Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Мягкий знак на конце наречий после шипящих: правило, примеры Буква ь на конце наречий шипящие

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 2»

Ступинского муниципального района

Московской области

Урок

Правописание наречий.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Русский язык

7 класс

Язинцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий.

Методика: адаптивное обучение.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания

Цель: проверить умение отличать наречия от других частей речи.

Блиц-турнир. Задание было дано заранее. Первая группа задает вопросы, вторая – отвечает на них, затем наоборот, вторая спрашивает, а первая отвечает.

  1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них наречия. Укажите признаки наречия, похожие на признаки деепричастия.
  2. Определите синтаксическую роль наречия в данных предложениях. Что общего у наречий с другими частями речи и чем отличаются наречия от них?
  1. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  1. Повторение правописания ь в разных частях речи (таблица на экране). Фронтальная работа.

Ь после шипящих

Пишется

Не пишется

Сущ. 3-го скл. (рожь )

Сущ. Не 3-го скл.(карандаш, рощ, дач )

Крат. прил. (могуч )

Глагол 2-го л. ед.ч.

(-ешь/- ишь )

Неопр.ф. (беречь )

Повел. накл. (отрежь )

Наречия:

настежь; вскачь, сплошь , кроме искл.

Наречия, после ж (кроме настежь ):

Уж, замуж, невтерпеж – искл.

  1. Создание проблемной ситуации. (Часть таблицы закрыта.)

Учитель . Наш давний знакомый Петя Ошибкин написал слова настежь, вскачь без ь . (На экране высвечиваются слова.) Он рассуждал так: « На конце слов после шипящих не пишется ь , это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописания этих слов.)

В словах какой части речи он написал ь ? Какой будет тема урока?

(Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране – слайд.)

  1. Объяснение нового материала

После каких шипящих пишется (не пишется) ь ? (Ученики формулируют правила.)

Правило первое . На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж .

Правило второе . На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, в после буквы ж пишется только в одном слове настежь .

Алгоритм рассуждения

  1. Определите, какая это часть речи.
  2. Если это наречие, посмотрите, входит ли оно в состав исключений.
  3. Если не входит в состав исключений, пишите мягкий знак.
  1. Первичная проверка усвоения знаний

Работа с учебником. Читаем материал параграфа. Правило заучиваем наизусть. Организуем парную работу по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учеников.

Теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов настежь, вскачь, сплошь . (Ученики объясняют правило.)

  1. Первичное закрепление знаний

Задание . (Выполняется у доски.) Спишите, подчеркните изученную орфограмму. Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.

  1. Закажи Балде службу,/ Чтоб стало ему невмочь,/ А требуй, чтобы он её/ Исполнил точь-в-точь. (А.Пушкин)
  2. Шалун уж отморозил пальчик. (А.Пушкин)
  3. Небо было сплошь покрыто тучами. (М.Горький)
  1. Закрепление нового материала
  1. Работа по группам.

Дифференцированные задания

1-я группа

Работа по заданию учебника, упр. 265. Помощь – таблица на слайде. (Проверка консультантами.)

2-я группа

А. Работа на компьютерах. Диктант.

  1. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 2) Землю вскачь не пашут. 3) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Когда долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

Б. Работа по карточке . Вставьте пропущенные буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ пократься тучами, медленно теч_, копченый лещ_, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.

(Уровень знаний определяет компьютерная программа.)

3-я группа

Работа на компьютерах

Ученики выполняют тестовые задания по обучающей программе на диске, на мониторе они видят результат своей работы. (Имеется режим выставления оценок.)

Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7-й класс, РС СО-ОМ.

Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

  1. Дидактическая игра (На экране проектора)

Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи.

Кроссворд

Выберите из цепочек слов наречия и заполните кроссворд по горизонтали

  1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
  2. замуж, тягач, задач, могуч;
  3. прочь, страж, тягуч, льешь;
  4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
  5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
  6. молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
  7. настежь, передач, блестящ, бородач.

Где спряталось наречие уж?

Задание . В каждую из 5 строчек таблички впишите существительные, в середине которых встречается буквосочетание уж .

Ключ:

  1. дужка; 2- кружка; 3- пружина; 4-пичужка; 5-подружка.
  1. Работа с разноуровневыми карточками

Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему о правописании мягкого знака после шипящих на конце разных частей речи – существительного, краткого прилагательного, наречия.

Задание для 1-го уровня ь . В скобках напишите часть речи этого слова и, кроме того, форму существительного, прилагательного, глагола.

Например, проголода ешь ся (глагол, 2-е л. ед.ч.).

Задание для 2-го уровня . Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь . В скобках напишите часть речи этого слова.

Например, зелень пастби щ (сущ.).

Задание для 3-го уровня . Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь.

Вариант 1

  1. зелень пастбищ_;
  2. нужно береч_;
  3. установившаяся тиш_;
  4. взять реванш_;
  5. воздух свеж_;
  6. радость встреч_;
  7. проголодаеш_ся;
  8. открыть настеж_;
  9. голос чарующ_;
  10. быстро учиш_;
  11. интересный репортаж_;
  12. отреж_ кусочек;

Слов с ь _______?

Вариант 2

  1. отвлеч_ внимание;
  2. множество неудач_;
  3. военная мощ_;
  4. удачный розыгрыш_;
  5. кактус колюч_;
  6. зарево пожарищ_;
  7. сумел увлеч_ся;
  8. быстро унистож_;
  9. среднерусский пейзаж;
  10. мчаться вскач_;
  11. ужасно тощ_;
  12. ничего не помниш_.

Слов с ь ______?

  1. Работа с текстом по картине

Учитель . Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высвечивается репродукция картины. Текст на столах учеников.)

Задания для работы с текстом

Прочитайте текст.

Определите стиль текста.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Напишите мини-сочинение на заданную тему.

В конце января выдается удивительный день. Не пряч_тесь от зимы выйдите на улицу. Послушайте как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ неожиданно проглянул настойчивый солнечный луч_. Ему невтерпеж_ растопить слежавшийся снег на скатах крыш_ и увидеть как бьется из-под земли ключ. Ведь весна уже не мираж_ а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна соседних дач_. Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек: глагол, прилагательное, наречие, существительное . На вопрос учителя ученик поднимает карточку с правильным ответом.

В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак?

В словах какой части речи после шипящих никогда не пишется мягкий знак?

В словах какой части речи мягкий знак после шипящих не пишется только в словах-исключениях?

В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода, числа и падежа?

К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?

  1. Свободное домашнее задание
  1. Работа с тестами по русскому языку:

М.Т. Баранова и др., учебник для 7-го класса;

  1. Напишите сочинение-эссе с изученной орфограммой, используя дополнительную литературу и ресурсы интернета.

Цель урока:

Познакомиться с новой орфограммой «Буква Ь после шипящих на конце наречий»

Повторение написания Ь после шипящих в различных частях речи ;

развитие устной и письменной речи ;

воспитание интереса к предмету .

Оборудование и материал :

Учебник , раздаточный материал (карточки и кроссворд ), компьютер с медиа - проектором и презентация ).

Ход урока :

1. Орг . момент .

2. Разминка

Встречаеш рассвет, золотая рож, шалаш сторожа, интересная вещ, достич цели, лес дремуч,

кустарник колюч, зажеч костер, назнач дежурного.

Разминка (ответ)

Встречаешь рассвет, золотая рожь, шалаш сторожа, интересная вещь, достичь цели, лес дремуч,

кустарник колюч, зажечь костер, назначь дежурного.

3. Осложненное списывание

Помощ(?), стереч(?), горяч(?), спряч(?), много туч(?), съёжиш(?)ся, дремуч(?), пустош(?), съеш(?)те, разденеш(?)ся, шалаш(?), плющ(?), запряч(?), полноч(?), отреж(?)те, чертеж(?), улыбнёш(?)ся, береч(?), мимо рощ(?), свеж(?), кирпич(?), из груш(?), ландыш(?), пахуч(?), замаж(?)те, монтаж(?), меч(?), стрич(?), много луж(?), удилищ(?), с плеч(?).

Помощь, стеречь, горяч, спрячь, много туч, съёжишься, дремуч, пустошь, съешьте, разденешься, шалаш, плющ, запрячь, полночь, отрежьте, чертеж, улыбнёшься, беречь, мимо рощ, свеж, кирпич, из груш, ландыш, пахуч, замажьте, монтаж, меч, стричь, много луж, удилищ, с плеч.

4. Правило по теме

На конце наречий Ь пишется после Ч и Ш.

После буквы Ж мягкий знак пишется только в слове настежь.

Например: сплошь, навзничь, уж, замуж, невтерпёж

Известно, что после шипящих,

В конце наречия стоящих,

Как правило мы пишем мягкий знак.

К примеру:

«Темень сплошь».

К примеру:

«Навзничь ляг».

А если кто запамятовал всё ж,

Пока точки не поставил,

Что случай: «уж».., «замуж»…, «невтерпёж»

Есть жизнеисключение из правил.

Работа с учебником страницы 33-34

5. Закрепление.

Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмаш(?), упасть навзнич(?).

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

6. Работа по карточкам.

Карточка 1

десять тысяч (Р. п. мн. ч.);

оставшаяся мелочь (ж. р.);

ждать невтерпёж (нар., искл.);

пресечь (глагол) попытку;

ответ исчерпывающ (кр. прил.);

известный скрипач(м. р.);

отрежьте по линии (глагол);

место стрельбищ (Р. п. мн. ч.);

обнаружена течь (ж. р.);

рухнул навзничь (нареч.);

добрый чуваш (м. р.);

обеспечьте (глагол) охрану.

Карточка 2

раскрытие краж(Р. п. мн. ч.);

материал линюч (кр. прил.);

никогда не забудешь (глагол);

вернулся за полночь (нареч.);

хорошо смажьте (глагол);

не купить калош (Р. п. мн. ч.);

деревянный гараж (м. р);

какая-то блажь (ж. р.);

выйти замуж (нареч.,искл.);

сведущ (кр. прил.) в данном вопросе;

смышленая мышь (ж. р.);

последний матч (м. р.);

оплату отсрочьте (глагол);

залечь (глагол) в засаде.

1. Оставшаяся мелочь, пресечь попытку, отрежьте по линии, обнаружена течь, рухнул навзничь, радуешься, обеспечьте охрану – 7.

2. Никогда не забудешь, вернулся за полночь, хорошо смажьте, какая-то блажь, смышленая мышь, оплату отсрочьте, залечь в засаде – 7.

7. Физминутка

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.

8. Заполните кроссворд, вписав в него наречия

1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;

2. Замуж, тягач, задач, могуч;

3. Прочь, страж, тягуч, льешь;

4. Наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;

5. Училищ, вскачь, толочь, помощь;

6. Молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;

7. Настежь, передач, блестящ, бородач.

Ответ на кроссворд


9. Найдите пару:


Проверка

1. Настежь

3. Бег галопом

4. Навзничь

4. Вверх лицом

5. Наотмашь

5. Размахнувшись

6. Невтерпеж

6. Невыносимо

7. Стать чьей - нибудь женой

10. Домашнее задание

Творческое задание:

Составить 8 предложений с изученной орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»

11. Подведение итогов.

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся. В процессе ознакомления с новым материалом проводится сопутствующее закрепление пройденного.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Цели урока: познакомить учащихся с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий».

Задачи:

I.Образовательные:

1.Формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий.

2.Повторение орфограмм, связанных с написанием мягкого знака после шипящих в различных частях речи.

3.Повторение орфограмм, связанных с дефисным, слитным написанием наречий.

4.Употребление наречий в тексте.

5.Активизация словаря учащихся.

6.Повторение фразеологизмов.

II.Воспитательные:

1.Воспитание любви к русскому языку.

2.Формирование навыков контроля и самоконтроля.

3.Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

III.Развивающие:

1.Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

2.Развитие умения аргументировать, доказывать.

3.Расширение кругозора, познавательного интереса.

4.Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование урока:

1.На рабочем столе учащихся: учебник, тетради, ручки и карандаши.

2.Таблица «Буква Ь после шипящих на конце слова».

3.Портрет Царя, Царевны, Царевича (работы учащихся).

4.Материал для самостоятельной работы.

5.СD-ROM «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия.7 класс.»

6.Презентация урока.

Структура урока:

I.Организационный этап.(2мин.)

2.Тренировочные упражнения:

Б) Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Д) Использование наречий в речи (3 мин.).

Е)Чтение «древней рукописи» (2 мин.)

3.Самостоятельная работа (3 мин.)

V.Подведение итогов урока, домашнее задание.(3 мин.)

I.Организационный этап. (2мин.)

Добрый день, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы побываем в тридевятом царстве, тридесятом государстве, в котором жил-был Царь. (Показать портрет Царя, нарисованный учащейся). Он очень любил свой язык, иногда сочинял стихи. Послушайте одно из них:

Открываешь настежь двери.

Прогоняешь скуку прочь.

Вскачь пускаешься и веришь,

Что напишешь всё точь- в – точь.

Так, как надо: вот шипящий,

Вот за ним есть настоящий,

Без подделки мягкий знак-

Без него нельзя никак.

Так в конце он засияет,

Что кому-то «пять» поставят.

Ребята, сегодня нам предстоит изучить новую тему: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Найдите в данном стихотворении наречия с мягким знаком на конце после шипящих (настежь, прочь, вскачь, точь-в-точь). На уроке мы познакомимся с правописанием таких слов.

II.Этап проверки домашнего задания.(8 мин.)

Царь в тридевятом царстве, тридесятом государстве в свободное от чтения книг и сочинения стихов время любил ловить рыбу, да необычную. Сегодня нам придётся помочь Царю в этом деле. Проверяем домашнее задание. (Показать иллюстрацию). Вам необходимо поймать рыбу, положив её в ведро, где «Ь» написан и не написан «Ь». Объясните свой выбор. (Один из учеников объясняет правописание слова. Другие должны «поймать» рыбу на эту же орфограмму.)

Самостоятельно сформулируйте правила написания Ь после шипящих на конце слова.

(Во время проверки домашнего задания учащимися составляется таблица.)

Слова для «рыбной ловли».

1.Линюч, горяч, свеж, пахуч, хорош.

2.Дач, задач, туч, рощ.

3.Назначь, умножь, намажь.

4.Стричь, печь, жечь, уберечь.

5.Муж, пейзаж, камыш.

6.Мелочь, тишь, глушь.

7.Едешь, спишь, молчишь.

Когда пишется Ь после шипящих на конце имён существительных? (Ь пишется на конце имён существительных женского рода 3 склонения).

Когда пишется Ь на конце имён прилагательных и глаголов? (Ь пишется в неопределённой форме глагола, в окончании глаголов 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении. На конце имён прилагательных Ь не пишется.)

III.Объяснение нового материала.(5 мин.)

Молодцы, помогли столько много рыбы поймать на очень красивом озере, которое находится не так далеко от владений Царя. Но Царю пришлось спускаться с небольшой горы, а подниматься с тяжёлой ношей нелегко. И всегда, поднимаясь в гору, он вспоминает пословицу:

С горы вскачь, а в гору хоть плачь.

Объясните в данной пословице правописание слова «плачь». (Глагол повелительного наклонения, пишем Ь). В каком случае в данном слове не пишется Ь? (Если это будет существительное мужского рода.)

Скажите, ребята, какой частью речи является слово «вскачь»? (Наречие, обозначает признак действия и отвечает на вопрос как?). Это слово содержит орфограмму, с которой мы должны познакомиться на уроке.

В русском языке существует не так много наречий, оканчивающихся на шипящую. Чтобы запомнить, как они пишутся, нужно выучить любое из двух правил.

Первое. На конце наречий после шипящих пишется Ь, кроме трёх исключений: уж, замуж, невтерпёж. Предположим, нам надо решить, нужен или не нужен Ь на конце слова «вскачь». Мы должны лишь проверить, нет ли нашего слова среди исключений. Если нет – поставить Ь.

Рассуждение по второму правилу. Мы должны посмотреть, какая шипящая на конце. Если это буквы Ш или Ч, то Ь нужен, если это буква Ж (кроме настежь), то не нужен.

Оба правила приводят к одному и тому же результату, давайте проверим.

IV.Закрепление нового материала:

1.Выполнение упражнения из учебника.(2 мин.)

- Ребята, сейчас мы выполним упражнение 263 на странице 120.

Найдите среди данных словосочетаний то, в котором есть наречие с лексическим значением

Распахнув совсем, до конца;

Целиком, без промежутков;

Скачками, очень быстро;

Стать чьей-нибудь женой;

Опрокинувшись на спину, вверх лицом;

Сильно размахнувшись.

Мчатся вскачь, открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж, уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.

Объясните орфограммы в словах мчатся (они), усыпано. Объясните лексическое значение слов «наотмашь» (сильно размахнувшись), «навзничь»(опрокинувшись на спину, вверх лицом ).

2.Тренировочные упражнения (18 мин.).

А) Запись слов в соответствующий столбик (5 мин.).

Царя дома с рыбалки ждала единственная дочь, которая выросла на его глазах и очень часто стала повторять отцу: «Уж, замуж, невтерпёж». (Показать портрет Царевны ). Он ждала приезда заморского Царевича, чтобы быстрее выйти за него замуж. Но Царь решил устроить Царевичу испытания, прежде чем тот станет мужем её дочери. Нам нужно будет помочь Царевичу, чтобы соединились любящие сердца.

Царевич отправил Царевне письмо, в котором сообщал о своём ближайшем приезде. Но Царь перепутал все конверты. Поможем Царевне разобрать конверты и прочитать письмо Царевича.

(Учащиеся заполняют таблицу в тетради).

Слова:

1.Тягуч, колюч, скрипуч.

2.Настежь, невмочь, уж, точь- в- точь.

3.Смерч, врач, брошь, полночь, сторож.

4.Срежь, уберечься, стеречь, удивляешь.

Ь пишется Ь не пишется

настежь тягуч

невмочь колюч

брошь скрипуч

полночь врач

срежь уж

стеречь смерч

точь-в-точь сторож

Б)Объяснение орфограмм в стихотворении (2 мин.).

Молодцы. Справились с заданием. Помогли Царевне найти письмо Царевича. А в конверте оказалось ещё и такое вот стихотворение:

Ты мне снишься в несбыточном сне

про весенний Париж:

по-кошачьи сидишь на окне

и по-рыбьи молчишь.(М.Алексеева)

Объясните орфограммы в данном стихотворении: снишься, несбыточном, по-кошачьи, по-рыбьи, молчишь. Царевна прочитала письмо Царевича.

В) Употребление фразеологизмов, содержащих наречия (2 мин.).

- Какое было настроение у Царя, вы можете узнать, отгадав изображённые на рисунке фразеологизмы, в которых есть наречия:

1.Волосы встают дыбом – становится невыносимо страшно.

2.Голова идёт кругом – кто-либо теряет способность соображать от множества дел, забот, переживаний.

4.Жить припеваючи – вести беззаботный образ жизни.

Г) Включение в предложение нужного по смыслу наречия (2 мин.).

Даже ночью Царю снились кошмарные сны.

Царю приснилось, что он был Дон- Кихотом. Он вскочил на своего деревянного коня и вскачь понёсся по царству. Ему было невтерпёж сразиться со злыми волшебниками, которые убегали от него прочь и прятались в зарослях крапивы. Он наотмашь рубил крапиву, пока не споткнулся и не упал навзничь .

Вставьте в предложение нужное по смыслу наречие. Кто такой Дон-Кихот? (Дон-Кихот –фантазёр, оторванный от жизни, вступающий в борьбу с кажущимся злом, не сознающий, что борьба бесполезна). Несчастен тот, в ком нет крупицы от Дон-Кихота.

Какое из данных слов несвойственно литературной речи, является просторечным выражением? (Невтерпёж).

Д) Использование наречий в речи (2 мин).

Царь был грустным, выдавал Царевну замуж, она должна была уехать заграницу (иностранное государство, зарубежные страны). Какой частью речи является слово «заграницу»? (Наречие .) Царевич примчался в тридевятое царство, чтобы просить руки Царевны у её отца.

Давайте послушаем разговор Царя и Царевича. Двое учащихся читают диалог. На голове одного из них корона, у другого – сабля. Как называется разговор двух лиц? (Диалог)

Как живёте?

Нормально.

А с царством как?

Нормально.

Вы, говорят, болели простудой? Теперь всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну, я же говорю - нормально.

Странно вы говорите…

Почему? Нормально.

Вы считаете – нормально?

Нормально.

«Да-а,- грустно подумал я. – Странно…А ведь когда- то был вполне нормальный человек.» (А.Шибаев)

Что значит слово «нормально»? (Нормально: соответствующий норме, обычный; психически здоровый). Почему его нельзя использовать так, как в диалоге Царя и Царевича?

Е ) Чтение «древней рукописи» (2 мин.).

После данного разговора Царь подумал, что Царевич плохо владеет русским языком. Царь решил отдать Царевну за Царевича при одном условии: если тот сможет найти в задании строчку, в которой во всех словах не пишется Ь, и прочитать текст «древней рукописи». Поможем Царевичу справиться с этим заданием.

Представьте, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл большинства слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить Ь.

Мелестная девеж.. притясла комейный боромож..

Лусый морош.. увертал чуленую велоч..

Молодцы. Вот и сказке конец, а Царевич ведёт Царевну под венец. (Показать иллюстрацию).

3.Самостоятельная работа (2 мин.).

Найдите строчку, в которой все слова пишутся с Ь:

1.Извлеч.., багаж.., сплош.., отдаш..

2.Стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

3.Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

4.Сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

V.Подведение итогов урока, домашнее задание (3 мин.).

Поможет подвести итоги нашей работы на уроке тестирование на компьютере.

1.Какая часть речи в правиле написания Ь после шипящих имеет исключения? Наречие.

2.Какие согласные русского языка называются шипящими? Ш,Щ,Ч,Ж.

3.Почему в глаголах шипящая и Ь могут оказаться не на конце слова? Постфикс.

4.Сколько в русском языке частей речи, в которых на конце слова возможна шипящая? 6 частей речи: имя сущ., имя прил., глаг., нар., местоим., частица.

(Программа выставляет оценку учащимся).

И нет у нас иного достояния!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страдания,

Наш дар бессмертный – речь. (И.Бунин)

Дополнительно:

Развитие речи: подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие.

Очень быстро - вскачь.

Уйти в сторону - прочь.

Распахнуть - настежь.

Ударить с размаху – наотмашь.

Упасть вверх лицом – навзничь.

Открыть до конца – настежь.

Отсутствие терпения – невтерпёж.

Густо засыпать – сплошь.


Ь после шипящих на конце наречий


Правило

Опорный конспект

Распределительный диктант № 1

Объяснительный диктант

Лексическая работа № 1

Лексическая работа № 2

Творческая работа

Комментированное письмо

Аббревиатурный диктант

Зрительный диктант

Самостоятельная работа

Контрольный диктант

Ма ршр у т


Правило

После букв ш и ч на конце наречий пишется мягкий знак .

После буквы ж мягкий знак не пишется .

Исключение: настежь.


Опорный конспект

Ь после шипящих на конце слов

Есть Ь

* С. 3 скл.

Нет Ь

  • Н. Искл . : уж,

замуж, невтерпеж.

* С. 1,2 скл.


Распределительный диктант 1

без Ь

В открытую настеж ? ,

уж ? очень,

(не)(в)терпеж ? занять,

гнать проч ? ,

сплош ? усыпано,

лиш ? подумал.


Проверка

В открытую настеж ь ,

гнать проч ь ,

сплош ь усыпано,

лиш ь подумал.

без Ь

уж _ очень,

невтерпеж _ занять.


Распределительный диктант № 2 .

Проч_ , наотмаш_ , настеж_ , вскач_ , уж_ , лиш_ ,

невтерпеж_ , навзнич_ ,

сплош_ , точ_- в - точ_ , замуж_ , невмоч_ .


Прочь

Вскачь

Навзничь

Точь - в - точь

Невмочь

Наотмашь

Лишь

Сплошь

Настежь

Невтерпеж

У ж

Замуж


Объяснительный диктант

Свеж?, сторож?, хорош?, проч?, обжеч?ся,

прибираеш?ся, не мороч? голову, с плеч?,

замуж?, сплош?, настеж?, навзнич?,

наотмаш?, невтерпёж?, плющ?, замуж?,

сплош?, плюш?, линюч?, пустош?, мимо

дач?, трескуч?, из-за туч?, уж?(сущ.),

уж?(нар.), полноч?, стрич?, ключ?,

нареж?, ткач?, бреш?, пилиш?, горяч?,

училищ?, обознач?те, чуш?, удач?, богач?,

неуч?, с куч?, завуч?, живуч?, могуч?, жеч?,

подстрич?ся, решиш?ся, среж?те, леч?,

смаж?те, передач?, з адач?.


Лексическая работа № 1 .

Объясни лексическое значение:

Навзничь

Наотмашь ш\\х -

Невтерпеж


Проверка

Навзничь

на спину , вверх лицом .

Наотмашь ш\\х -

размахнувшись,

отведя руку назад.

Невтерпеж

не хватает терпения ,

невмоготу.


Лексическая работа № 2 .

Замени словосочетания наречиями

Уйти в сторону

Нестись галопом –

Распахнуть окно до конца –

Невыносимо терпеть –

Дерево все было усыпано плодами –


Проверка

Уйти в сторону прочь .

Нестись галопом вскачь .

Распахнуть окно до конца настежь .

Невыносимо терпеть невтерпеж .

Дерево все было усыпано

плодами сплошь .


Творческая работа .

Придумать предложения с наречиями:

Точь – в – точь ,

заполночь ,

прочь .


Комментирование

Издалек? пр?летевший скворец

заглядывает в открытую настеж? дверь.

Дача еще н?кем (не) занята. Скворцу

невтерпеж? занять ее. Дно домика

сплош? усыпа(н, нн)о пухом. Дача в

хорошем месте: поблизости пруд. Есть и

соседи. Сообща ле?че гнать проч?

ворон. Лиш? подумал об этом, а вороны

летят к домику. Но дружная семья

соседей (не) допустила н?кого к домику


Проверка

Изд а лек а пр и летевший скворец загляд ы вает

в летное отверстие, словно в открытую

насте жь дверь. Дача еще ни кем не занята.

Скворцу не втерпе ж занять ее. Дно домика

сплош ь усыпа н о пухом. Дача в хорошем

месте: поблизости пруд.

Есть и соседи. Сообща ле г че гнать про чь

ворон. Ли шь подумал об этом, а вороны л е тят

к дом и ку. Но дружная семья соседей не

д о пустила ни кого к дом и ку скворца.


Аббревиатурный диктант

Настеж ? , сплош ? , вскач ? ,

невмоч ? , навзнич ? , уж ? ,

проч ? , замуж ? , невтерпё ж ? ,

точ ? - в - точ ? , наотмаш ? .

Настеж ь

сплош ь

вскач ь

невмоч ь

навзнич ь

у ж

проч ь

заму ж

невтерпё ж

точ ь в - точ ь

наотмаш ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

-

Ь

-

-

Ь - в - Ь

Ь

Пр о в е р к а

Зрительный диктант

Мелькнуло солнце из-за туч ? ,

И был горяч ? последний луч ? .

Стал вечер ясен и хорош ? .

Чуть-чуть заметна листьев дрож ? .

Бил под горой студеный ключ ? .

Цвел ландыш ? , нежен и пахуч ? .

Вдруг вышел на поляну еж.

Спросить его мне невтерпеж ? :

«Кому спешиш ? ты, еж?, помоч?..»

Проверка

Мелькнуло солнце из-за туч _ ,

И был горяч _ последний луч _ .

Стал вечер ясен и хорош _ .

Чуть-чуть заметна листьев дрож ь .

Бил под горой студеный ключ _ .

Цвел ландыш _ , нежен и пахуч _ .

Вдруг вышел на поляну еж _ .

Спросить его мне невтерпеж _ :

«Кому спе шиш ь ты, еж _ , помоч ь ?..»

Самостоятельная работа

1 вариант. Вскач? умчаться, гора с плеч?, грезиш? и мечтаеш?, иш? ты, наотмаш? удариш?, проч? от пожарищ?, уж? смерклось, устроиш?ся в экипаж?.

2 вариант. Выйдеш? замуж, залеч? обоч?, назнач?те вернисаж?, не хватает пастбищ?, расстроиш?ся от неудач?, становится невмоч?, упасть навзнич?, щелоч? Прольеш?, как биш? его?

3 вариант. Блестящ?, вручаеш? брош?, испеч? кулич?, настеж? отворяеш?, невмоч? стереч?, невтерпеж? дожидаться, роскош? не утаиш?, спряч?те ключ?.

Контрольный диктант

Расставьте знаки, объясните правописание Ь.

Черныш? лёг навзнич? подставил

обетре/н,нн/ое лицо под пр?ятные

удары дождевых кап?ль. Двери комнаты

были открыты /на/стеж?

Обе собаки разом поднялись с

судорожным лаем ринулись проч? от

коня и?чезли в темн?те. Он изо всей

силы /на/отмаш? ударил рукой лош.дь

по крупу она пов?рнулась и брос?лась

/в/скач? назад.

Публикации по теме