологии формировались в русле натурфилософии, но с некоторым противоречием: с одной стороны, утверждалась материальность и познаваемость законов окружающей среды, с другой - явно или скрыто признавался первоначальный акт творения мира Богом. Вместе с тем стало очевидным, что философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии (А.И.Герцен (1812-1870) «Письма об изучении природы»). В эпоху естествознания окружающий мир во всем своем разнообразии как живая природа приковывал к себе внимание многих представителей науки, естествоиспытателей и биологов, которые внесли огромный неоценимый вклад в основы естествознания и познания окружающей среды: Жан Батист Ламарк, Вольфганг Гёте, Александр Гумбольдт и Чарльз Дарвин. Среди российских исследователей особенно выделялся географ и геолог, почетный член Петербургской академии наук Петр Александрович Чихачев (1808-1890), который изложил проблемы взаимодействия человека и природы. Возглавляя геологическую экспедицию по Восточному Алтаю и смежным районам Сибири, он видел, как гибнет лесная растительность. П.А.Чихачев описал, к каким средствам прибегали охотники для обнаружения и выслеживания зверя, уничтожая при этом чудные леса. На примере месторождений Змеиногорска Чихачев показал, какой ущерб наносят природе полиметаллические и серебряные рудники. Он писал: «Место обработки заваливается дровами, которые зажигаются и долго нагревают породу, после чего она обливается холодной водой и растрескивается. Это считается более дешевым способом, чем применение пороха, хотя леса от Змеиногорска уже отступили на 125 км. Вокруг выработанных рудников исчезает и человеческое жилье». Для России большое значение имели научные труды А. Гумбольдта (1769 - 1859), немецкого естествоиспытателя, иностранного почетного члена Петербургской академии наук (1818), географа и путешественника. Александр Гумбольдт получил приглашение императора Николая I приехать в Россию «в виду большой пользы, которая может от того последовать для науки и государства». Кроме Урала и Сибири А. Гумбольдт исследовал природу различных стран Европы, Центральной и Южной Америки. Он являлся одним из основателей географии растений и учения о жизненных формах. А.Гумбольдт обосновал идею вертикальной \^ зональности, заложил основы общего землеведения и климато-^ логии, подготовил главный труд «Космос», где изложены основы \^ его натурфилософского мировоззрения на природу, например, ^7 показана история мышления о единстве явлений и взаимодей-N^ ствии сил во Вселенной. Следует отметить, что труд «Космос» NN был произведением, пробудившим в широких слоях населения различных стран интерес и стремление к познанию законов природы. Произведения А. Гумбольдта оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании. Сторонником Гумбольдта, питавшим страсть к дальним странствиям и к природе родных мест, был профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858), который был не только ученым, но и популяризатором естественнонаучных знаний и эволюционных идей в России, предшественником Чарльза Дарвина. В классическом труде «Общая зоология» Рулье утверждал, что природа вечна; все ее явления взаимосвязаны и составляют единое целое. Любое живое зависит от наружных условий, т.е. от воздуха, воды, почвы, климата, растений и, наконец, от человека. Жан Батист Ламарк (1744-1829) был одним из самых крупных представителей французской науки первой трети XIX в. В 1802 г. Ламарк напечатал свой труд «Гидрогеология». В нем рассматривались природные процессы, ведущие к изменениям на поверхности земного шара. (Сейчас можно, конечно, добавить, не только естественных сил, но и антропогенных воздействий.) Ламарк в своем труде отмечал значимость живых организмов в природных процессах, подчеркивал принципиальное различие органического и неорганического мира. Ламарк впервые ввел в обиход термин «биология». Он вплотную подошел к понятию «биосфера». В 1809 г. вышло в свет классическое произведение «Философия зоологии», которое принесло Ламарку много страданий при жизни, особенно от общепризнанного авторитета в науке французского зоолога Ж.Кювье (1769-1832), и было признано только после его смерти. В чем же состоят эволюционные взгляды Ламарка? Он доказал, что индивиды одного из видов, меняя место жительства, образ жизни или привычки и подвергаясь влиянию, изменяют состав, пропорции и даже организацию, т.е. индивиды, относившиеся по происхождению к одному виду, в конце концов оказываются превращенными в новый вид, отличный от первоначального, под влиянием факторов окружающей среды. Никто до Ламарка не развивал учения о происхождении одних видов из других и об эволюции в мире животных и растений. Его взгляды были эволюционными и экологическими. Другим великим гуманистом был Вольфганг Гёте (1749-1832) из Германии. Зоология и ботаника, анатомия и физиология, геология и палеонтология, физика и минералогия - все эти науки в равной степени интересовали Гёте. Он создал науку, назвав ее «морфологией» или «наукой об образовании и преобразовании органических тел». Увлечения Гёте многообразны, но любовь к миру живой природы была для Гёте могучим стимулом в его поэтических, философских и научных изысканиях. Экологическими понятиями можно назвать его высказывания о росте и развитии растений, о видоизменении листьев под влиянием света, тепла и влаги. Гёте жил и работал в эпоху расцвета философии И. Канта, Ф. Шеллинга (1754-1854), Ф. Гегеля (1770-1831). Однако натурфилософское мировоззрение Гёте было глубоко самобытным. Ему была присуща глубокая вера в могущество естествознания, способного проникнуть в самые сокровенные тайны природы. Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882), как и Александр Гумбольдт, был предтечей современной географии и экологии. По Дарвину, каждый организм имеет постоянные связи не только с условиями мест обитания, но и со всеми окружающими его существами. На него как бы ложится отпечаток всей окружающей среды. Из этой двоякой зависимости организмов вытекают два вида приспособления: к абиотическим условиям (характеру почвы, климату и другим факторам) и биотическим (сосуществованию с другими организмами). Учение имело глубокий эволюционный смысл, указывая на возможность происхождения организмов и растений от простейших форм. Такой подход к исследованиям Дарвина дал повод немецкому ученому Э.Геккелю (1834-1919) заявить о целесообразности выделения новой науки - экологии - науки о взаимоотношениях живых организмов и образуемых ими сообществ друг с другом и с окружающей средой. Как самостоятельная наука экология сформировалась к началу XX в., когда в 1901 г. датский ботаник Й. Варминг (1841 -1924) впервые использовал этот термин в современном смысле в издании «Онкологическая география растений». Среди биологов и географов России в предреволюционные годы можно назвать таких выдающихся деятелей науки, как И. П. Павлов (1849-1936), К.А.Тимирязев (1843-1920), А.Н.Северцов (1866-1936), В.Л. Комаров (1869-1945), Н. М.Книпович (1862-1939), В.Н.Сукачев (1880-1967), Л.С.Берг (1876-1950), Г.Ф.Морозов (1867-1920), Г.Н.Высоцкий (1865-1940) и др. В их числе и естествоиспытатель В.И.Вернадский (1863 - 1945), которому принадлежит особая роль в развитии учения о биосфере - оболочке Земли. По его утверждению, биосфера - планетарное явление космического характера. Вся биосфера пронизана взаимодействием не только земных, но также космических тел и явлений. И главную роль среди них играют живые организмы, «живые вещества» планеты. «Биосфера, - отмечал Вернадский, - может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в земную энергию; лучи солнца обусловливают главные черты механизма биосферы». Таким образом, определяя биосферу, Вернадский вводит понятие «живое вещество» - это совокупность всех живых организмов. В область распространения живого вещества входят нижняя часть воздушной оболочки (атмосфера), вся водная оболочка (гидросфера) и верхняя часть твердой оболочки (литосфера). Понимание идей В.И.Вернадского пришло только в 1960-е гг. Оно как бы крепло по мере осознания человечеством угрозы экологического кризиса. Поэтому решение глобальных экологических проблем невозможно без знания законов, управляющих живыми организмами в биосфере. В своих трудах В.И. Вернадский выделял главенствующую роль человеческого фактора в развитии и сохранении биосферы, что подтверждается (в последние десятилетия) возникновением ряда экологических проблем глобального масштаба. Как напоминание звучат слова основоположника учения о биосфере: «Биосфера - это среда нашей жизни, это та "природа", которая нас окружает, о которой мы говорим в разговорном языке. Человек прежде всего своим дыханием и проявлением своих функций неразрывно связан с этой "природой", хотя бы он жил в городе или в уединенном домике». Огромный вклад в совершенствование и развитие экологической проблемы в последнее десятилетие XX в. внес химик-органик академик РАН Валентин Афанасьевич Коптюг (1931 - 1997). Он был и вице-президентом Академии наук СССР с 1979 г. (затем Российской академии наук с 1991 г.), с 1980 г. председателем Сибирского отделения Академии наук. И после своей смерти оставил огромное наследие, в том числе труды по вопросам экологии. Основное внимание В. А. Коптюг сосредоточивал на сохранении уникального природного озера Байкал, участвовал в экспертизе ряда проектов, в том числе проекта строительства Катунской ГЭС на Алтае. Вспомним русского мыслителя конца XX в. - Л.М.Леонова (1899-1994), какое он имеет отношение к защите природы и окружающей среде. Леонов, известный классик русской литературы, говорил о катастрофе, угрожающей человечеству. О той катастрофе, чье приближение его давно тревожило, и его предчувствием продиктован последний роман-наваждение «Пирамида». Глубина социальной и нравственно-философской проблематики подвела Леонова к тому, что «наша нынешняя ситуация в России и других странах, вызванная претензиями бессмысленной национальной гордыни, и разгоревшейся на шестой части суши, которая буквально всегда была единой страной, - должна стать поучительной для еще благоденствующих пока отдельных народов... мнимо блистательная, но в действительности бесконечно хрупкая сегодня духовно-материальная цивилизация чересчур напоминает Валтасаров пир»1. И зловещие непонятные слова, которые предсказали в свое время гибель: «мене, текел, упарсил! уже пламенеют»; это роковое предупреждение нашему обжитому сообществу, предостережение от надвигающейся катастрофы. Л.Леонов назвал эти признаки. Научный прогноз обещает, что в 2200 г., если демографический процесс будет продолжаться так, как он идет сейчас, население на планете Земля составит 260 млрд человек, «что может быть опаснее, нежели взаимная озлобленность и взрывчатая вражда между ними». Добавим еще и неуправляемость и несоблюдение экологических законов охраны окружающей среды. Экологической проблемой в России занимаются не только ученые и специалисты соответствующих организаций (например, Научно-исследовательский центр «Экоград», Научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН, Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха РФ и др.), но также профсоюзы и региональные (городские) власти. Главная > Документ

Экологические проблемы городов Нередко считают, что экологическое состояние городов заметно ухудшилось в последние десятилетия в результате бурного развития промышленного производства. Но это - заблуждение. Экологические проблемы городов возникли вместе с их рождением. Города древнего мира отличались большой скученностью населения. Например, в Александрии плотность населения в I-II вв. достигала 760 человек, в Риме - 1500 человек на 1 га (для сравнения скажем, что в центре современного Нью-Йорка живет не более 1 тыс. человек на 1 га). Ширина улиц в Риме не превышала 1,5-4, в Вавилоне - 1,5-3 м. Санитарное благоустройство городов было на чрезвычайно низком уровне. Все это приводило к частым вспышкам эпидемий, пандемий, при которых болезни охватывали всю страну, а то и несколько соседних стран. Первая зарегистрированная пандемия чумы (она вошла в литературу под названием «Юстиниановой чумы») возникла в VI в. в Восточной Римской империи и охватила многие страны мира. За 50 лет чума унесла около 100 млн человеческих жизней.Сейчас трудно даже представить, как древние города с их многотысячным населением могли обходиться без общественного транспорта, без уличного освещения, без канализации и других элементов городского благоустройства. И, наверное, не случайно именно в те времена у многих философов стали возникать сомнения относительно целесообразности существования больших городов. Аристотель, Платон, Гипподам Милетский, позднее Витрувий неоднократно выступали с трактатами, в которых рассматривались вопросы оптимальных размеров поселений и их устройства, проблемы планировки, строительного искусства, архитектуры и даже взаимосвязи с природной средой.Средневековые города уже значительно уступали по размерам своим классическим собратьям и редко насчитывали более нескольких десятков тысяч жителей. Так, в XIV в. население наиболее крупных европейских городов - Лондона и Парижа - составляло соответственно 100 и 30 тыс. жителей. Однако экологические проблемы городов не стали менее острыми. По-прежнему главным бичом оставались эпидемии. Вторая пандемия чумы - «Черная смерть» - вспыхнула в XIV в. и унесла почти треть населения Европы.С развитием промышленности стремительно растущие капиталистические города быстро превзошли по численности населения своих предшественников. В 1850 г. миллионный рубеж перешагнул Лондон, затем Париж. К началу XX в. в мире было уже 12 городов - «миллионеров» (в том числе два в России). Рост крупных городов шел все более высокими темпами. И снова как самое грозное проявление дисгармонии человека и природы начались одна за другой вспышки эпидемий дизентерии, холеры, брюшного тифа. Реки в городах были чудовищно загрязнены. Темзу в Лондоне стали называть «черной рекой». Зловонные водотоки и водоемы в других крупных городах становились источниками кишечно-желудочных эпидемий. Так, в 1837 г. в Лондоне, Глазго и Эдинбурге брюшным тифом заболела десятая часть населения и примерно треть больных умерла. С 1817 по 1926 г. в Европе отмечено шесть пандемий холеры. В России только в 1848 г. от холеры погибло около 700 тыс. человек. Однако со временем благодаря достижениям науки и техники, успехам биологии и медицины, развитию водопроводного и канализационного хозяйств эпидемиологическая опасность стала значительно ослабевать. Можно сказать, что на том этапе экологический кризис крупных городов был преодолен. Конечно, такое преодоление каждый раз стоило колоссальных усилий и жертв, но коллективный разум, настойчивость и изобретательность людей всегда оказывались сильнее созданных ими же кризисных ситуаций.Научно-техническая достижения, основанные на выдающихся естественно-научных открытиях XX в. способствовали бурному развитию производительных сил. Это не только огромные успехи ядерной физики, молекулярной биологии, химии, освоение космического пространства, но и стремительный, не прекращающийся рост числа крупных городов и городского населения. Объемы промышленного производства увеличились в сотни и тысячи раз, энерговооруженность человечества возросла более чем в 1000 раз, скорость передвижения - в 400 раз, скорость передачи информации - в миллионы раз и т. д. Такая активная деятельность человека, конечно, не проходит для природы бесследно, поскольку ресурсы черпаются непосредственно из биосферыИ это лишь одна сторона экологических проблем большого города. Другая - в том, что помимо потребления природных ресурсов и энергии, стягиваемых с обширных пространств, современный город с миллионным населением дает огромное количество отходов. Такой город ежегодно выбрасывает в атмосферу не менее 10-11 млн т водяных паров, 1,5- 2 млн т пыли, 1,5 млн т окиси углерода, 0,25 млн т сернистого ангидрида, 0,3 млн т окислов азота и большое количество иных загрязнений, не безразличных для здоровья человека и окружающей его среды. По масштабам воздействия на атмосферу современный город можно сравнить с вулканом.В чем же особенности нынешних экологических проблем больших городов? Прежде всего - многочисленность источников воздействия на окружающую среду и их масштабность. Промышленность и транспорт - а это сотни крупных предприятий, сотни тысяч или даже миллионы транспортных средств - основные виновники загрязнения окружающей городской среды. Изменился в наше время и характер отходов. Раньше практически все отходы были естественного происхождения (кости, шерсть, натуральные ткани, дерево, бумага, навоз и др.), и они легко включались в кругооборот природы. Сейчас значительная часть отходов - синтетические вещества. Их превращение в естественных условиях происходит крайне медленно.Одна из экологических проблем связана с интенсивным ростом нетрадиционных «загрязнений», имеющих волновую природу. Усиливаются электромагнитные поля линий электропередач высокого напряжения, радиотрансляционных и телевизионных станций, а также большого числа электромоторов. Повышаются общий уровень акустического шума (из-за высоких скоростей транспорта, из-за работы различных механизмов и машин). Ультрафиолетовая радиация, наоборот, понижается (из-за загрязнения воздуха). Растут затраты энергии на единицу площади, и, следовательно, увеличиваются отдача тепла, тепловое загрязнение. Под влиянием огромных масс многоэтажных домов меняются свойства геологических пород, на которых стоит город.Последствия таких явлений для людей и окружающей среды изучены еще недостаточно. Но они не менее опасны, чем загрязнения водного и воздушного бассейнов и почвенно-растительного покрова. Для жителей крупных городов все это в комплексе оборачивается большим перенапряжением нервной системы. Горожане быстро утомляются, подвержены различным заболеваниям и неврозам, страдают повышенной раздражительностью. Хронически плохое самочувствие значительной части городских жителей в некоторых западных странах считают специфическим заболеванием. Оно получило название «урбанит». Автотранспорт и окружающая среда Во многих больших городах, таких, как Берлин, Мехико, Токио, Москва, Санкт-Петербург, Киев, загрязнение воздуха автомобильными выхлопами и пылью составляет, по разным оценкам, от 80 до 95% от всех прочих загрязнений. Дым, выбрасываемый заводскими трубами, испарения химических производств и все прочие отходы деятельности большого города составляют примерно 7% от общей массы загрязнений.Автомобильные выхлопы в городах особенно опасны тем, что загрязняют воздух в основном на уровне человеческого роста. И люди вынуждены дышать загрязненным воздухом. Человек потребляет в сутки 12м 3 воздуха, автомобиль - в тысячу раз больше. Например, в Москве автомобильный транспорт поглощает кислорода в 50 раз больше, чем все население города. При безветренной погоде и низком атмосферном давлении на оживленных автомобильных трассах содержание кислорода в воздухе нередко снижается до величины, близкой к критической, при которой люди начинают задыхаться, падать в обморок. Сказывается не только недостаток кислорода, но и вредные вещества автомобильного выхлопа. Особенно это опасно для детей и людей со слабым здоровьем. Обостряются сердечно-сосудистые и легочные заболевания, развиваются вирусные эпидемии. Люди нередко даже не подозревают, что это связано с отравлением автомобильными газами.Число автомобилей в городах и на автотрассах из года в год увеличивается. Экологи считают, что там, где численность их превышает одну тысячу на км 2 , среду обитания можно считать разрушенной. Число машин берут в пересчете на легковые автомобили. Тяжелые транспортные машины, работающие на нефтяном топливе, особенно сильно загрязняют воздух, разрушают дорожное покрытие, губят зеленые насаждения вдоль дорог, отравляют водоемы и поверхностные воды. Кроме того, они выделяют такое огромное количество газа, что в Европе и европейской части России оно превышает массу испаряемой воды из всех водоемов и рек. Как следствие все чаще возникает облачность, сокращается число солнечных дней. Серые, без солнца дни, непрогретая почва, постоянно повышенная влажность воздуха - все это способствует росту разных заболеваний, снижению урожайности сельскохозяйственных культур.В мире ежегодно добывают более 3 млрд т нефти. Добывают тяжелым трудом, с колоссальными затратами, с большим экологическим ущербом для природы. Значительная часть ее (около 2 млрд) уходит на бензиновый и дизельный транспорт. Средний кпд двигателя автомобиля всего 23% (для бензиновых двигателей- 20, для дизельных- 35%). Значит, больше половины нефти сжигается впустую, идет на нагрев и загрязнение атмосферы. Но и это еще не все потери. Главный показатель - не КПД двигателя, а коэффициент загрузки транспорта. К сожалению, автомобильный транспорт используется чрезвычайно неэффективно. Разумно построенное транспортное средство должно перевозить груз больше собственного веса, именно в этом его эффективность. На практике же этому требованию соответствуют лишь велосипед и легкие мотоциклы, остальные машины в основном возят сами себя. Получается, что КПД автомобильного транспорта не более 3-4%. Сжигается огромное количество нефтяного топлива, а энергия расходуется чрезвычайно нерационально. Так, например, одна машина КамАЗ расходует столько энергии, что ее было бы достаточно для обогрева зимой 50 квартир.На протяжении многих веков основным видом транспорта для человека была лошадь. Энергия в 1 л. с. (это в среднем 736 Вт), добавленная к собственной мощности человека, позволяет ему и достаточно быстро передвигаться, и выполнять почти любую необходимую работу. Бум в автомобилестроении увлек нас к величинам мощности в 100, 200, 400 л. с., и теперь чрезвычайно сложно вернуться к вполне достаточной норме - 1 л. с., при которой было бы не так уж трудно обеспечить экологическую чистоту окружающей среды.Как же решить проблему создания эффективного транспорта? Перевести транспорт на газовое топливо, перейти на электромобили, поставить на каждую машину специальный поглотитель вредных продуктов сгорания и дожигать их в глушителе - все это поиски выхода из тупика, в котором оказались не только Россия, но и вся Европа, США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Япония, Китай. К сожалению, ни один из данных путей не ведет к полному решению проблемы. При любом из них остаются перерасход энергии, выбросы пара, углекислого газа и многое другое. Очевидно, нужен хорошо сбалансированный комплекс мер. И обязательное исполнение их должно опираться на четкие, строгие законы, среди которых могут быть, например, такие:запрет на выпуск автомобилей, потребляющих при пробеге 100 км более 1-2 л горючего на тонну массы машины (возможны единичные исключения);учитывая, что в легковом автомобиле чаще всего едут один-два человека, целесообразно выпускать больше двухместных машин.Размер налога на транспорт (автомобиль, трактор, трейлер и др.) должен определяться количеством потребляемого топлива. Это позволит привести в соответствие экономическую целесообразность перевозки грузов автотранспортом и повышающийся при этом уровень экологического загрязнения. Кто больше загрязняет нашу среду обитания, тот обязан платить обществу больший налог.Один из способов сокращения вредных автомобильных выбросов - применение новых видов автомобильного топлива: газа, метанола, метилового спирта или смесь его с бензином - газохола. Например, на метаноле работает уже несколько лет весь общественный транспорт Стокгольма. Воздействие автомобильных отработавших газов на атмосферу существенно снижают обычные зеленые насаждения. Анализ воздуха на смежных участках одного и того же шоссе показывает, что загрязняющих веществ меньше там, где есть островок зелени, хотя бы несколько деревьев или кустарников.Объем токсичных веществ в воздухе напрямую зависит от скорости движения транспорта по улицам города. Чем больше автомобильных пробок, тем гуще выхлоп. В этой связи необходимо непрерывно совершенствовать дорожно-транспортную систему города для создания оптимальных условий движения транспорта.

Слово "экология" чаще всего используют не в строгом значении, а в более узком, обозначая им взаимосвязи человека с окружающей средой, те изменения которые происходят благодаря антропогенному давлению в биосфере, равно как и проблемы людей, имеющие своим источником силы природы. Люди часто склонны идеализировать "светлое прошлое", и наоборот, испытывать апокалепсические настроения по отношению к "туманному будущему".

К счастью или нет, но показывает нам, что " что ни век, то век железный", и если мы говорим об экологии, то экологические бедствия в региональных, по крайней мере, масштабах, имели место еще до Рождества Христова. С древнейших времен человек только и делал, что менял, преобразовывал природу вокруг себя, и с древнейших времен плоды его деятельности возвращались к нему бумерангом. Обычно антропогенные изменения в природе накладывались на собственно природные ритмы, усиливая неблагоприятные тенденции и препятствуя развитию благоприятных. Из-за этого часто трудно разграничить, где негативные влияния цивилизации, а где собственно природные явления. Даже сегодня не прекращаются споры, например, по поводу того, являются озоновые дыры и глобальное потепление следствием естественных процессов или нет, но негативность человеческой деятельности не подвергаются сомнению, спор может идти только о степени влияния.

Возможно (хотя этот факт не доказан абсолютно достоверно) человек внес большой вклад в возникновение самой большой на планете пустыни Сахара. Фрески и наскальные рисунки, находимые там и датируемые 6-4 тысячелетием до нашей эры показывают нам богатый животный мир Африки. На фресках изображены буйволы, антилопы, бегемоты. Как показывают исследования опустынивание саванны на территории современной Сахары началось около 500 000 лет назад, но обвальный характер процесс принял с 3 т. до н. э. Характер жизни кочевых племен Юга Сахары, образ жизни, которых не слишком сильно изменился с тех самых пор. А также данные о хозяйстве древних жителей Севера континента, позволяют предположить, что подсечно-огневое земледелие, вырубка деревьев, способствовали осушению рек на территории будущей Сахары. А неумеренный выпас скота привел к выбиванию копытами плодородных почв, итогом этого явилось резкое усиление эрозии почвы и опустынивание земель.

Те же процессы уничтожили несколько крупных оазисов в Сахаре и полосу плодородных земель к северу от пустыни после прихода туда арабов кочевников. Наступление Сахары на юг в наши дни также связанно с хозяйственной деятельностью коренных народов. "Козлы съели Грецию" - эта поговорка известна с античных времен. Козловодство уничтожило древесную растительность в Греции, копыта коз вытоптали почву. Процесс эррозии почв в Средизимноморье в античное время был в 10 раз выше в окультуренных областях. Вблизи античных городов существовали огромные свалки. В частности около Рима один из холмов свалки был высотой в 35 метров, а диаметром в 850 метров. Грызуны и нищие кормившиеся там разносили болезни. Сливы отбросов на улицы городов, сбросы сточных городских вод в водоемы, откуда потом брали воду те же жители. В том же Риме проживало около 1 миллиона человек, можно представить, сколько они производили мусора.

Сведение лесов по берегам рек превратило некогда судоходные водные потоки в обмелевшие и пересыхающие. Нерациональная мелиорация приводила к засолению почв, применение плуга переворачивало пласты почв (он активно применялся с начала нашей эры), вырубка леса приводила к массовой деградации почв, и по мнению многих исследователей привело к упадку античного сельского хозяйства, экономики в целом и крушению всей древней культуры.

Подобные явления были и на Востоке. Один из крупнейших и древнейших городов Харрапской цивилизации (II - III тысячелетия до нашей эры) Монхефно-Даро несколько раз, более 5, затапливался водой, и каждый раз более, чем на 100 лет. Как полагают, наводнения вызывались заиливанием водных протоков из-за неумелой мелиорации. Если в Индии несовершенство ирригационных систем приводило к наводнением, то в Месопотамии к засолению почв.

Создание мощных ирригационных систем приводило к возникновению обширных солончаков вследствие нарушения водно-солевого баланса. Наконец, из-за экологических катастроф, вызванных деятельностью человека, несколько высокоразвитых культур просто погибли. Такая судьба постигла, например, цивилизацию майя в Центральной Америки и культуру острова Пасхи. Индейцы майя построившие множество каменных городов, пользовавшиеся иероглификой, знавшие математику и астрономию лучше своих европейских современников (первое тысячелетие нашей эры), подвергли почву такой эксплуатации, что истощившаяся земля вокруг городов уже не могла прокормить население. Существует гипотеза, что это вызвало миграцию населения с места на место, и привело к деградации культуры.

На острове Пасха (Рапануи) в Тихом океане загадочно возникла и умерла одна из интереснейших культур древнего мира. Богатый растительным и животным миром остров смог стать домом высокоразвитой культуры. Жители Пасхи умели писать, совершали многодневные плавания. Но в какой-то момент (вероятно около 1000 г.н.э.) на острове началось массовое производство огромных каменных истуканов, возможно олицетворявших племенных вождей. В ходе строительства статуй и доставки их на место стоянки (готовых всего около 80 статуй,весом до 85 тонн) леса острова были сведены на нет. Отсутствие древесины препятствовало строительству фигур и производству орудий труда. Резко сократились связи острова Рапануи с другими островами Тихого океана, население обнищало, общество деградировало.

И последнее, Экоцид - слово, вошедшее в наш оборот сравнительно недавно, но примеры экоцида мы можем найти еще в древности. Так, воины Чингизхана, вторгшиеся в Туркестан и Переднюю Азию разрушили там ирригационные сооружения, что в частности вызвало засоление и опустынивание земель в районе древнего Харезма, даже Амударья из-за этого повернула на запад, что вызвало упадок среднеазиатского оазиса цивилизации. Но гораздо чаще экологические проблемы возникают из-за экономической деятельности людей.

Список литературы

Юрий Дорохов. Экологические катастрофы древности.

Публикации по теме