О роли библиотекарей или о важности библиотечных уроков в начальных классах. Интервью наталии шпагиной Восточный административный округ

Фото: Anatoliy Samara/Rusmediabank.ru

Мы уже давно привыкли искать информацию в интернете. Библиотеки мы посещаем крайне редко. Нужны ли библиотеки нам и нашим детям? Стоит ли записывать ребенка в библиотеку, если все, что нужно, можно найти на просторах интернета, и что даст библиотека ребенку?

Что дает библиотека?

Прежде всего, в хранится много эксклюзивной информации (обычно это касается больших библиотек). Например, самая новая информация из недавно опубликованных источников, которые еще не появились в интернете или напротив, старые и редкие издания, бесценные архивы, которые нельзя найти в сети.

Если речь идет о школьниках, они могут найти здесь ту информацию, которая не всегда доступна в интернете. Ведь пользоваться обычно нужно определенной литературой конкретных авторов, которые не всегда размещены в сети. Можно найти здесь и старые журналы, которые не выложены в интернете (а зачастую там много интересных публикаций, мастер-классов и других материалов).

Кроме того, в библиотеке часто проходят различные мероприятия, которые помогают больше узнать о писателях, культуре, науке. Часто проводятся также различные конкурсы и викторины, игры, которые помогают расширить кругозор. Это очень полезно для школьников, дошкольников и взрослых людей.

Зачем ребенку нужно посещать библиотеку?

Прежде всего, ребенок учится . Особенно, это относится к тем детям, которые не любят читать (а таких ребят сейчас очень много). Именно библиотека помогает рассмотреть книги, выбрать ту, что больше всего понравилась, пообщаться с библиотекарем, который ненавязчиво подскажет, какую книгу будет интересно почитать. То есть, сам процесс выбора уже принесет удовольствие, а значит, ребенок будет хотеть читать книгу, которую он выбрал сам.

Кроме того, поскольку книги дают на определенное время, ребенок учится ответственности. Книги ведь надо вернуть вовремя. Книги нельзя рвать и портить, это учит бережно относиться к вещам. Чтобы выбрать книгу, необходимо сосредоточиться. То есть, аккуратность, внимательность, способность концентрироваться и ответственность – всему этому может научить именно библиотека.

При желании ребенок может снова взять книгу домой и перечитать. Посещение библиотеки поможет ребенку определиться, какой жанр предпочтительнее, какой автор больше нравится, и какую книгу хотелось бы иметь дома.

И в целом, библиотека и чтение книг не только помогает утолить любознательность и информационный голод, но духовно и интеллектуально расти и развиваться. А еще очень полезно, чтобы ребенок отвлекался от телевизора, телефона и компьютера. В этом тоже поможет библиотека.

Вот плюсы посещения этого заведения:
– ребенок учится общаться с другими и правильно вести себя в общественных местах;
экономия – купить можно далеко не все книги, которые хочется, а в библиотеке все бесплатно;
большой выбор – можно взять сразу много книг, а не купить лишь одну;
время, проведенное вместе – родители общаются с ребенком во время выбора книг (если ребенок маленький) и после их прочтения (в любом возрасте). Можно обсудить с ребенком героев книги, их поступки, послушать мысли ребенка и высказать свои, что-то подсказать.

То есть, достоинств масса, поэтому стоит обязательно записать ребенка в библиотеку. Но когда лучше это сделать?


Когда следует привести ребенка в библиотеку?

С какого возраста можно записать чадо в библиотеку? Все зависит от ребенка, одного можно привести уже в три года, другого не ранее 5 лет. Естественно, спокойный ребенок будет вести себя правильно в этом заведении, а чересчур активный – наоборот. Однако бывает и по-другому, то есть, шумное и очень подвижное чадо может проявить понимание, почувствовать атмосферу библиотеки и стать спокойнее. Поэтому надо просто попробовать, возможно, уже в два года ребенок с удовольствием будет посещать библиотеку.

Конечно, перед посещением необходимо объяснить ребенку, что библиотека – это место, где можно выбрать понравившуюся книгу, но потом ее нужно вернуть, чтобы почитали и другие. Что это место, где нельзя бегать и шуметь, разговаривать тихо, а лучше всего – шепотом. Все это поможет лучше понять, как правильно себя вести.

Полезно перед посещением библиотеки узнать, что бы хотел ребенок почитать. Возможно, это сказки или приключения, рассказы о животных или веселые стихи. Это поможет выбрать правильное направление. Хотя в процессе поиска интересной книги ребенок может выбрать совсем другое, неважно, главное, чтобы ему было это интересно.

Чем раньше вы заведете ребенка в библиотеку и приобщите к чтению, тем больше вероятность, что у ребенка появится желание читать. А читающий человек всегда отличается умом, широким кругозором, эрудированностью, с ним интересно общаться и у него больше возможности проявить себя.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП№2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Беседа знакомит детей дошкольного возраста с миром книжной культуры и с правилами поведения в детской библиотеке

Цель: Приобщение дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята сегодня мы с Вами поговорим про книги. А что же такое книга? (ответы детей)
Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.
Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы), потом из пергамента (тонкой кожи животных).


Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.
Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)
Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.
Загадка:

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.


Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.
Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)
Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.
Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.


Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?
Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.
Стихотворение про библиотеку:

Сто чудес для человека
Сохранит библиотека!
Стеллажи стоят у стен
Ожидая перемен.
Книги интересные,
Писатели известные,
Выставки, музеи,
Чудеса, затеи.
Коллектив добросердечный
Ждут читателей, конечно.
Маленьких детишек –
Тех, кто любит книжки!

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.


В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.


Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)
Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.


В библиотеке есть два больших зала:
Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.
Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)
Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.
Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)


Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;
НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;
НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;
НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;
НЕЛЬЗЯ вырывать листы;
НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг
Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)
Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)


Воспитатель:

Унывать друзья, не станем,
Клей прозрачный мы достанем.
Поработаем руками
И починим книгу сами!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!

С развитием интернета и разных образовательных каналов, а также цифровых носителей информации, библиотеки отошли в образовании наших детей на второй план. Возможно, взрослым они и не нужны, но для детей это очень важное место.



Вспомните свои детские впечатления от похода в библиотеку! Те впечатления, когда вы впервые набрали сумку книг и понесли их домой со жгучим желанием всех их прочесть. Если у вас не было такого в детстве или же вы подзабыли, то вот несколько причин повести своих детей в библиотеку:

1. В хорошей библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, какие это ценные и важные вещи. Впрочем, рассказать могут не только люди, но и само место. Объясните ребенку, что вы пришли в книжный , познакомьте с правилами библиотеки, покажите бесконечные полки с книгами.
2. В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги. А в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребенком, соглашайтесь взять на абонемент даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, другие нет.
3. Есть в библиотеках особая “книжная” атмосфера. И нередко она подкрепляется интересными событиями – встречами с писателями, выставками иллюстраций, литературными вечерами. Кроме того, в некоторых библиотеках проводятся занятия для юных читателей, на которых герои книг оживают, а далекие события тридесятого королевства становятся близкими и понятными.
4. Познакомьте ребенка с книгами своего детства. И дело не только в качественных, проверенных временем, книгах, пусть ребенок увидит радость родителей, обнаруживших на полке старых друзей.
5. Кажется, что опыт временного владения каким-либо предметом важен для ребенка. Дошкольники часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания. Учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно).
6. Сегодня ребенок увлекается морскими животными, а завтра его заинтересуют черные дыры. Конечно, хорошо иметь дома энциклопедии, отвечающие на все вопросы, но все-таки в библиотеке вы сможете отыскать познавательных книг по теме намного больше. И спокойно вернуть их, когда интерес к теме угаснет.
7. Есть замечательные произведения, которые давно не переиздавались, редкие публикации, дорогие книги, пособия, актуальные недолгое время, и другие издания, которые покупать дорого или бессмысленно, а иногда и невозможно. А в библиотеке ребенок сможет с ними познакомиться.
8. Интересно играть в библиотеку – много необычных ситуаций, полезные занятия по классификации, изготовлению книг, изучение произведений и авторов, практика для начинающих читателей, логичное введение понятия алфавитного порядка. Но как играть библиотеку, если ребенок там никогда не был?
9. Удобно протестировать книгу, автора прежде, чем покупать. Вдруг ребенку история не понравится или окажется, что он не дорос до нее. Особенно важно проверять книги новых авторов, может быть и вам не захочется иметь их дома.
10. В нашу жизнь входят электронные книги, и многие дети слушают их не хуже бумажных. Но даже если ребенок обходится без картинок, ему все равно хочется увидеть героев или посмотреть иллюстрации, когда текст уже прочитан. И тут маленький экран электронного устройства неизменно проигрывает цветным разворотам настоящей книги. Это не повод отказаться от чтения с букридера, но еще одна причина пойти в библиотеку, полистать бумажное издание.

Кузнецова Е. В.
библиотекарь отдела обслуживания
читателей «Дошкольник»
Белгородской государственной
детской библиотеки А.А. Лиханова

Сегодня остро встает проблема литературного образования детей, приобщения их к чтению. Нас беспокоит вытеснение книги источниками информации: телевидением, компьютерными играми, видеопродукцией, поэтому главная цель нашего взаимодействия – вернуть уважение к книге, приобщить к чтению детей и родителей. Не секрет, что отношение к книге детей – зеркальное отражение отношения к книге взрослых, поэтому прежде всего взрослые должны стать примером проявления интереса к книге, понимания ее роли в жизни человека.

Не случайно цитатой к своему выступлению я взяла именно эти слова «Чтение это привычка, которой не учат, а которой заражаются» , и привычка эта должна появиться у ребенка в самом нежном возрасте, а «заразить» ею можем мы, взрослые, находящиеся рядом с детьми – родители, воспитатели, библиотекари.

В январе 2010 года в библиотеке открылся отдел «Дошкольник», где маленьких читателей встречает добрая гусеничка Ася. До этого момента малыши обслуживались в отделе «Детство». Работа отдела ведется по проекту «Подрастаю с книжкой Я», целью которого является приобщение дошкольников к книжной культуре, лучшим образцам отечественной и зарубежной литературы через чтение вслух, обсуждение прочитанного, проведение литературных игр и праздников, нравственные беседы. Разрабатывая проект, мы попытались объединить усилия всех категорий взрослых для полноценного участия в жизни ребенка.

Сотрудничество с детскими садами города строится на основании заключенного соглашения. Дошкольники вместе с воспитателями раз в месяц посещают занятия, проходящие в библиотеке.

Проект состоит из четырех циклов: «Такие разные книжки», «Самоцветное слово», «Семицветик» и «С книжным теплом под маминым крылом», которые направлены на «выращивание» литературных "крылышек" у читателей с самого раннего возраста.

Познакомить малышей с разными видами необычных книг и привить любовь к ней через игру помогают занятия по циклу «Такие разные книжки» (для детей 4-5 лет), дошкольниками средних групп, приходящих в библиотеку один раз в месяц. Также работа по этому циклу проходит в дошкольном учреждении, где воспитанниками являются дети с ограничениями жизнедеятельности. Каждый приход библиотекаря – это праздник для малышей.

Для адаптации детей с особыми образовательными потребностями на занятия приглашаются ребята такого же возраста из логопедических групп. Вместе ребята импровизируют, фантазируют. Любят дошколята серию книг: «Трансформеры», «Книга на магните», «Прыг».

Библиотекарь старается привить любовь ребенка к чтению через игру. Известно, что ведущая деятельность дошкольника – игра, поэтому все занятия состоят из сказок, игр и творческих заданий. Мы играем и читаем. Малыши постепенно привыкают к приходу библиотекаря и ждут новых, интересных книг.

Ребенок растет, и различные книги все больше и больше входят в его жизнь, но книжка-игрушка остается при нем и в младшем школьном возрасте. Меняется содержание книги, меняется характер рисунков, а сам тип кни­ги сохраняется. Ребята взрослеют, переходят в старшую группу и уже вместе с воспитателем посещают занятия и различные мероприятия библиотеки.

Занятия по циклу «Самоцветное слово» (для детей 6-7 лет) проходят в форме доверительного и дружеского разговора, не навязывая детям ту или иную нравственную ценность, а помогая дошкольникам понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни. Такие встречи состоят из игр, бесед, чтения вслух сказок и обсуждения прочитанного. Дошкольники на каждом занятии знакомятся с новыми нравственными понятиями: доброта, дружелюбие, заботливость, любовь, милосердие.

В результате проведения таких занятий дошкольники становятся общительны и активно принимают участие в беседах, играх, интерпретациях. С удовольствием выполняют творческие задания. Серьезно подходят к обсуждению нравственных вопросов о добре и зле, о любви, милосердии, заботе, дружбе, приводят жизненные примеры по теме занятия. В процессе занятия большое внимание уделяется чтению вслух, что особенно помогает понять и оценить нравственные поступки людей.

Через литературу и книги ввести малыша в мир отношений с окружающим миром природы и бережного отношения к ней способствуют занятия экологической направленности в рамках цикла «Семицветик» (для детей 6-7 лет). Занятия рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста, они содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимосвязей человека с миром. Ребенок получает возможность прочувствовать, проиграть, продумать, осознать, т.е. пропустить через себя информацию о мире.

Развивающие занятия по циклу «» посещают дошкольники 3-4 лет. В этом возрасте ребенок осваивается в библиотечном пространстве, привыкает к тому, что книга становится его верным помощником и другом: с ней можно отправиться на прогулку, взять в путешествие, с ней очень приятно спать и даже купаться.

Библиотекарь в ходе занятия знакомит малышей с книжками-игрушками с мягкими вставками, имитирующими шерстку зверушек или перышки попугаев, с книжками с сюрпризами, с голограммами, выполненными в форме автомобилей и установленными на пластиковые колесики... Они не просто развлекают ребенка, но и помогают развить мелкую моторику рук и тактильные ощущения. Малыши на занятии дают волю воображению, угадывая, что скрывается за книжными сюрпризами, а взрослые им в этом активно помогают.

В литературных играх на занятиях принимают участие не только дети, но и их родители. Такие игры дают радость семейного общения, наглядно прививают любовь к чтению у ребенка-дошкольника через демонстрацию читательского опыта его родных. В конце занятия родители отмечают, что дети заинтересовались такими выполненными в ярких и приятных тонах необычными книгами, на страницах которых улыбаются дружелюбные животные и просят почитать еще дома.

После занятий по циклу «С книжным теплом под маминым крылом » малыши могут выразить свои впечатления от прочитанного и услышанного в творческой студии для дошкольников «Умка». Здесь дети рисуют, лепят, делают аппликации. Часовое занятие обычно включает в себя две техники (например, акварель и аппликация, пластилин и оригами).

Работая с детскими садами города, нельзя не рассказать об интересной и плодотворной дружбе с муниципальным дошкольным общеобразовательным учреждением – детским садом № 57.

С этим дошкольным учреждением библиотека сотрудничает с 2001 года. Успешное сотрудничество на протяжении этих лет, заинтересованность воспитателя Лепетюхи Валентины Владимировны в совместной творческой работе побудило нас создать семейную академию для малышей и их родителей в рамках цикла «Самоцветное слово». Целью является возрождение нравственно-этических норм на традициях семейного чтения, развитие у ребенка творческого восприятия семейных ценностей, установление тесного сотрудничества между библиотекой и семьей. Этот детский сад стал как бы своего рода экспериментальной площадкой для совместного воплощения многих наших планов и задумок, а Валентина Владимировна Лепетюха – руководителем творческой мастерской «Дошколенок любит книгу».

Каждая встреча запланирована в соответствии с календарными датами, например, на первом занятии «Мама рядом, папа рядом, что еще для счастья надо?» – нравственный диалог, библиотекарь заочно познакомилась с родителями, послушав рассказ детей обо всех членах семьи. И какой это был рассказ! Дошколята принесли фотографии своих семей, и не просто фотографии, а мини-альбомы, сделанные специально к занятию, эмоционально рассказывали о самых дорогих им людях.

На базе детского сада в 2010 году начал свою работу библиотечный пункт, где каждая желающая семья смогла выбрать детскую литературу, получить советы специалистов по интересующим их вопросам: что и как читать детям дошкольного возраста, какие книги выбрать для семейного чтения, какие книги желательно приобрести в семейную библиотеку и т.д.

Родители заказывают литературу познавательного характера в помощь изучению английского языка в домашних условиях. Надо сказать, что чаще посещают библиотечный пункт бабушки с внуками, спрашивая детские журналы, развивающие пособия по подготовке к школе. Специалистами наиболее востребована профессиональная литература по педагогике, психологии, искусству, физической подготовке, проведению утренников, праздников с детьми. Запросы, как правило, для родителей и дошкольников выполняются. Результатом работы библиотечного пункта

на базе детского сада стало то, что 8 семей записались в библиотеку и до сих пор яв-

ляются нашими постоянными читателями.

Созданный в группе книжный уголок «Книги – мои друзья» помогает детям самостоятельно знакомиться с художественными произведениями. Момент уединения очень важен, дети в тишине самостоятельно рассматривают, изучают, исследуют книги, делают зарисовки. Так у детей появилась традиция – общение с книгой в группе перед дневным сном и непременное чтение вслух, пение колыбельных песен из книжек, сделанных семьями.

Самое яркое событие в рамках нашей программы – родительское собрание студии «Папа, мама, я – читающая семья» . Конечно, велась длительная

предварительная подготовка, предлагались творческие домашние задания:

· подготовить фотографии для фотовыставки «Дружим с книгой всей семьей»;

· принести семейную книгу – реликвию и рассказать о ней. Изготовить книжку самоделку любого типа и представить ее;

· семье Дмитриченко провести мастер-класс по созданию домашней детской книги; сделать выставку-галерею семейных портретов.

Программа собрания была полезной, интересной и насыщенной. Родители были приглашены в библиотеку. Ожидания превзошли себя – пришли практически все мамы, папы, даже бабушки и сестренки воспитанников.

Уже стало традицией проводить в библиотеке Дни дошкольника. Это всегда праздник для малышей, родителей, библиотекарей. Дошкольники – самые благодарные читатели и активные участники всех массовых мероприятий. Они радуют всех своей подготовленностью, ответственным выполнением творческих заданий. Каждый День дошкольника посвящен определенной дате: юбилею поэта, писателя или выхода в свет книги: «Добрый доктор Айболит», «Винни Пух и Все-Все-Все», «Друг детей Маршак». Дети показывают великолепные знания произведений, быстро и верно отвечают на различные вопросы, загадки, принимают участие в импровизированных спектаклях.

Наше сотрудничество с детскими садами заключается не только в проведении совместных театрализованных мероприятий, посещении ребятами занятий, участии в разнообразных акциях, но и в полезных благотворительных делах.

Так, например, 27 мая в Общероссийский день библиотек для всех читателей библиотеки прошла флэш-акция «Прикрепляйся!» . Сотни юных читателей и их родителей сделали своими руками книгу-раскладушку, самые маленькие рисовали иллюстрации к ней, а ребята постарше писали рассказы о пользе чтения. В результате к акции мог присоединиться каждый ребенок и взрослый, главное условие – любовь к книгам и посещение в этот день библиотеки А. А. Лиханова. «Самодельное издание» развернуть пришлось на улице – таким большим оно получилось. Около 500 читателей библиотеки, в том числе и дошкольники, приняли участие в акции.

Еще библиотека принимает активное участие в акции «Международный день чтения», проводимого издательством «Розовый жираф», тем более что традиция читать детям книги вслух у нас существует очень давно. Наш отдел не остается в стороне. Книга «Квак и Жаб снова вместе» Арнольда Лобела очень понравилась детям из детского сада № 40. Дети слушали веселые истории, тут же оживленно ком-

ментировали их, фантазировали, как бы они поступили в той или иной ситуации.

Таким же способом мы познакомились на следующий год с книгой Джилла Томлинсона «Горилла, которая хотела повзрослеть».

Оказывается, малыши очень мечтают, как и горилла Понго, поскорее стать взрослыми. Артем Дубровский хочет повзрослеть, чтобы стать космонавтом, а Полина Куриленко во взрослой жизни хочет стать библиотекарем. Она мечтает много знать и читать интересные книги маленьким детям.

А первым шагом участия детских садов в благотворительных делах библиотеки стала акция «Теплым словом, добрым делом», направленная на то, чтобы общими усилиями принести радость детям, лишенным родительского тепла и ласки. Семьи воспитанников приняли участие в акции и внесли в жизнь сирот искорку и уверенность в том, что на жизненном пути им обязательно еще не раз встретятся неравнодушные люди. Дошколята вместе с родителями с волнением рассматривали фотографии своих сверстников на новогодней елочке. Семьи не просто подготовили подарки, рисунки, талисманы детям-сиротам, но и написали письма с душевными пожеланиями.

Пробудить у ребенка интерес к книге – одна из главных задач выставочной работы в детской библиотеке. Для этого сотрудники отдела стараются сделать выставки кра­сочными, интересными, познавательными, привлекаю­щими внимание читателей: «К нам торопятся снежинки», «Новые книжки – детям на радость», «Игры и задания для чудо-воспитания», «Оранжевое лето, оранжевые сказки» и др. Также организуются тематические полки к знаменательным и памятным датам: «В стране Чудетство стихи живут» – к 65-летию со дня рождения поэта Михаила Яснова, «Светлый праздник День Победы» – выставка-память ко Дню Победы, «Приглашаем в Михалковград» – к 75-летию выхода в свет стихотворения «Дядя Степа» С. Михалкова. Надо отметить, что книги, представленные на книжно-иллюстративных выставках, активно берутся родителями для семейного чтения.

Большое место в работе библиотеки занимают творческие выставки работ, сделанные руками детей совместно с родителями или воспитателями. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между читателями, а также для совместной деятельности воспитателей, детей и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, участвуют в оформлении, пользуются журналами «Коллекция идей», «Радость творчества». В декаду инвалидов в библиотеке были представлены замечательные работы детей детского сада комбинированного типа № 17 «Салют» на выставке «Целый мир под названием «Я». Ребята с нарушениями опорно-двигательного аппарата вместе с родителями сделали поделки из природного материала, соленого теста, бисера.

В заключение хотелось бы сказать, что совместное чтение детских книг помогает родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления, достойные примеры для подражания. Совместное проведение праздников объединяет и сплачивает взрослых и детей. Над многим нам еще предстоит работать, у наших детей еще все впереди. Но первые небольшие результаты радуют: у большинства детей проявляется устойчивый интерес к книге, дошкольники внимательно и заинтересованно слушают воспитателя и библиотекаря, проявляют бережное отношение к книге. Дети используют книгу в общении и игре, а главное, что малыши после посещения познавательных занятий и литературных мероприятий, взяв родителей за руку, с желанием идут в библиотеку и становятся постоянными читателями. Это наш общий успех взаимодействия: «ребенок – семья – детский сад – библиотека». Будем расти вместе!

Как и везде в обществе, так и в библиотечном мире принято отдавать дань моде на определенные специфические понятия, термины и формулировки.

Наверное, в этом есть своя закономерность и логическое объяснение. Все зависит от изменений, происходящих в обществе, от которого библиотека, по понятным причинам, быть свободной не может.

И вот уже термин “пропаганда” книги сменяется “популяризацией”, а “воспитание культуры чтения” - “привитием информационной культуры”. Таких примеров можно привести множество, но зачастую от изменения формулировки понятия не меняется его целенаправленность.

Многие годы каждая из библиотек, планируя свою работу, определяла цели и задачи, как краткосрочные, так и долгосрочные, а предназначение было у всех библиотечных учреждений, в зависимости от контингента обслуживаемых читателей, одинаковым.

Сегодня “модным” стало определять “миссию” организации и в том числе библиотеки. Но если разобраться в понятии “миссия”, то очень скоро можно прийти к выводу, что это не дань “моде”, не подмена одного термина другим, а осознанная, продиктованная временем необходимость выразить кратко и в тоже время емко, предназначение своей библиотеки, которое отличает ее от других.

Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, чем может быть ей полезна библиотека, к чему она стремится, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей. Самосознание коллектива библиотеки, реалистичное понимание им своих сильных и слабых мест является одним из условий нахождения своего места в конкретной ситуации.

Все эти годы постепенно менялись направления работы, усложнялись цели и задачи, которые ставил перед собой коллектив. Он понимал, что перед детской библиотекой стоят наиболее ответственные и важные задачи, направленные на реализацию прав ребенка на библиотечно-информационное обслуживание, бесплатный доступ к библиотечным фондам и получение услуг. Библиотека, к тому же, должна играть положительную роль в воспитании образованных, социально-активных граждан государства, которые смогут обеспечить постоянный прогресс нации. Нужно не допустить, чтобы исчезла одна из самых замечательных, отличительных особенностей нашей нации - стремление к знаниям, чтению. А читающая нация - это, прежде всего, читающие дети. Сегодня не только библиотеки для взрослых, но и детские библиотеки, готовы принять на себя функции муниципального информационного центра, который является не только, источником получения разнообразных документов, но и организатором доступа детей, а также тех, кто занимается их воспитанием и образованием, к адресной информации.

Это, и многое другое, дало основание определить приоритетные направления деятельности библиотеки в настоящее время, а именно:

Информационная поддержка образовательного процесса в учебных заведениях города, создание условий для применения маркетинга образования;

Предоставление информационного комфорта семье, усовершенствование организации семейного чтения, привлечение к сотрудничеству родителей, дедушек и бабушек;

Работа с молодой семьей в рамках комплексной программы “Будущая мама самая обаятельная и привлекательная”, информационное обеспечение по вопросам охраны материнства и детства;

Внедрение новых информационных технологий, интеллектуализация работы библиотекарей на основе дальнейшей компьютеризации и медиатизации библиотеки;

Содействие чтению детей, которые имеют ограниченные возможности посещения библиотеки и специальные потребности, создание для них релаксационных “зон” и условий для обучения в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;

Организация содержательного досуга читателей, выработка собственного стиля на основе неординарных подходов к традиционным формам массовой работы и доверительных отношений с читателями.

Эффективность внедрения всех этих направлений, зависит от того, насколько умело библиотека сумеет адаптировать свою традиционную модель к жизни в новой информационной реальности.

Определяя миссию, библиотека оценивается как ворота в мир информации без границ, которая призвана научить детей работать с виртуальной информацией, оценивать и анализировать ее.

Сегодня чтение молодого поколения не зависит от принадлежности его представителей к отдельным социальным группам, оно становится явлением универсального порядка. Во многом это связано с процессами демократизации, протекающими во всем мире. Развитие книжной культуры для детей и юношества созданное обществом, государством ее распространение во многом заставили взрослое население планеты понять самоценность такого периода жизни, как детство и отрочество.

Это получило документальное подтверждение в конвенции ООН о правах ребенка.

Забота государства, стимулирование чтения новых поколений необходимы, поскольку в последнее десятилетие вновь возникла проблема грамотности, образованности молодежи.

Не смотря на то, что в нашем веке детскую книгу перестают воспринимать как прямое педагогическое средство, ее образовательно-воспитательное воздействие на формирующуюся личность юного читателя неоспоримо. Ребенок, где бы он ни был, читает, чтобы узнать больше не только о законах общества, мира, но и во многом о самом себе. Во многом для детей чтение не только интеллектуальное занятие, но и «свое» свободное многообразное развлечение.

В детской библиотеке ребенок получает доступ не только к информации, но и к культурным ценностям, синтезом которых является необходимыми условиями процесса информатизации детской библиотеки. Все ресурсы библиотеки для детей должны быть сориентированы на педагогические и образовательные цели. Сегодня детские библиотеки выполняют различные функции. Они и центры общения детей и подростков и центры проведения досуга. Именно здесь создаются условия для творческой самореализации ребенка. Детская библиотека - социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка.

Развитие библиотеки, как центра «обережения» детства - одна из современных культурно эстетических концепций ее миссии. Актуальная потребность детства - творчество.

Миссия детских библиотек состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям. Дети согласно Конвенции ООН о правах ребенка нуждаются в особом внимании, в создании условий для роста и саморазвития. Руководство по библиотечному обслуживанию детей (ИФЛА) указывает на необходимость предоставления детям своей территории, квалифицированной помощи со стороны подготовленных взрослых.

Основная цель детских библиотек - формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги; интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение.

Основные задачи детских библиотек:

Развитие и содействие саморазвитию ребенка;

Создание условий для гармоничного сочетания социализации (освоения ребенком норм и ценностей общества) и субъективации (развитие уникального внутреннего мира каждого ребенка);

Воспитание творческих способностей ребенка;

Пропаганда ценности детства и детской субкультуры;

Достижение «стандарта чтения», то есть того уровня читательской компетенции и читательского развития ребенка, который необходим для здоровья нации, для обеспечения ее интеллектуального, нравственного и эстетического развития;

Обеспечение открытости библиотеки для всех детей, соблюдение равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями;

Создание условий, способствующих обучению детей и подростков основам информационной, информационно-коммуникативной грамотности;

Обеспечение доступа пользователя-ребенка к объективной и всесторонней информации о мире в доступной и безопасной для него форме;

Взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой «электронной»;

Обеспечение информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям;

Развитие общения между пользователями, воспитание культуры общения;

Развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотеки, возможностей библио- и арттерапии, терапии творчеством.

Детские библиотеки должны соответствовать потребностям растущей личности. Наиболее полно эти потребности сформулировали американские библиотекари. С небольшими изменениями их можно принять за основу работы в российских детских библиотеках.

Детские библиотеки активно сотрудничают с библиотеками всех видов и типов, особенно со школьными библиотеками, и другими учреждениями, организациями в области защиты прав детей на свободный доступ к информации и приобщения к ценностям мировой и отечественной культуры.

В чем нуждаются дети и как детские библиотеки могут помочь им в удовлетворении их потребностей, необходимых для жизни в будущем?

Поиски миссии детской библиотеки на рубеже нового столетия привели теоретиков и практиков к гуманистической идее развития личности ребенка как многопланового процесса приобщения к духовным ценностям человечества, заложенным в книге, раскрытия всех творческих способностей растущего человека, а затем и посильного участия в созидании культуры.

Осмысление этой программной цели требует конкретизации применительно к специфике библиотеки как социального института. Согласно деятельностному подходу, человек развивается лишь в условиях самостоятельной активности, когда из внешних форм овладения окружающим миром и общения с людьми рождаются индивидуальные психические новообразования. Система разнообразных деятельностей признается важнейшей движущей силой онтогенеза личности.

Информационная среда современной детской библиотеки открывает ребенку все более широкое поле для различных видов активности. Он в зависимости от возрастных и индивидуальных потребностей может и поиграть, и пообщаться со сверстниками, и заняться школьными уроками, и отдохнуть. И все же центральное место здесь занимает читательская деятельность, то есть целенаправленные действия по выбору, восприятию и осмыслению печатной информации. В этом проявляется сущность библиотеки. Она не только собирает, хранит и рекомендует широкий круг документов, но и содействует установлению их связи с читателем. В условиях компьютеризации коммуникативная функция библиотеки не только не уменьшается, но и актуализируется. Ведь освоение новых носителей информации невозможно без базовых умений и навыков читательской деятельности.

Понимание этого позволяет по-новому взглянуть на приоритеты библиотечного обслуживания. Ребенку достаточно овладеть неким минимумом приемов чтения, чтобы успешно учиться, приобретать новые знания. Если и говорится о сколько-нибудь систематическом совершенствовании читательской культуры, то лишь в отношении художественных текстов, тогда как за другими видами литературы не признается их влияние на духовное становление ребенка. Ни школа, ни библиотека, таким образом, не добиваются подлинно целостного представления о чтении, закрепляя у него поверхностный уровень восприятия. А между тем замечательные ученые прошлого и наши современники утверждают, что чтение как деятельность совершенствуется вместе с онтогенезом личности. Эти процессы взаимосвязаны и опираются друг на друга. Потому чтение и способно изменить детскую душу, что само оно неисчерпаемо в возможностях обогащения и усложнения. Важно, что именно детская библиотека как никакой другой воспитательный институт дает уникальную возможность приобщиться к миру подлинной информационной культуры наиболее эффективными средствами.

Но для этого многое должно измениться в сознании библиотекаря. Требуется понимание чтения как сложнейшего системного психологического явления, затрагивающего разные сферы личности - эмоции, интеллект, воображение, систему субъективных отношений к миру и т.д. Освоения ждут современные научные представления о механизмах чтения у детей разного возраста, методике развития творческих читательских способностей. Надо преодолеть стереотипы библиотечных форм работы с книгой, которые в основном акцентируют внимание на стадии выбора книги и упускают такие важные фазы чтения, как собственно восприятие творческого замысла автора, сопереживание его идеям и образам, критическую оценку прочитанного.

Важным условием решения проблем читательской деятельности в библиотеке является организация взаимодействия ребенка и взрослого на основе сотрудничества и сотворчества. Именно в совместной деятельности, направленной на преодоление возникающих трудностей, школьник учится самостоятельно открывать новые грани библиотечного обслуживания. Библиотекарю практика совместной работы дает возможность, с одной стороны, предоставить ребенку необходимую свободу, а с другой - взращивать живую душу, удовлетворять и развивать информационные потребности ребенка. Детские библиотеки выступают как главные ресурсные центры читательского развития детей школьного возраста. В них осуществляется не только приобщение к книге, но и межличностное общение между детьми, равноправный диалог ребенка и взрослого, их интеллектуальное и духовное партнерство, формирование личности ребенка как читателя.

Спросите у кого угодно, что такое библиотека, и в ответ услышите: хранилище книг. Так вот, мнение это сильно устарело. Сейчас библиотеки располагают не только документами новых, современных форматов, они весьма многопрофильны. Работа детской библиотеки подчинена основной миссии -- создать среду для развития школьника, его духовного и интеллектуального роста, воспитания творческих способностей. В наше время особенно важна открытость библиотек для детей из всех социальных слоев общества, обладающих разными интеллектуальными и физическими возможностями.

Таким образом, определяя миссию детской библиотеки можно сделать выводы о том, что используя все имеющиеся ресурсы, она стремится предоставить детям наиболее оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, иными словами, создать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям .

Публикации по теме