Учебная дисциплина - это что такое? Дисциплина - что такое? Значение термина Дисциплина: что такое.

Учебный год состоит из трех основных этапов:

  1. Учебные модули. Учебный год разбит на 4 модуля по 8-12 учебных недель. Точные даты начала и окон­чания каждого модуля зависят от выходных и праздничных дней в текущем году. Некоторые программы имеют в году два семестра или три модуля (см. подробнее о ).
  2. Сессии. Каждый модуль завершается сессией. Времени на подготовку к экзаменам не выделяется. В течение семи дней сессии студентам могут назначить 7 экзаменов, но не более одного экзамена в день.
  3. Каникулы. Дважды в год.

Образовательные программы НИУ ВШЭ

Существует несколько ключевых моментов, свойственных для каждой образовательной программы:

  • проведение набора абитуриентов на основании отдельного конкурса;
  • относится к одному из уровней высшего образования и направлению подготовки/специальности;
  • программа имеет единый учебный план и единый график учебного процесса;
  • образовательная программа имеет академического руководителя и учебный офис, также может иметь академический совет.

У каждой образовательной программы есть определенный «жизненный цикл», в течение которого она создается, реализуется и может в какой-то момент либо измениться, превратившись в обновленную программу или, выполнив свое предназначение - закрыться:

  • 1 этап. Лицензирование нового направления подготовки. Лицензирование нового направления подготовки необходимо только в случае, если у вуза еще нет лицензии по тому направлению подготовки, по которому планируется открытие новой образовательной программы (по вопросам лицензирования обращаться к ).
  • 2 этап. Открытие новой образовательной программы. Для открытия новой образовательной программы необходимо подготовить пакет документов для обсуждения на учебно-методическом совете НИУ ВШЭ, и последующего рассмотрения на ректорате и Ученом совете НИУ ВШЭ (по вопросам подготовки пакета документов обращаться к )
  • 3 этап. Реализация образовательной программы – самый важный и длительный этап в жизни образовательной программы (проведение приемных кампаний, обучение и выпуск студентов). См. действующие регламенты на )
  • 4 этап. Аккредитация программы.Если программа была открыта по новому направлению подготовки, то ей необходимо пройти государственную аккредитацию, т.е. получить право на выдачу дипломов государственного образца (по вопросам подготовки к аккредитации обращаться к ).
  • 5 этап. Обновление и модернизация программы с целью повышения ее конкурентоспособности на рынке образовательных услуг /или закрытие программы.

Учебный план образовательной программы

Опираясь на свой ОС, каждая основная образовательная программа в НИУ ВШЭ разрабатывает учебный план. В учебном плане программы всегда есть как обязательные для изучения дисциплины, так и в рамках данной программы или из общеуниверситетских пулов дисциплин, которыми студенты могут дополнить свою индивидуальную траекторию обучения ( , в магистратуре, ).

Уникальная образовательная модель бакалавриата

Студенты бакалавриата учатся по

  • Первый год бакалавриата предусматривает значительную долю дисциплин гуманитарного цикла, которые изучаются студентами в больших потоках.
  • Кроме базовых дисциплин и курсов по выбору, которые будут являться основой будущей профессии (major), шестую часть времени (20 зачетных единиц) студенты 2-го и 3-го курсов отдают изучению майнора - дополнительного профиля (minor).

Один поток и даже одна семинарская группа дисциплин гуманитарного цикла или майнора могут включать студентов разных образовательных программ. Рекомендуем преподавателям таких дисциплин обратить особое внимание на LMS и на электронную ведомость, которые помогут оперативно взаимодействовать со студентами и менеджерами образовательных программ в этой непростой ситуации.

  • Значительная часть учебного времени отведена под раздел «Практики, проектная и/или научно-исследовательская работа»; он предназначен для использования студентами знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, при решении реальных задач. При этом задачи могут носить как академический, так и прикладной характер. Важным элементом этого раздела является Как один из механизмов организации проектной работы действует «Ярмарка проектов» ().

Оценки

10-балльная шкала

Оценки выставляются по 10-балльной шкале. При этом для каждого балла установлено соответствие 5-балльной шкале, официально принятой в России, и европейской шкале ECTS.

При оценке текущих результатов преподаватель имеет право использовать любую шкалу. Но накопленную и результирующую оценки он должен выставить все-таки в 10-балльной шкале.

Накопительная система оценки

Результирующая оценка по дисциплине (или по части дисциплины) складывается из накопленной оценки и оценки за экзамен. Накопленная оценка складывается из текущих оценок (за домашние работы, эссе, проекты, контрольные работы, выступления на семинарах и пр.). Принцип сложения текущих оценок в накопленную преподаватель описывает в программе читаемой им дисциплины. Оценки за разные элементы дисциплины могут иметь разный «вес». Но при сложении их в накопленную оценку все текущие оценки в сумме должны составлять 100%.

В программе дисциплины преподаватель также описывает, какой «вес» в результирующей оценке имеет оценка за экзамен и накопленная оценка.

«Вес» экзамена должен быть не ниже 20% и не выше 80%.

Результирующая, накопленная и оценка за экзамен обязательно выражаются целыми числами, поэтому преподавателю важно заранее объявить студентам правила округления, которые он будет использовать при расчетах. Сделать это нужно в программе дисциплины.

Преподаватель вправе не проводить экзамен и выставить оценку по накопленным текущим оценкам. Однако это решение он должен принять до начала чтения курсами зафиксировать его в программе дисциплины.

Если на экзамене студент получил неудовлетворительную оценку, его итоговая оценка по курсу необязательно тоже будет неудовлетворительной: она может быть выше, если текущие оценки были достаточно высоки и формула предусматривает весомый вклад накопленной оценки в результирующую .

Вклад накопленной
оценки

Вклад оценки
за экзамен

Результирующая
оценка

Если ваша дисциплина идет несколько модулей и вы будете проводить промежуточную аттестацию (экзамены) несколько раз, то программа дисциплины должна содержать описание правил расчета результирующей оценки для каждого периода и в целом по дисциплине.Итоговая оценка по дисциплине, которая и будет напечатана в дипломе студента, может быть выведена по какому-либо правилу из всех промежуточных, либо может совпадать с последней результирующей оценкой. Выберите один из этих вариантов заранее, зафиксируйте в программе дисциплины и сообщите студентам.

Программа дисциплины (учебного курса)

Программа курса разрабатывается преподавателем (группой преподавателей)и проходит процесс согласования/утверждения (для обязательных дисциплин -раз в три года, для выборных дисциплин - раз в два года, для дисциплин общеуниверситетских пулов - ежегодно). В согласовании программы дисциплины участвуют кафедра/департамент, реализующие эту дисциплину, академический совет и академический руководитель образовательной программы, в учебный план которой она включена. На каждом этапе согласования ответственные за этот этап лица имеют право утвердить программу либо дать рекомендации по ее доработке. Если программа плохого качества, то ее могут не утвердить. Это означает, что ее нельзя будет использовать.

  • Преподаватель имеет право регулярно - вне связи с формальными сроками ее утверждения - обновлять программу курса по мере развития предметной области (появления новой литературы, смещения актуальных акцентов и пр.). Если изменения затрагивают больше 30% содержания программы, ее нужно переутверждать.
  • Преподаватель должен организовывать учебный процесс в соответствии с утвержденной программой дисциплины. Если возникает необходимость оперативно и незначительно скорректировать формулы оценивания, порядок изучения тем, то преподаватель обязан проинформировать студентов об изменениях. Лучше всего использовать письменные виды уведомлений (LMS, электронную почту) - таким образом вы можете обезопасить себя в случае предъявления студентами претензий, связанных с нарушением описанных в программе договоренностей.
  • Все программы дисциплин размещаются в открытом доступе на сайте ВШЭ: .
  • Полная и утвержденная программа дисциплины должна быть размещена на портале не позднее начала того модуля/семестра, в котором она читается. Для некоторых дисциплин установлены более ранние сроки размещения программ и аннотаций (подробнее об этом см.: http://www..
  • Преподаватель отвечает за наличие и качество программ учебных курсов, размещенных на сайте ВШЭ.
  • Разместить программу курса на сайте поможет менеджер департамента. Программа размещается в корпоративной информационной системе и оттуда публикуется на сайт к каталог программ университета.
  • Студенты зарубежных вузов, которые приезжают учиться в Высшую школу экономики, выбирают курсы за полгода до начала учебы в НИУ ВШЭ. Поэтому, если курс читается на иностранном языке, его программа должна быть передана в Методический центр Дирекции основных образовательных программ за 6 месяцев до начала семестра, в котором планируется чтение курса: для дисциплин 1–2-го модуля - не позднее 15 февраля текущего года, для дисциплин 3–4-го модуля - не позднее 15 сентября предыдущего года.

Документы:

  • Регламент разработки, согласования и утверждения программ учебных дисциплин:
  • Регламент размещения программ учебных дисциплин на сайте ВШЭ:
  • Шаблон программы учебной дисциплины:

Письменные работы

Письменные работы студентов включают домашние задания, рефераты, эссе, контрольные и экзаменационные работы, курсовые и выпускные квалификационные работы. Преподаватель самостоятельно определяет, как часто, в каком объеме и формате студенты готовят письменные работы при изучении его курса. Сроки их подготовки, формат и тематика должны быть описаны в программе дисциплины.

Есть, однако, и общие требования, распространяющиеся на все письменные работы: они не должны нарушать академических норм университета.

Если вес элемента текущего контроля в результирующей оценке >= 30% , и студент пропустил его по уважительной причине , преподаватель обязан дать возможность пересдачи или перераспределить вес на другие элементы контроля.

Не допускаются:

  • списывание;
  • двойная сдача письменных работ;
  • плагиат;
  • подлоги;
  • фабрикация данных и результатов работы.

За нарушение академических норм при выполнении письменных учебных работ или при подготовке к ответу во время устного экзамена (опроса) студенты могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию - от замечания и неудовлетворительной оценки до отчисления.Если преподаватель обнаружил в работе студента одно из перечисленных нарушений, он обязан поставить ему оценку «неудовлетворительно»(0 по 10-балльной шкале) и сделать ему замечание. Данная работа считается невыполненной.

Списывание

В случае списывания преподаватель имеет право поставить оценку «неудовлетворительно» (0 по 10-балльной шкале) и тому студенту, который намеренно предоставил свой текст для списывания.

Плагиат

Курсовые и выпускные квалификационные работы, выполненные на русском языке, в обязательном порядке проверяются на наличие в них плагиата при помощи электронной системы «Антиплагиат» (http://corp.antiplagiat.ru). Работы на английском языке студентов англоязычных программ проверяются через систему Turnitin (http://turnitin.com/ru/). Загрузка итоговых файлов студенческих работ для обязательной проверки на наличие заимствований в тексте осуществляется студентом самостоятельно через систему LMS НИУ ВШЭ. Форма загрузки становится активной для студента при внесении в систему АСАВ утвержденных тем сотрудниками учебного офиса образовательной программы. Инструкция по загрузке работ студентами размещена по . Подтверждением загрузки студентом работы на проверку процента заимствований является формирование QR-кода. Для просмотра полного текста загруженной работы, а также просмотра детального отчета из системы «Антиплагиат.ВУЗ» с указанием заимствованных блоков необходимо использовать мобильный гаджет с доступом в интернет и предустановленным мобильным приложением для считывания QR-кодов. Преподаватель должен стремиться к созданию образовательной атмосферы, исключающей нарушение академических норм.

Документы:

  • Приложение 2 к Правилам внутреннего распорядка обучающихся:
  • Приложение 1 к Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ:
  • Регламент использования системы «Антиплагиат» для сбора и проверки письменных учебных работ:

Ведомость

В ходе чтения курса преподаватель фиксирует промежуточные результаты студентов в своей рабочей ведомости. Ее удобно вести в системе LMS.Оценки за экзамены и иные контрольные испытания выставляются в экзаменационную ведомость, которую составляет учебный офис образовательной программы перед проведением экзамена.Преподаватель может по желанию выбрать бумажную или электронную экзаменационную ведомость. Бумажную ему надо получить в учебном офисе до экзамена. Электронную ведомость преподаватель может получить самостоятельно на сайте , используя логин vedomost и пароль vedomost . Электронный вариант ведомости позволяет использовать формулы для расчета результирующей оценки.Заполненную и отсканированную ведомость преподаватель может отправить на указанный адрес сотрудника учебного офиса соответствующей образовательной программы. Оригинал ведомости необходимо представить менеджеру департамента.

Как заполнять ведомости промежуточной аттестации:

Ведомость содержит четыре графы: «Оценка накопленная», «Оценка за экзамен», «Оценка результирующая (число)» и «Оценка результирующая (текст)».

В графу «Оценка накопленная» выставляйте число по 10-балльной шкале, которое характеризует результаты текущей работы студента в течение модуля.

В графу «Оценка за экзамен» выставляйте число по 10-балльной шкале, характеризующее качество ответов студента непосредственно в момент экзамена.

В графу «Оценка результирующая (число)» выставляйте рассчитанную и округленную до целого числа результирующую оценку.

В графу «Оценка результирующая (текст)» внесите соответствующую текстовую запись: «отлично», «хорошо», «удовлетв.», «неудовлетв.».

Шкала соответствий числовой и текстовой оценок имеется на бланке ведомости. Если студент получает оценку «автоматом» (т.е. по результатам накопленной оценки), то выставляется максимальный балл в обе графы оценок. Студенту, не пришедшему на экзамен и не имеющему «автомат», выставляется «неявка» в обе графы.

Методика расчета результирующей оценки отражена в программе дисциплины. Формула расчета результирующей оценки должна быть записана преподавателем в ведомости в специально отведенном для этого месте (справа вверху над таблицей).

ИМЕННО ЭТА ОЦЕНКА выставляется менеджером учебного офиса в электронную базу данных и появляется у студента в электронной зачетной книжке в LMS! Преподаватель обязан сдать ведомость в учебный офис лично - в бумажном виде или по электронной почте изображение копии с подписью.Если вы пересылаете ведомость в электронном виде, то оригинал нужно передать на хранение менеджеру вашего департамента.

Документы

  • Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ:
  • Видеоинструкция по заполнению ведомости: http://www.youtube.com/embed/F5bz0XRzaCQ

Зачеты

В НИУ ВШЭ зачетов нет, за редким исключением. Некоторые дисциплины, например физическая культура, а также малые по числу зачетных единиц сервисные проекты могут быть оценены по системе «зачтено / не зачтено».

Экзамены

Преимущественно письменные, но могут быть устными по усмотрению преподавателя или департамента. Более точный формат (эссе, ответы на вопросы, тестирование и пр.) определяет преподаватель. Письменный экзамен не должен длиться более 4 часов.Студенты не должны сдавать более одного экзамена в день. Запрещается начинать экзамены раньше 9 утра и задерживать студентов позднее 9 вечера.

Апелляция

В состав апелляционной комиссии не может быть включен преподаватель, принимавший экзамен или пересдачу экзамена.

Апелляционная комиссия проводит заседание в присутствии студента и преподавателя, принимавшего экзамен или пересдачу экзамена. На заседании также может присутствовать один представитель Студенческого совета факультета, на котором обучается студент, по предварительному согласованию с председателем апелляционной комиссии.

Пересдачи

Разрешаются только после 2 модуля (с 11 января до 15 февраля) и после 4 модуля (с 1 сентября будущего учебного года до 15 октября). Студент имеет право на две попытки. Первая пересдача проводится точно в таком же формате, как и сам экзамен. Вторую пересдачу принимает комиссия из трех преподавателей. Если дисциплина не предполагала экзамен, то студенту предлагается только одна пересдача - сразу комиссии.

Зачетная книжка студента

У студентов Вышки она электронная. Доступ к ней - в системе LMS НИУ ВШЭ в личном кабинете каждого студента. Преподаватель ставит оценки не напрямую в зачетную книжку. Он передает записанные в экзаменационную ведомость оценки, в учебный офис образовательной программы, а сотрудники учебного офиса заносят оценки в АСАВ, оттуда они уже "заливаются" в электронную зачетку в LMS НИУ ВШЭ.

Рейтинг студентов

Это документ, отражающий относительную успеваемость студентов одной обра­зовательной программы, обучающихся на одном курсе, за выбранный промежуток времени. Рейтинг составляется сотрудниками учебных офисов и публикуется на сай­те образовательной программы. В зависимости от того, какое место в рейтинге занимает студент, он может претендовать на (повышенную) стипендию или скидку по оплате обучения (если он учится на платном месте), или даже перейти с платного места на бюджетное.Рейтинг бывает текущим (за полгода) и кумулятивным (по итогам всей учебы студента с момента поступления).

Дисциплины по выбору являются вариативной (профильной) частью Стандарта об образовании бакалавра . Они дают возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков , определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей). Позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной юридической деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре . Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно.

Помимо этого как поступающему, так и студенту интересно - в какой форме и на каком курсе, уровне образования осуществляется специализация студентов, например, на «Гражданско-правовую » и «Уголовно-правовую »?

У каждого вуза могут быть свои нюансы деления направлений, но следует иметь в виду следующее. По направлению «Юриспруденция» Стандарт образования бакалавра один, поэтому все студенты получают одинаковый базовый уровень знаний и вполне способны начать трудиться в любой отрасли права. При текущем делении на бакалавриат и магистратуру специализация «в чистом виде» предполагается в магистратуре. Но определенная специализация возможна и в бакалавриате. Стандарт образования бакалавра использует термин: формирование профиля подготовки .

Вуз в рамках вариативной части программы бакалавриата правомочен давать больше занятий по тому или иному профилю (специализации). Также Стандартом образования бакалавра предусмотрено, что сам обучающийся может выбирать дисциплины, предусмотренные вариативной частью основной образовательной программой , а значит и специализироваться на тех вопросах, которые считает для себя важными. Отметим, что такие занятия после их выбора становятся обязательными к изучению. Это очень похоже на западные системы преподавания, построенные на такой же модульной системе, при которой студент выбирает по своему желанию ряд дисциплин.

Более того, вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ. При формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки. Таким образом и в рамках бакалавриата юрист уже выбирает свой будущий профиль,специализацию.

В любом случае целесообразно изначально (или на старших курсах) определиться со специализацией в зависимости от будущей профессии, так как не бывает юристов профессионально работающих одновременно во всех отраслях права.

Данный материал подготовлен на основе материалов книги Саблина Максима Тимуровича «Карьера юриста» . Подробнее об авторе можно узнать

В процессе взросления человек довольно скоро сталкивается с таким понятием, как дисциплина. Что такое это, малышу пытаются объяснить поначалу родители, потом воспитатели детского сада, школьные учителя, преподаватели вузов и работодатели. Однако многие не знают, что данный термин имеет далеко не одно значение, и некоторые из них очень даже неожиданные. Давайте подробнее рассмотрим главное и второстепенные значения этого существительного.

Откуда пришло в русский язык это слово

Прежде чем рассмотреть вопрос: «Дисциплина - что такое?» - стоит узнать, откуда пришло данное название и что означало в оригинале.

Как и большинство научных терминов русского языка, данный пришел из латыни. Прародителем этого слова стало существительное disciplina, означающие обучение или, по другой версии - выдержанность.

Как и многие заграничные новшества, этот термин пришел в Россию во времена Петра I, через посредничество польского языка, в котором широко использовалось слово dyscyplina. Стараниями царя данное существительное довольно скоро прижилось, в отличие от понятия, которое оно обозначало.

Значение слова в древности

Во времена Древнего Рима Дисциплина - это было имя богини войны, культ которой особо распространился при императоре Адриане. Эта мифическая красавица воплощала в себе такие воинские достоинства, как порядок и послушание командам начальства.

Неудивительно, что взлелеянная ею римская армия многие века была непобедимой.

Дисциплина: что такое?

Данным термином называют неукоснительное выполнение конкретной личностью (или группой особ) правил, принятых в коллективе или обществе, где она (они) находится.

Цель этих правил - оптимизировать существование индивидуума таким образом, чтобы он наиболее эффективно выполнял свои обязанности перед коллективом или обществом.

Дисциплинарные правила могут устанавливаться как отдельными представителями социума, так и самим человеком, исполняющим их.

Наиболее эффективный способ поддержания дисциплины - это использовать систему штрафов и наград, действующих по принципу «кнута и пряника». Однако чтобы она действовала, наказания и поощрения должны находиться в равновесии и соответствовать проступкам или достижениям.

К сожалению, на практике не всегда все выглядит так радужно. В теории за нарушение дисциплины человека должны карать (финансово или понижать в должности), а за соблюдение правил - выдавать финансовую премию, другие материальные награды или продвигать по карьерной лестнице. Вот только на практике дисциплинированность людей чаще всего воспринимают как должное и не поощряют, в то время как за малейший проступок - штрафуют. Кстати, такая политика противоречит действующему законодательству, согласно которому в любой организации нельзя использовать штрафы, если нет системы премий, и наоборот.

Какие разновидности дисциплины бывают

Существует несколько вариантов классификаций этого понятия. Чаще всего дисциплину разделяют на специальную и общеобязательную.

  • Специальная - это та, что действует в конкретных организациях, распространяясь на сотрудников или участников. Она теряет свои полномочия за пределами учреждения.
  • Общеобязательная - это такая дисциплина, которая устанавливается государством на своей территории и распространяется не только на граждан, но и особ, временно пребывающих в данной стране. Фактически этот вид дисциплины соотносится с законами, однако не во всем.

Специальную дисциплину можно разделить на множество мелких подгрупп. Как правило, каждая сфера деятельности общества имеет собственные дисциплинарные правила. Чаще всего встречаются такие подгруппы дисциплин.


Внутренняя и внешняя дисциплина

Рассматривая вопрос: «Дисциплина - что такое?» - нельзя не упомянуть о том, какова может быть мотивация личности к выполнению общественно предписанных правил. Мотивация бывает внутренней и внешней.

  • Внутренняя мотивация, или самодисциплина - это качество отдельных личностей, которое заставляет их контролировать свои поступки или поведение в тех случаях, когда нет внешних сдерживающих факторов или особ, способных наказать за проступок. Хотя заняться самоконтролем способен каждый человек, далеко не всякий обладает достаточной силой воли для этого. Как правило, самодисциплина особо развита у спортсменов, людей с различными хроническими заболеваниями, бизнесменов или ученых.
  • Внешняя мотивация для следования правилам дисциплины основана на системе штрафов и поощрений, а также на социальном давлении, которое оказывается на каждого отдельно взятого члена коллектива или общества группой людей.

Структурные составляющие самодисциплины

Современное общество устроено таким образом, что, несмотря на многочисленные внешние факторы, способствующие дисциплинированности каждого индивидуума, добиться чего-то стоящего в своей жизни он способен лишь благодаря самодисциплине. А она покоится на трех китах.


Что называется спортивной дисциплиной

Как уже было указано выше, термин «дисциплина» является многозначным. Он часто используется в словосочетании «спортивная дисциплина».

Не стоит путать это понятие с самодисциплиной, благодаря которой великие спортсмены, преодолевая усталость и слабости, становятся чемпионами.

Так, спортивной дисциплиной называют составляющую вида спорта.

К примеру, легкая атлетика - это вид спорта, состоящий из таких дисциплин, как бег на разные дистанции, ходьба, прыжки и метания.

Научные дисциплины

У древнего латинского термина disciplina был однокоренной "собрат" - discipulus, что переводится на русский как "студент". Иными словами, понятие дисциплины еще в те времена было связано с наукой и обучением. Поэтому неудивительно, что понятие "научная дисциплина" тоже довольно распространено.

Под ним подразумевается отдельная отрасль профессиональной науки, которая объединяет области научных знаний, сообщества, занятые их производством, обработкой и реализацией (научно-исследовательские организации), а также способы развития и воспроизводства определенной научной отрасли как профессии.

Фактически научная дисциплина является составляющей конкретной науки. К примеру, дисциплина «основы предпринимательства» входит в состав науки "экономика".

Особенности учебной дисциплины

В третьем пункте упоминалось об учебной дисциплине как системе правил, регулирующих взаимоотношения, а также права и обязательства учащихся.

Однако данное словосочетание гораздо чаще используется в качества синонима для названия «учебный предмет» (систематизированная совокупность знаний и умений, взятых из определенной науки для изучения в учебном заведении). Фактически научная дисциплина состоит из многочисленных учебных.

Рабочая программа учебной дисциплины

Преподавание любого учебного предмета (дисциплины) регламентируется его программой. Она не только указывает на его роль в учебной программе и системе образования в целом, но и регулирует способы оценивания знаний и умений учеников/студентов.

Рабочая программа дисциплины является официальным документом и требует особенного оформления.

Традиционно она состоит из восьми разделов.

  • Цели изучения конкретной дисциплины.
  • Ее место в общеобразовательной программе.
  • Требования к результатам изучения.
  • Содержание.
  • Технологии образовательные.
  • Система оценивания.
  • Информационное и учебно-методическое обеспечение.
  • Материально-техническое обеспечение.

Требования к рабочей программе учебной дисциплины

Поскольку программа дисциплины предназначена в первую очередь для информирования учащихся, она должна содержать всю полноту сведений об изучаемом предмете, но при этом в ней не должно быть ничего лишнего.

Ответственность за разработку программы для каждого предмета лежит на кафедре вуза, специализирующегося на изучении данной дисциплины. Кстати, несмотря на то, что общая программа учебных предметов регулируется Министерством образования, то, какая дисциплина сколько времени будет изучаться и по какой системе оцениваться - находится в ведении конкретного учебного заведения.

Понятие "дисциплина" в своем главном смысле нравится далеко не всем, поскольку родственно с термином "ограничение". Однако, как говорили древние: "Отсутствие дисциплины предусматривает присутствие безответственности". Поэтому без этого явления общество не может существовать в принципе.

Ни для кого не секрет, что сегодня отечественное высшее образование находится в состоянии кризиса. После получения заветного диплома большинству выпускников приходиться приобретать нужные для работы знания собственными силами. Одной из основных причин такой ситуации является отсутствие механизма быстрой адаптации содержания преподаваемых учебных дисциплин. Не знаете, что означает термин «учебная дисциплина»? Тогда давайте узнаем больше о ней и ее содержании, предмете и других особенностях. А также рассмотрим, чем она отличается от научной дисциплины.

(У. Д.) Учебная дисциплина - это…

Данным словосочетанием именуется систематизированная информация, навыки и умения, вычлененные из какой-то сферы (техника, искусство, наука, производственная деятельность и т.п.) с целью изучения ее в образовательном заведении.

Чтобы проще запомнить значение рассматриваемого понятия, стоит знать, что существительное «дисциплина», пришло в российский язык из латыни (disciplina) и в переводе обозначает «учение».

Если объяснять более простым языком, то учебная дисциплина - это определенный предмет, который изучается в школах или вузах. Например: математика, право, сопромат, информатика и другие.

Учебный (академический) курс и предмет

Рассматриваемое понятие довольно близко связано с учебным предметом и учебным курсом.

Учебная дисциплина является синонимом первого из вышеперечисленных терминов, который также представляет собою педагогически адаптированную и систематизированную информацию, умения, а также навыки, демонстрирующие основную суть изучаемой науки.

Академическим курсом является структурная единица организации всего учебного и воспитательного процессов в вузе или школе в рамках конкретной дисциплины. Учебный курс начинают и заканчивают изучать на протяжении одного семестра, реже - нескольких лет.

Учебная и научная дисциплины

Узнав ответ на основной вопрос «учебная дисциплина - это что такое?», стоит более внимательно рассмотреть связь изучаемого термина с таким понятием, как «научная дисциплина» (Н. Д.).

Так именуется основная форма организации определенной науки. Она объединяет на предметно-содержательной основе различные области научных знаний, а также сообщество ученых, занятых их производством, анализом и передачей обществу.

В сферу интересов Н.Д. также входят механизмы эволюции определенной научной отрасли как практической профессии.

Главное отличие между научной и учебной дисциплиной - в том, что первая из них ориентирована на ученых-исследователей, а вторая - на обучающихся (школьников, студентов).

Несмотря на разную направленность, данные понятия тесно связаны между собою и часто пересекаются. Хотя на первый взгляд кажется, что Н. Д. первична, а У. Д. - вторична, на протяжении всей истории они постоянно переплетались и дополняли друг друга.

В качестве примера связи между рассматриваемыми явлениями можно привести знакомый всем школьникам раздел математики - геометрию. Она одновременно является и наукой, и учебной дисциплиной.

Как научная дисциплина геометрия занимается изучением пространственных структур и отношений, а также их обобщением.

На основе добытых учеными знаний в этой сфере был создан академический предмет - геометрия. Он призван развивать логическое, образное мышление у учащихся, формировать у них пространственные представления, а также развивать умения и навыки, необходимые для практической деятельности в будущем.

При этом часть людей, изучавших геометрию, в будущем становятся учеными, которые могут сделать новые открытия в этой сфере.

«Три кита» учебных дисциплин

Каждая академическая дисциплина базируется на трех компонентах.

  • Непосредственно сам предмет учебной дисциплины (ее суть).
  • Поставленные цели и задачи - чего должен достигнуть учащихся после завершения изучения У. Д.
  • Взаимоотношения академической дисциплины с другими предметами, а также ее место в программе учебного заведения и избранной специальности.

Любая У. Д. основывается на информации, предоставленной ранее изученными предметами. При этом сама она служит опорой для овладения данными последующих дисциплин для обретения определенного академического уровня. Подобная система напоминает домик из кубиков. Как правило, если вытащить один - строение может распасться.

Информацию о любом академическом предмете и его "трех китах" всегда можно отыскать во вступительной лекции к дисциплине, предисловии к учебному пособию, различных энциклопедических или словарных статьях.

В качестве примера можно рассмотреть компоненты такой У. Д., как «Фармацевтическая химия».

Предметом данной дисциплины является изучение способов получения лекарств, а также их состав и свойства.

Целями изучения "Фармацевтической химии" является:

  • создание научной базы для получения медикаментозных препаратов с необходимыми лечащими способностями;
  • установление взаимосвязи между химической формулой лечебного вещества и его воздействием на биологические организмы.

Положение «Фармацевтической химии» в системе наук: данный предмет основан на знаниях из таких У. Д., как органическая, неорганическая, физическая и коллоидная химия, а также биохимия. Кроме того информация, которую предоставляет эта У.Д. студентам, является базовой для «Технологии лекарств» и «Фармакологии». Также «Фармацевтическая химия» имеет отношение к физиологии, терапии и подобным медико-биологическим дисциплинам.

Дополнительные составляющие компоненты У. Д.

Помимо вышеперечисленных «трех китов», каждый академический предмет состоит из его языка, истории, фактов, теории, практического приложения и методов учебной дисциплины.

Язык У. Д. очень важен для ее освоения, поскольку он применяется и в научных дисциплинах (разница между этими понятиями - в пятом пункте). Так называется специфическая терминология данной отрасли. Ее составляющими являются не только специализированные термины, но и различные символы (чаще всего греческого или латинского происхождения), условные обозначения и сокращения, математический аппарат и подобное. В общем, все то, что используется в данной сфере помимо обычного языка.

Изучая историю У. Д., можно проследить, как она достигла современного уровня. Причем хронология ошибок или заблуждений иногда бывает не менее информативной и поучительной, нежели повествование о достижениях.

Ощутимая часть в учебном материале дисциплины отводится фактам. Информация о них приобретается с помощью наблюдения или экспериментальным путем. Важность фактического материала состоит в том, что они выступают в роли практических примеров, которые иллюстрируют теоретические данные. Именно они служат свидетельством важности существования данной дисциплины.

Теоретическая база У. Д. основывается на утверждениях (постулатах). С их помощью происходит формирование модели действительности, которой присуще упрощение объективной реальности. Данный метод дает возможность теоретическим путем формулировать законы, отображающие связи между явлениями.

Свой выход в практику теории находят благодаря решению определенных задач на основе заданных алгоритмов.

Важная роль среди компонентов У. Д. принадлежит ее методам. Они делятся на две категории:

  • Направленные на изучение непосредственно самого предмета как учебной дисциплины (дидактические).
  • Нацеленные на развитие связанной с ней науки. Последние необходимы для получения экспериментальных данных, построения доказательств или отрицания теорий, решения практических задач.

Типы учебных дисциплин

В средних общеобразовательных учреждениях такие У. Д., как правило, вводятся в старшей школе, когда происходит распределение учеников по специализированным классам с углубленным изучением определенных предметов.

Задачи и цели учебной дисциплины

В общем, каждая У.Д. направлена на обучение новым знаниям, а также формирование у учащихся определенных практических навыков реализации полученной информации. То есть у любой учебной дисциплины - задачи и цели - это свод требований к результатам ее освоения.

При этом каждая отдельно взятая У. Д. имеет собственные цели и задачи, исходящие из ее специфики.

Например, при изучении дисциплины под названием «Всемирная история» перед учащимися ставятся такие задачи:

  • рассмотреть основные этапы развития государств;
  • сопоставить их социальные, экономические, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь.

Если же речь идет об изучении хронологии конкретной страны, то все вышеперечисленные задачи дополняются сравнением исторических процессов происходящих в ней, с теми событиями, что имели место в этот же период за ее пределами.

Что касается целей изучения У. Д. «Всемирная история», то они таковы:

  • Усвоение приобретенной систематизированной информации об истории человеческой цивилизации.
  • Стимулирование развития учащимися способностей осознавать историческую обусловленность явлений в мире, определять собственную позицию по отношению к прошлому и современной окружающей реальности и соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
  • Овладение умениями/навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
  • Формирование способности рассматривать события/явления с точки зрения их исторической обусловленности. А также сопоставлять различные версии и оценки событий и деятельности выдающихся личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Если же рассматривается история родной страны, то все перечисленные цели будут адаптированы к ее хронологии. Кроме того, добавится еще одна - воспитание гражданского самосознания и активной позиции, национальной идентичности.

Программа учебной дисциплины

Вся информация об изучаемой У. Д. содержится в специализированном государственном документе. Он называется «Рабочая программа учебной дисциплины». Именно ею руководствуется преподаватель, при обучении своих подопечных.

Структура программы У. Д.

Как правило, для каждого вуза составляется собственная программа учебной дисциплины. При этом она обязательно должна соответствовать единым государственным образовательным стандартам.

Обычно программа состоит из четырех разделов:

  1. Паспорт . В нем описывается область применения У. Д., ее цели и задачи, место в структуре основной профессиональной образовательной программы, а также общее количество академических часов, отведенное на изучение данного предмета.
  2. Структура и содержание. В этом разделе рассказывается о видах учебной работы и количестве выделенного на них времени. Также здесь подробно расписывается содержание учебной дисциплины.
  3. Условия реализации. В данном разделе дается перечень материально-технического обеспечения, необходимого учащемуся, для полноценного освоения изучаемого предмета. Также здесь подается список литературы по дисциплине. Причем отдельно идет перечень для учащихся, отдельно - для педагога.
  4. Контроль и оценка уровня освоения изложенного материала. В этом разделе описывается то, чему ученики/студенты должны научиться и какими способами учитель будет проверять их знания (устные опросы, контрольные, самостоятельные работы и т.п.). Также здесь обязательно должны присутствовать критерии оценивания знаний и навыков; порядок формирования оценок по дисциплине.

Помимо вышеперечисленных пунктов, некоторые программы могут содержать дополнительную информацию, такую как примеры оценочных средств для текущего контроля и аттестации. А также данные о применяемых образовательных технологий (могут быть дополнены методическими рекомендациями).

Гражданское право как пример научной и учебной дисциплины

Изучив основные особенности такого понятия, как У. Д., стоит рассмотреть в качестве практического примера и учебную дисциплину.

Как цивилистическая наука этот предмет специализируется на рассмотрении закономерностей гражданского и правового регулирования взаимоотношений в обществе. Результатом подобного изучения является возникновение учебной дисциплины о гражданском праве. Она состоит из системы связанных и согласованных понятий, взглядов, суждений, идей, концепций, а также теорий.

Предмет этой У. Д. - нормы гражданского права.

Цели изучения - освоение учащимися основных положений и понятий гражданско-правовой науки. А также анализ основного массива гражданско-правового законодательства и практики его применения.

Задачей «Гражданского права» как учебной дисциплины является подготовка специалистов, способных в кратчайшие сроки решать практические правовые цивилистические проблемы, используя полученные знания.

В зависимости от специальности подготовки, этой У. Д. выделяется разное количество академических часов. К примеру, учащиеся на «Праве и организации социального обеспечения» посвящают изучению этого предмета 239 часов на протяжении одного семестра. А для специальности «Юриспруденция» на изучение гражданского права выделено 684 часов на протяжении четырех семестров.

Что касается условий реализации «Гражданского права» как учебной дисциплины, то по окончании обучения этому предмету студент должен знать не только все положения гражданского кодекса, но и базовые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения в государстве. Также студент должен ориентироваться в основных положениях руководящих указаний Верховного и Высшего Арбитражного Судов по вопросам гражданского права.

На специальности «Право и организация социального обеспечения» после прохождения курса студенты сдают итоговый экзамен. А на «Юриспруденции» каждый семестр по очереди заканчивается зачетом или экзаменом.


Конституция РК?
a) +98

335. Кто является источником государственной власти РК:
a)+народ РК

336. Укажите государственные символы РК:
d) +флаг, герб, гимн

338. Укажите признанные формы собственности РК:
d) +государственная и частная

339. Статус русского языка по Конституции РК определяется как:
e) +статус официальный, наряду с казахским, для управления государственных и местных органов власти

340.Административное право – это:
a)+ совокупность нормативных законов, регулирующих сферу управления

341. Кто относится к субъектам административного права?
a) +граждане, иностранные граждане, политические партии, учреждения

342. К обязанностям граждан относятся:
c) + выплата налогов в РК, бережливое отношение к культурным и историческим памятникам

343. Кто не относится к госслужащим?
e) + исполнительное лицо, отвечающее за техническое обеспечение аппарата

госслужащий, принесший присягу Премьер-министру

344. Президент РК – это:
a)+ глава государства, высшее должностное лицо, определяет положение Казахстана на политической арене; лицо которое определяет внутреннюю и внешнюю политику, а также международные взаимоотношения

345. Кем избирается Президент РК:
a) +свободным голосованием граждан
346. Трудовое отношение – это. . .
d) +это юридическое отношение по применению труда физического лица в качестве наемного работника на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности и хозяйствования, где одна сторона (работники) обязана выполнять работу определенного рода с подчинением установленному там трудовому распорядку, а другая сторона (работодатель) обязана обеспечивать работника работой в соответствии с его специальностью, квалификацией или должностью, оплачивать его труд по количеству и качеству, не ниже установленного государством минимума, создавать здоровые и безопасные условия труда. . .

347. Нормальное рабочее время. . .
c) +40 часов неделю

348. Виды отпусков. . .
a) +ежегодные оплачиваемые, дополнительные, учебные, социальные

349.Способность иметь все предусмотренные трудовым законодательством права – это. . .
a) + правоспособность

350.Субъекты трудового права. . .
е) +все перечисленное

351.Какие предусмотрены виды дисциплинарных взысканий. . .
e) + все перечисленное

352. Виды рабочего времени. . .
b) +нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное

353.К сверхурочным работам привлекаются. . .
А) +с согласия работника

354. Виды времени отдыха. . .
e) +все перечисленное

355.К мерам поощрения относятся. . .
a)+ объявление благодарности, выдача премии, награждение ценными подарками, грамотами и государственными наградами

356. Разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства РК, выполнения условий соглашений, трудового и(или)
коллективных договоров:
d) +трудовой спор

357.Вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы:
a) +заработная плата

358.Время в календарном исчислении, затраченное работником на осуществление трудовых обязанностей:
e) +трудовой стаж

359.Надлежащее исполнение работодателем и работниками обязательств, установленных трудовым, коллективным договорами, актами работодателя:
a) +трудовая дисциплина

360.Обязательства работника и работодателя, обусловленные трудовым договором:
c) + обязанности

361.Освобождение работника от работы на определенный период для обеспечения ежегодного непрерывного отдыха работника или социальных целей с сохранением за ним места работы:
a) +отпуск

362. Совокупность правовых норм, регулирующих личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие в силу брака, рождения детей, родства и допускаемые законом форм принятия детей на воспитание в условиях семьи - это
a) +семейное право

363. Равномерный союз между мужчиной и женщиной, заключаемый при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке, с целью создания семьи, порождающий личные неимущественные и имущественные отношения между супругами – это:

364. Брак, заключенный в установленном законом порядке, без намерения создать семью и не порождающий прав и обязанностей супругов – это:
a)+ фиктивный брак

365. Заключение брака производится со дня подачи заявления в органы ЗАГС по истечении:
a) +месяца

366. Укажите общественные отношения, составляющие предмет семейного права:
1. +личные (неимущественные) и имущественные

367. Круг лиц, связанный имущественными и личными неимущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления либо иной формы принятия детей на воспитание и признании способствовать укреплению развития семейных отношений - это:
b) +семья

369. Закон «О Браке и семье»
a) +устанавливает и регулирует брачно – семейные отношения в РК, а также гарантии их осуществления обеспечивает защиту прав и интересов семьи, определяя ее развитие приоритетным направлением государственной социальной

370.Возрастной возраст для вступающих в брак?
d) +с 18

371.Брак признается законным только;
a) +в государственных органах записи актов гражданского населения

372.Обстоятельство, при котором не может быть заключен брак:
a) +лицами, одно из которых зарегистрировано в другом браке

373. Расторжение брака при не согласии супруги невозможно:
d) +в течении первого года жизни ребенка

374.Расторжение брака в судебном порядке производится:
e) +Всле выше перечисленные варианты

375.Что не является собственностью каждого из супругов:
a) +имущество, каждого из супруга признанное их совместной собственностью

376. В какой форме заключается брачный договор.
e) + Письменная форма, подлежащая нотариальному удостоверению

377. Привлекаются ли к ответственности иностранцы, совершившие преступление за территорией РК?
1. +не привлекаются

378. Кто является преступником на территории РК?
a)+ граждане РК, лица без гражданства, иностранцы

379. Какое действие называется преступлением?
5. +действие, запрещенное законом

380. На какие преступления делятся все действии по характеру опасности?
e) +не особо тяжкие преступления, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления

381.Формальным источником уголовного права является:
a) +уголовный закон;

382. К основным принципам уголовного права не относится: ;
e) +принцип равенства сторон в уголовном судопроизводстве;

383. Предметом регулирования уголовного права является:
a) +уголовно-правовые отношения, возникающие в связи с совершением преступления;

384. Когда был принят Уголовный кодекс Республики Казахстан:
c) + 16 июля 1997 года;

385. Какой источник права имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Республике Казахстан?
a) +Конституция РК;

386.Форма устройства государства Республика Казахстан:
b) + унитарная;

387.Какая форма правления провозглашена в Казахстане?
a) +президентская республика;

388.К какой ветви власти относится Президент РК? ;;
e) +ни к какой;

389. Кто решает вопрос о приобретении гражданства РК?
a) +Президент;

390. Какая из ниже перечисленных конституционных обязанностей не относится к иностранным гражданам?
a) +забота о сохранении исторического и культурного наследия;

391. На какой срок избирается Президент Республики Казахстан:

На семь лет;

392. Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы общественного строя и правовой статус человека, называется…

d+конституцией;

393. Светское госудаpство – это:

a) +госудаpство, в котоpом церковь отделена от государства, но оно допускает существование pазличных видов pелигий

394. Совокупность способов, приемов и средств осуществления политической власти – это…

e) + политический режим

395. Особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и представляющих возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни – это…

c) +культурные права

Совокупность естественных и неотчуждаемых основопологающих прав и свобод, принадлежащих человеку с рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству - это....

a)+ личные права

397. Когда была принята первая Конституция РК?

398. Нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке:

c) + закон

399. Что такое Конституция?

a) + основной закон государства

400. Депутатом Маслихата может быть избран:

a) +гражданин РК, достигший двадцати лет

401. Филиал – организация, являющаяся частью другой организации

a) +юридического лица

402. Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану) и, как правило, передаётся по наследству.)

Публикации по теме